В преддверии Вербного в воскресной школе, среди взрослых, ведутся такие например разговоры:
— Ну вот за что Иисуса осудили и распяли?
— Как за что. Читаем же вот Евангелие. За то, что Он не оправдал чаяния народа иудейского: они думали, что Мессия въедет на коне, во главе войска, и поведет всех на войну против Рима, а Он въехал на каком-то ослике, как шут гороховый… Про это, кстати, все батюшки проповедуют, и в книгах пишут. Иудеи священную войну хотели, а Он принес мир.
-Ну, вообще-то, этот образ на Востоке в те времена был традиционен и узнаваем: едет на коне – символ войны, едет на осле – символ мира. Смотрите, в Евангелии никто и не удивляется особо, что Он на ослике, и не возмущается, про это не упоминается, значит, образ прочитан иудеями верно, встречают Мессию , как и ожидалось… «Всё же это было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дочери Сиона: „Се, Царь твой грядет к тебе, кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной“».
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды на дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали на дороге; народ же, шедший впереди и сопровождавший Его, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 1-9). Значит, за мир, говорите, Его распяли?
-Конечно.
— А я вот думаю: конечно, в каждом народе всегда есть люди, которые хотят войны, подвигов и прочего такого, хватало в те времена патриотов-сикариев-зилотов и в Израиле…
Но среднестатистический, скажем так, человек, обычный-то обыватель, всегда предпочитает мир. Как вы или я. Во все времена и при всех общественных формациях.
Сытость, довольство, крепкое мудрое правительство, зарплаты и пенсии повыше, а налоги пониже, отсутствие болезней и катастроф, предсказуемость завтрашнего дня и стабильность, чтоб детей не присылали «грузом-200» с войны, чтоб революций и бунтов не было, чтоб жить долго и счастливо и умереть, желательно, без мучений и во сне, и чтоб перед смертью, при подведении итогов жизни, совести не за что было меня упрекнуть, ни в каком отношении… Не жизнь, словом, а песня. Разве плохо? Так что Мессию, несущего мир, едущего не на боевом коне, а на осленке, народ гораздо охотнее примет, я думаю.
Какой век у иудеев всегда считался золотым? Велик , конечно, и славен царь Давид, пророк и опытный полевой командир, закаленный в бесчисленных битвах ! Но золотым веком все-таки считается период правления его сына Соломона, царя Шломо, имя которого как раз и означает «не-война» и однокоренно со словом «шалом», период, когда не воевали, а торговали, строили великий храм Иерусалимский, даже с Египтом замирились, всюду веяла гражданская благодать, все были сыты, и «в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Цар.10:14)…
Значит, вы все-таки так и думаете: народ хотел воевать и бить врага, а тут такой Иисус на ослике едет весь в белом, улыбается всем, и нашим и вашим, и говорит: «Ну что вы! Пис, лав, нет войне!». Прямо не Мессия, а какой-то хиппи из Вудстока…
-Ох… Что думаю?.. Да уж не знаю что и думать, вы мне прямо голову заморочили… Ну а что, по-вашему, Он войну что ли нес?
— Нет, конечно. Война – это зло. Он нес мир… Но такой мир, который для мира бывает страшнее войны . Миру падшему – мир изначальный, Божий… Который вторгается в сей мир и всё, что в нем слежалось, установилось, все многочисленные устои, скрепы и краеугольные камни, переворачивает. После въезда в Иерусалим Он же куда пошел?
— Да… В храм пошел, столы переворачивать, торговцев гнать, скандал устраивать…
— Вот именно. Вместе с Царем – вошло и Его Царство, а оно для устоявшихся представлений Израиля о мире и о благе оказалось не миром, но мечом… Мечом, нарушившим сросшийся за века уклад жизни и мировоззрения религиозных, порядочных людей, живущих, как они считали, в основном праведно, по уставу Бога Единого…
И вместо «все более полного удовлетворения нужд верующих», вместо очередного благословения любви к отеческим гробам и всяким отеческим преданиям, получился переворот и соблазн в умах. Из-за Христа, из-за Его слова и явления — все, нажитое Израилем веками непосильным трудом, стало под сомнение, все ценности и скрепы – под сомнение… Короче, ситуация, напряженная до максимума. Кроме как крестом, закончиться всё это никак не могло.
— И камни возопили… Знаете, я очень как-то это чувствую сейчас, переживаю вот эти слова, про камни… Камни, они ведь до сих пор вопиют.
— Как это?
— А так… Вот я как вижу: живет человек, за долгую жизнь в всякие шлаки, им поглощенные, откладываются в нем. Откладываются , превращаются в песок, потом в камни – в позвоночнике, в почках, в желчном пузыре там, в мочевом.
Начинает врач лечить, бередит эти залежи – и начинают камни вопить: «Не трогай! Больно! Организм к нам притерпелся, зачем трогаешь! Невыносимо!…» А врач говорит: «Надо, иначе, если от вас не избавиться, умрет организм».
Так и все наши привычки, большие и малые грешки, страсти-сласти, правдочки, убеждения, частные и общественные, откладываются в нас как камни, в уме, в совести, в сердце… Вроде мы и притерпелись, живем как-то, вроде – мир. А Христос приходит – и начинают эти каменные отложения там внутри ворочаться и вопить. Типа, знаем, кто Ты, Святый Божий, пришел тут мучить, дробить и выводить нас!.. Оттого и боль, и уныние, и страх нападают, оттого так часто хочется от Бога спрятаться обратно под адамов куст, оттого и пост, и молитва, и пересмотр отношений к людям, к жизни, к себе, то есть всё, что не формально, а по-правдашнему, по Евангелию в жизни бывает, все дается так тяжело.
— Да. Но и понимаешь: а без этого – вообще смерть. Ни любви, ни радости, ни жизни никакой не будет, если Христос не начнет ворочать и выгонять из нас наши камни…
— Так что – возопили, и пусть вопиют!..
— Пусть!.. Кстати, идете вербочки освящать?
— А как же!
… Вот такие разговоры, ну или примерно такие.
Блаженна ты, обычная провинциальная воскресная школа, в которую ходить никто не заставляет, посещение которой никаких житейских бонусов не дает, но в которую тянет людей, пусть и не особо многих – количественный показатель тут не на первом месте, тянет как прихожан, так пока еще и околохожан, чтобы побыть им вместе и поговорить, чтоб слушать и читать, и думать, обмениваться открытиями о вере, Христе, Церкви и собственной жизни, и снова жадно говорить и думать вот о таких вещах…
Недалека, значит, и ты, невеликая школа, от Царства Божия.
От Царя, которого встречаешь ты, толпясь сегодня в храме на Всенощной, с вербочками в руках, и вместе со всеми смеешься и по-детски кричишь при кроплении: «Батюшка, а на нас!… А на нас!…»