Без меня народ не полный.
А. Платонов
Как-то привычно срывается у нас с языка: «народ и интеллигенция» или «интеллигенция и народ». Горе в том, что говоря в таком случае «и», большинство подразумевает «или».
А почему, собственно говоря?
Ну да, в свое время умный человек Георгий Федотов сказал, что интеллигенция — это люди без корней. Казалось бы, первая эмиграция это подтверждала: сорвалась с места — и понеслась.
Правда, казаки тоже сорвались. Но наверняка найдется куча умного народа, глубокомысленно обзначивающего глубокое различие. Почему же различие? А потому, что казаки — это народ, причем, так сказать, самый народнейший народ, а интеллигенция, знамо дело, люди без корней.
Да? А вот Цветаева со знанием дела писала о собратьях по эмиграции:
Доктора узнают нас в морге
По не в меру большим сердцам.
Так что если подумать, то обязательно ли такое «бескоренное» определение?..
Да и какие такие сякие корни остались у народа после массовых высылок, эвакуаций, переездов из деревни в город, из поселка в райцентр и далее везде? Вот моя уральская родня угнездилась в Сибири, в Москве и Подмосковье и во Франции.
…А почему такого понятия, как интеллигенция, нигде больше нет?
Вот у чехов пропасть между образованным людом и другими вовсе не так ощущается. И пан профессор с паном слесарем будут пить себе пивечко без всякого взаимного озлобления.
Да и друг мой вспоминает с нежностью своего предка-крестьянина, который продал СТАДО, чтобы отправить сына учиться. И так и пошел от этого сына интеллигентский род.
Да и один румынский режиссер рассказывал мне, что в крестьянском доме его отца все стены были заставлены книжными полками.
То есть определение красивое, но не годится.
Правда, у русской интеллигенции есть-таки одно слегка раздражающее свойство: стремление учительствовать, в тяжелых случаях доходящее до лжемессианства. Вот даже принято не без гордости говорить, что поэт в России — больше чем поэт.
А так ли это хорошо? Почему бы поэту не быть поэтом?
А потому что сейчас за давностью лет уже толком и не установишь, как разошлись в России Церковь и интеллигенция и кто первый начал, но чем дальше, тем крепче убеждение, что разошлись. Но действительно ли это так? Точнее — естественное это разделение или искусственное? Но так или иначе всегда в рассуждениях возникает главное: интеллигенты — они против Бога. А почему они против Бога? да потому что ряд церковных деятелей так считает. И заодно считает, что тем самым совершенно правильно православные должны быть против интеллигенции.
И тут меня начинает одолевать смех. С одной стороны мне объясняют, что образованные люди все как один враги Церкви. Что странно по меньшей мере, потому что здесь наблюдается тенденция к объявлению Света истины темным суеверием. С другой — что образованный человек не может верить в Бога.
Особенно умиляет, когда какой-нибудь завсегдатай инета достаточно косноязычно вещает, что он как интеллигент в Бога верить не может. Больше всего это все похоже на пламенную речь на Патриарших прудах Ивана Бездомного, который доказывал Воланду, что того нет. Так у апологетов разделения интеллигенции и (верующего) народа получается, что меня нет. А я все-таки есть, и мне даже есть с кем словом перекинуться.
И все чаще так рисуют, что во всех бедах России и христианского мира в целом виноваты интеллигенты.
Но вот беда: среди наших доморощенных ересиархов было довольно-таки много необразованных людей. А один из них произвел вообще нечто пленительное.
Речь пойдет о секте серафимовцев, которая по причине преобладания в ее рядах слабого, но прекрасного пола называлась также «серафимовны». Основал ее в 70-х годах XIX века иеромонах Серафим, бежавший из монастыря в леса, где его нашли и арестовали. Своим последовательницам он присваивал звание матушек-игумений, и они распространяли его учение, имели право благословлять иерейским благословением, отпускать грехи. Девушки при вступлении в это сообщество давали обет безбрачия, женщины полагали себя в разводе. Мяса не ели.
