Сейчас какой-то вал споров о цензуре. Что сказать? Да, давление государства на современных художников очевидно, но нужно понять, что власть — она на то и власть, чтобы быть консервативной и не разделять никаких авангардных настроений. Да, на Западе этот прогиб государства под общественное мнение произошел, но после столетий частной собственности, а не после двадцати лет первичного накопления капиталов; и при поддержке подавляющего большинства общества, которое стало разделять прогрессивные взгляды на жизнь.
А у нас — основная масса населения разделяет почвеннические,
Еще очень долго народ не сможет понять и принять «актуальных художников», поскольку ничего этот народ с этими художниками не роднит. Народ вкалывает на трех работах, художник — ищет себя и бегает голым по сцене или даже по улице в знак протеста против бытия и Бога; народ падает перед иконами на колени, художник их сжигает. Где здесь точки коммуникации?
«Эти художники разрушают мой пусть не самый уютный, но понятный и родной дом» — вот как мыслит народ. А наша власть — плоть от плоти нашего народа, господа художники. И она будет зажимать, потому что искренне верит, что обороняется от врагов. А все разговоры на тему, что власти нужно тупое население — конспирология. Власти нужно лояльное население. То, что чиновник коррумпирован или самодур, не значит, что он ни во что не верит, не любит своих детей, родителей и землю, где родился. Просто у него свое — феодальное мышление. Не бывает плохих и чертей, бывает — уровень развития.
Нам нужна долгая, кропотливая и аккуратная работа с аудиторией по убеждению ее в необходимости хотя бы постепенной реформы вкуса. «Смотрите, Чехов же — хорошо? Давайте посмотрим, что к нему близко, но чуть сложнее для восприятия» и в таком ключе. А мы машем шашкой: «Быдло! Вы ничего не понимаете!», «Не нравится — пошли вон!» Продуктивно ли это? Нет. Скорее надменно, заносчиво и опрометчиво. Мы же не подходим к ребенку объяснить мир с учебником по квантовой физике. Если, конечно, задачей просвещенной элиты не стоит революционный лозунг «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом…» Но результаты такого мышления нам известны…
Ненависть рождает только ненависть. Невнимание — только невнимание. Глупость — только глупость. Отторжение — только отторжение… Конечно, художник ничего не должен зрителю, но ведь и зритель тогда ничего не должен художнику. И если все-таки спросить, кто первым должен сделать шаг навстречу, я думаю, ответ будет прост. «Кому больше дано — с того больше спросится».
P.S. Но это на мой взгляд. Я не истина в последней инстанции…
Юрий Быков родился 15 августа 1981 года в городе Новомичуринске Рязанской области.
В 2005 году окончил актерский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова). После ВГИКа играл в театрах: МХАТ, «Et Cetera», Театре Луны, Театре Российской Армии. Играл небольшие роли в кино и телесериалах.
В 2009 году снял короткометражный фильм «Начальник», в котором выступил как сценарист, режиссер, композитор, продюсер и актер. Фильм был награжден главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» на кинофестивале «Кинотавр».
Был режиссером сериала «Станица», но ушел прямо со съемочной площадки, так как не хотел «снимать халтуру».
В 2013 году состоялась премьера фильма «Майор» в рамках «Недели критики» Каннского кинофестиваля.
Снял две трети фильма «Время первых», посвященного Алексею Леонову и его выходу в открытый космос, но из-за творческих разногласий был отстранен от проекта.
В 2016 году учредил кинокомпанию «Кода».
Лауреат премии «Ника» 2014 года за лучшую режиссуру (фильм «Майор») и 2015 года — за лучший игровой фильм (фильм «Дурак»), а также премии ТЭФИ в номинации «Режиссер телевизионного фильма/сериала» (сериал «Метод»).