Народная Церковь в России: быть христианами не по названию, но по сути
9 апреля в Высшей Школе Государственного Администрирования МГУ руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви протоиерей Всеволод Чаплин встретился со студентами МГУ, чтобы обсудить обширную и актуальную тему «Церковь. Общество. Государство».
Церковь как ходатай за народ
По словам отца Всеволода, сегодня Церковь, общество и государственная власть стали говорить на одном языке, так как составляют их в значительной степени одни и те же люди, делающие общее дело: «Сегодня философия отношения Церкви и общества – это не переговоры чуждых друг другу, а тем более враждующих сторон, а совместная забота о том, как сделать лучше нашу общую жизнь».
Говоря о сфере общественных интересов Церкви, о. Всеволод подчеркнул, что все, что волнует людей, волнует и Церковь. Она активно сотрудничает с различными институтами гражданского общества, политическими партиями (сохраняя политический нейтралитет), культурными, молодежными, профессиональными объединениями. «Церковь – это большая, если не бОльшая часть нашего народа, поэтому, конечно, она должна присутствовать во всех процессах, которые этого народа касаются, не становясь, в то же время, разделяющей силой, то есть силой, которая ставит партийную политику и частные интересы выше общенародных задач».
При всем деятельном участии Церкви в общественной жизни, она, по мнению о. Всеволода, должна быть отделена от государства и не должна превращаться в орган соборной власти: «Религиозные организации не являются органами власти и не встроены в систему этих органов». Тем не менее, Церковь, считает протоирей, должна не только высказываться по вопросам государственной жизни и оценивать то, что делает государство и различные общественные силы, но и участвовать в разрешении общественных проблем, жить жизнью своего народа, не становясь при этом государственной.
Говоря о взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, о. Всеволод отметил, что Церковь в России «должна стать народной Церковью, близкой к народу, знающей, о чем думает народ, чего хочет, где ему радостно, а где горестно. Церковь должна чаяниями этого народа жить и быть ходатаем перед властью за народ. И не только перед формальной государственной властью, но и перед элитами».
О православном плюрализме: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – Любовь».
В православной среде всегда велись, а сегодня особенно активно ведутся споры о различных культурных формах, о внешнем устройстве церковной жизни, поддержке тех или иных политических и общественных течений и т.д. В качестве ответа Церкви на эти многочисленные споры во все времена о. Всеволод привел слова святого Викентия Леринского: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – Любовь». В своей вере и учении о Боге мы должны быть едины. А вот личные предпочтения в области политики или искусства, по мнению о. Всеволода, на 95% являются сферой внутренней свободы христианина, за исключением тех 5%, которые связаны с откровенной безнравственностью, насилием или ненавистью. Но главным и истиным критерием христианской жизни всегда была и будет Любовь, о чем бы ни шла речь – о политике, культуре или общественных отношениях. «Свобода во многом возможна и допустима», — считает о. Всеволод, — «но когда она соединена с ненавистью – это признак того, что ты от христианского пути уходишь».
Вера в молодежь
Встречаясь со студентами, о. Всеволод, конечно, не мог обойти стороной и вопросы отношения Церкви и молодежи, по отношению к которой он настроен вполне позитивно: «У современной молодежи исчезает нравственная раздвоенность советского периода, когда люди вынуждены были поклоняться идеологии, которая реально никем не разделялась». По словам о. Всеволода, у молодых россиян сегодня «есть хорошие шансы создать страну не закомплексованную, не пытающуюся оправдываться перед Западом или Востоком и вечно оглядываться на какие-то стереотипы общественной жизни, которые были выработаны не в самое хорошее время и не самыми умными людьми, а значит иметь возможность строить жизнь на основании своего чистого разума, желательно, посвященного Богу».
Церковь намерена идти навстречу молодежи и желает говорить с ней на одном языке, устраивать встречи с церковными иерархами, развивать и поддерживать деятельность как православных молодежных объединений, так и «православных по духу, но не обязательно православных по названию», которые объединяют людей не только вокруг приходов и монастырей, но и вокруг тех или иных культурных, спортивных, общественных и других интересов. О. Всеволод выразил готовность к самым разнообразным формам работы с молодежью, допустив даже возможнось ночного клуба, разумеется, без спиртных напитков, в котором «будет возможность посмотреть хороший фильм и потом поговорить о нем хоть до трех, хоть до четырех часов ночи».
Быть христианами не только по названию
Не все, кто именует себя православными христианами, являются таковыми на деле. Эта мысль звучала в словах о. Всеволода на протяжении всей встречи, о чем бы ни заходила речь. Эта проблема касается и религиозного присутствия в СМИ, которые, освещая тему Церкви, часто уделяют больше внимания вопросам убранства храмов, православной кухни или моды, в то время как «надо говорить не том, что из себя представляет внешняя оболочка христианства, а о том, что все-таки такое христианство». По словам протоирея, «людям неприятно слышать о главном, он часто бегут от ответов на самые главные вопросы, им гораздо проще психологически говорить про то, как красить яйца, про исторические события, потому что человек часто пытается убежать от собственной совести, от образа Божия в себе, от самого главного».
Та же мысль – и в словах о. Всеволода о Церкви, которая не является «комбинатом ритуального обслуживания», куда приходят лишь за тем, чтобы «чтобы поставить свечку, выслушать несколько ни к чему не обязывающих слов и сделать какое-то пожертвование». А именно такое отношение, по словам протоиерея, нередко существовало в советское и первое постсоветское время, «когда люди приходили в храм как в магазин, а священники себя вели как владельцы этого магазина». Не таковой должна быть церковь. И не такой, какой она стала в западных религиозных организациях, которые «пошли на поводу у культур, сконцентрированных вокруг приоритета кошелька и желудка», превратив храмы в «места приятного времяпрепровождения» и потеряв при этом и людей, и себя. «Это должно быть место, где люди объединяются, прежде всего, в общей молитве и в общем богомыслии, в общем участии в таинствах церковных, в Божественной литургии, прежде всего», — заметил о. Всеволод.
Говоря о самых разных вопросах отношений Церкви, общества и государства, о. Всеволод подчеркивал, как важно, чтобы люди вели себя как христиане не только в храме, но и везде. И вторил словам Святейшего Патриарха Кирилла о том, что сейчас основные силы церкви надо бросить «не на строительство, не на материальное обеспечение, не на внутреннее устроение, а на свидетельство, просвещение, миссию, чтобы люди были православными христианами не по названию только, а по своему образу жизни и по своим поступкам. Вот когда таких людей в народе станет достаточно много, тогда и Церковь станет народной».