Сам Серафим объявил себя Илией и открыл, что Бог дал ему ответственное поручение на предмет конца света. Суть же учения сводилась, естественно, к тому, что антихрист уже живет в мире и что ему покорились люди благородные (то-то их потом повырезали!) и образованные. Неоднократно назначалась дата конца света, но когда она проходила, «матушки» говорили, что он отсрочен по их молитвам. Утешались серафимовны тем, что у них есть оружие против антихриста: разноцветные восковые свечки и сухие ветки. Вот как антихрист приблизится, а свечки-то загорятся, а ветки-то распустятся, так он, убоявшись чудес, и отступит.
До сих пор все довольно обычно, а дальше уже интересно. Дальше — о том, что серафимовнам в церковь ходить можно, исповедоваться и причащаться можно, на клиросе петь можно… Тогда в чем же их особенность? — В том, что при всем при этом им нельзя верить священникам. Потому что тоже образованные, следовательно, интеллигенты, следовательно, только и думают о том, чтобы обмануть простой народ. Вообще же последовательниц Серафима отличает любовь к акафистам и к темной одежде.
Считается, что эта секта была благополучно искоренена. А по-моему, нет, тут уж позвольте мне выразить чисто народное недоверие. Потому что не раз наблюдала «истовую» улыбку батюшке в лицо и хмурый недоверчивый взгляд у него же за спиной. Не говоря уже об одеждах.
Так что я бы очень и очень подумала, прежде чем провозглашать образованный народ врагами веры, а необразованный — ее сторонниками. Такие сторонники уже были. Чем дело кончилось — тоже хорошо известно. А как пойдет искоренение интеллигентов, то глядишь, и духовное училище сочтут чересчур высшим образованием…
Оно конечно, с образованными сложнее. Они вопросы задают. И ответ по модели «сам дурак» не проходит, а приходится поднапрячься и вспомнить, что надлежит быть разномыслию. И по мелочам его искоренять не стоит, — Отцы не рекомендуют, а рекомендуют, чтобы главным образом во всем была любовь.
Но все эти трудности — до поры до времени, а со временем они по большей части окупаются. Ну вот поверьте на слово человеку с солидным жизненным опытом: убежденный образованный человек стоек в вере. Гораздо более стоек, чем, например, тетка, которой другая тетка сказала, что если закажешь акафист в сорока церквях, то будет тебе квартира или другое какое счастье. А оно не состоялось… Никогда не слышали русскую народную поговорку об иконах: «Годится — молиться, не годится — горшки покрывать»? Ее, между прочим, не интеллигенты выдумали. И не госдеп внедрил.
Хороших людей хватает во всех слоях общества. Уродов тоже, дефицита не ощущается. Но противопоставлять порок и добродетель по образовательному цензу — занятие не только бесплодное, но и вредное.
Но озадачивает еще и другое. Ну хорошо, ну допустим, народ и интеллигенция несовместимы. И что?
Несколько раз в новейшей истории делались отчаянные попытки искоренить интеллигенцию. В результат имеем то, что имеем: ощутимую нравственную деградацию общества. А между тем все слышнее крики о том. что интеллигенты нам не нужны. что пусть хоть все уезжают, потому как все равно ничего не производят.
Это сильно напоминает неприязнь в Академии наук, которые специалисты по точным и естественным наукам испытывают к гуманитариям: много лет это было для меня загадкой, пока я из проходной реплики одного академика не уяснила себе, что «гуманитарными науками» они считают всяческий марксизм.
Это может стать сюжетом для отдельного обдумывания, а пока что скажу так: хотите жить без интеллигенции — живите. Но не без рекламных агентов, страховщиков и вообще «специалистов» по впариванию какой-то сверхъестественно ненужной дряни, а без врачей. Без учителей. Без инженеров.
А насчет того, что интеллигенты производят, чтобы долго не рассуждать скажу так:
техническая интеллигенция производит материальную основу экономики, то есть страну;
гуманитарная интеллигенция производит здоровых и умных людей, то есть тот самый народ, от которого ее хотят оторвать демагогически настроенные специалисты по манипулированию общественным мнением.
И вообще: чье это дело сеять рознь и разделение? А? То-то.
Читайте также:
Только плохая наука отрицает религию, только дурная религия отрицает науку…