О статье иеромонаха Димитрия (Першина) Окрыление в любви.
Так уж установилось, что семейной жизни нас учат монахи. Иногда это бывает довольно смешно по сути, но не впервые в истории человечества такого рода поучения воспринимаются с тем большим благоговейным вниманием.
Пытаться переломить мировые тенденции — занятие бесплодное и неблагодарное. В данном случае к тому же беспредметное, потому что именно текст отца Димитрия буквально проникнут живой любовью к живым людям, заботой о них и об их счастье. Имею право это утверждать еще и потому, что знаю его автора с самых юных лет, и уж коль скоро у нас сохранились дружеские отношения, то это кое-что значит.
Именно испытывая самые теплые и уважительные чувства к автору, я и взялась поразмышлять над его текстом. Склонность к замечаниям я сохранила с тех пор, как иеромонах Димитрий был моим студентом, а потом — соавтором.
Общая идея и направленность статьи мне чрезвычайно близки и симпатичны, более того, я и сама об этом думала и даже говорила. Но естественно, что различие в жизненном опыте и (увы! увы!) возрасте дает мне возможность и право сказать что-то свое.
Совершенно резонно отец Димитрий утверждает, что брак не сводится к деторождению, а служит преумножению любви в этом мире, где любви не так много, как хотелось бы. Но вот то, что в преклонные годы любовь супругов сводится к дружбе, вовсе неверно. Она остается любовью, хотя и платонической. Схема «дружба = любовь — секс» на самом деле слишком примитивна и вовсе не соответствует всем возможным оттенкам отношений мужчин и женщин. Но это тема для отдельного исследования. Впрочем, такое исследование было проведено в свое время К. С. Льюисом в книге «Любовь», и к ней полезно обращаться всякому, кто всерьез хочет ознакомиться с тем, как умный христианин анализирует, например, понятие привязанности. А если вне литературы, то взаимопонимание и взаимосвязь немолодых супругов превосходит по своей прочности все волшебные туманы юных дней.
Я не готова утверждать вслед за автором, что отсутствие детей — это благословение. Но что это задача, которую ставит Господь бездетным супругам — это несомненно. И еще более несомненно, если можно так сказать, — то, что Он никому не давал задания (и права) бесцеремонно влезать в обстоятельства, в силу которых в семье нет детей.
Нынешнее же стремление заклеймить всех бездетных никак иначе чем жестокостью, вовсе не приличествующей христианам, назвать нельзя. И когда иеромонах Димитрий говорит о том, что делают это «нечистыми руками» — право же, к этому стоит прислушаться, и не потому лишь, что это мнение духовного лица, но и потому что за этим стоит трагический опыт принятия исповеди. Давайте еще раз подумаем, каково приходится нашим батюшкам не только тогда, когда к их ногам складываются ужасающие нечестия, но и тогда, когда исповедующийся просто не понимает своей греховности. Неизвестно еще, что тяжелей.
Что же касается отца Димитрия, то я считаю, что свое право высказываться по данному вопросу он заслужил еще и своей многолетней самоотверженной борьбой за право на жизнь нерожденных детей.
Я знаю семьи, в которых детей нет по вполне печальным и непреодолимым обстоятельствам. В этих семьях в последнее время атмосфера больше всего напоминает ту, которая бывала в христианских семьях в окружении… мягко говоря, враждебном христианству настолько, что вот-вот могла разразиться гибель, резня, а проще говоря — массовые репрессии и казни. И просто сказать таким людям «вы не виноваты» зачастую означает вызвать у них слезы облегчения.
…Очень правильные слова были сказаны в одном детском стишке:
Люди, одумайтесь! Как вам не стыдно!
Да и насчет того, что многодетных восхваляют, прославляют, ставят в пример, ими гордятся, размахивая статистикой: «У нас в приходе…» — далее следуют ошеломительные цифры, сопровождаемые подчас словами «рождаемость, как в Бангладеш», что позволяет по большей части добавить : «и нищета такая же, и мамочки такие же беспросветно замученные» — стоит подумать более серьезно. Потому что прославление — одно дело, а реальная помощь, требующая трезвого понимания ситуации конкретной семьи, а также рук, ног, денег и времени — дело совсем другое.
И так вот и получается, что и в гонениях на бездетных, и в воспеваниях многодетных на первый план выступает одно и то же свойство: равнодушие к людям. Снова можно убедиться в правоте Честертона, писавшего, что любовью к человечеству, а не к человеку даже кошку можно только оскорбить.
Но вот если прочесть заключительную часть текста отца Димитрия — о Спасителе, о свободе и любви, о святых мучениках и праведниках — то вещи обретают свой истинный масштаб, в котором все, что отторгает человека от Царства, — ничтожно. И в этом масштабе, раскрывающем истинный свет, дышать легко и радостно.
За что и поблагодарим автора.
Читайте также: