С одной стороны, гомосексуалистом можно стать, соблазнившись. Церковь очень много делает для того, чтобы защитить от такого соблазна неокрепшие умы и души. С другой – гомосексуалиста можно воспитать.
Протоиерей Алексий Уминский пишет об этом так: «Священник должен понимать, что гомосексуализм — не просто грех. Конечно, в огромном количестве случаев гомосексуализм является проявлением разнузданности, падшести, развращенности человека, доводящей его до удовлетворения своей похоти таким противоестественным образом. Но нельзя упускать из виду, что подобного рода влечения могут возникать у определенной группы людей, как что-то от них не зависящее. Искажение сексуальной ориентации с детства может иметь разные причины».
Мне бы хотелось поговорить об ошибках воспитания, приводящих к таким последствиям.
Ядерная идентичность
Иногда приходится общаться с мамами, с улыбкой рассказывающими или пишущими о том, что их сын любит вести себя, как девочка. Например, вот так… «Моему сыну 4 года. Он общается, в основном, с женщинами, которые его очень любят. Любит наблюдать, как женщины за собой ухаживают, причесываются, накладывают макияж. Гулять мы его почти не пускаем, в детский сад устроить не смогли. Папа не успевает проводить с ним время, т.к. много работает. В последнее время начали наблюдать, что он, как девочка, крутится перед зеркалом, пытается пользоваться губной помадой. Муж меня критикует. Может ли все это повлиять в дальнейшем на его сексуальную ориентацию?»
Сексуальная ориентация – в результате чего и как она формируется. К сожалению, для мамы, написавшей письмо, ядерная половая идентичность формируется не «впоследствии», а в 2-4 года. Ядерная половая идентичность, то есть ощущение принадлежности к женскому или мужскому полу, определяется не биологической природой, а тем, как воспитывается ребенок до двух-четырех лет — как девочка или как мальчик.
Точно так же полоролевая идентичность, то есть принятая в том или ином обществе норма поведения, типичная для женщин и мужчин, тесно связана с психосоциальными факторами. Так же – выбор объекта любви в наибольшей степени зависит от социально-психологического опыта, приобретенного в раннем детстве. То есть, на что важно обратить внимание…
Ядерная половая идентичность: к какому полу ребенок себя причисляет. Как он о себе говорит, как относится к своему телу, какие игрушки и одежду выбирает.
Полоролевая идентичность: психологические установки и способы межличностного поведения. Основные модели социальных взаимодействий. Характеристики, присущие мужчинам или женщинам и таким образом разделяющие их.
Доминирующий выбор объекта: выбор объекта любви. Нормальный выбор объекта произойдет тогда, когда в норме сформирована ядерная и полоролевая идентичности.
Считается, что в психологии нет понятия нормы. Это не так. Современный психотерапевт, может сказать гомосексуалисту, заявляющему, что его сексуальная ориентация – норма, что с точки зрения, например, психодинамического направления, его сексуальная ориентация является извращением. Т.к. нормой является та ориентация, которая дает возможность людям продолжать свой род и рожать детей.
Описанные психотерапевтом Робертом Столлером психологические исследования взрослых транссексуалов и детей с аномальной половой идентификацией, дали информацию об основных паттернах родительско-детских взаимоотношений. Стало очевидным, что у мужчин-транссексуалов матери, как правило, имели ярко выраженные мужские черты, а отцы либо отсутствовали, либо были пассивными и отстраненными. Мать видела в сыне как бы свое продолжение, неотъемлемую часть себя.
Подобный блаженный симбиоз приводил к постепенному стиранию у ребенка мужских качеств, повышенной идентификации с матерью, а также отказу от мужской роли, неприемлемой для матери и неудачно сыгранной отцом. У женщин-транссексуалов мать обычно отвергающая, а отец либо отсутствует, либо недоступен для дочери, которая не чувствует, что ее поддерживают как девочку. Это стимулирует ее стать замещающей мужской фигурой для матери в ее одиночестве. Маскулинное поведение дочери одобряется матерью, ее депрессия уходит – и возникает чувство полноценной семьи.
Поэтому опасность №1
Папы, мало и редко занимающиеся своими сыновьями. Считающие, что это исключительно женское занятие – воспитывать ребенка. Убежденные в том, что пока ребенок еще маленький–нет смысла заниматься его воспитанием отцу. А вот когда он подрастет…
Естественно, здесь может возникнуть вопрос, если для мальчика так важно влияние отцовской фигуры, то, как быть, если в семье нет отца и дедушки? Позиция отца важна как та, что полагает границы материнскому авторитету, показывая ребенку, что мать не тотальна. Важно, чтобы сама мать являла сыну пример того, что она не безграничный авторитет, что и она подчинена закону, например, христианскому.
В таком случае, если мама говорит сыну: «Я это делаю, потому что так учит Церковь, так сказал батюшка», — она показывает ребенку, что и над мамой есть авторитеты и закон. То есть мама не истина в последней инстанции, и не нужно быть во всем похожим на нее. Мама направляет ребенка к символическому отцу, который сам выполняет закон, данный Богом. Так она показывает ребенку: «Иди и будь похож на Него. Чти Господа и будь послушен». Ведь ребенок понимает, что тот, кого слушается мама, интересен, как образец для подражания. Это важно и для девочек, и для мальчиков.
Из этого следует опасность № 2
Мамы, не отпускающие своих детей к отцам. Говорящие при детях, что эти папы ужасные, «не образованные грубияны» и т.д. Всячески демонстрирующие детям, что именно она (мать) является образцом воспитанности и правильного образа жизни. Так у мальчика формируется установка, что стать мужчиной, это значит стать «неряшливым и невоспитанным грубияном» или что-то подобное. У девочки – полюбить мужчину, значит полюбить кого-то достойного материнского презрения.
Если говорить, что более разрушительно действует на формирующуюся личность то, что папа не моет руки перед едой, или то, что мама разрушает авторитет отца, то второе просто катастрофически влияет на ребенка.
Психиатр Ричард Грин изучал воспитание мальчиков с фемининными чертами. Выяснилось, что основными факторами, влияющими на развитие фемининности у мальчиков, являются безразличие родителей к проявлению женоподобного поведения или его поощрение; одевание мальчика в женскую одежду; чрезмерная материнская опека; недостаток общения с мальчиками своего возраста.
Критической общей чертой во всех этих случаях, похоже, является то, что в них отсутствует неодобрение фемининного поведения, недостаток общения с мальчиками своего возраста. Дальнейшие обследования этих детей обнаружили среди них высокий процент (до 75%) бисексуальности и гомосексуальности (Грин, 1987).
Опасность № 3, 4
Отсутствие неодобрения женского поведения. Запрет ребенку дружить со сверстниками. Ведь они могут быть не православными и научить его плохим словам. Пусть лучше ребенок сидит дома, рядом с мамой. Ведь мама научит его только хорошему, а это значит… как быть хорошей женщиной.
Помню, как во времена преподавания в воскресной школе четко прослеживалась тенденция: именно те дети активно интересуются, включаются в уроки, семьи которых живут христианской жизнью и имеют возможность уделять детям достаточное количество душевных сил и времени. Если этого не происходит, дети могут заниматься, рисовать и выполнять задания в школе, но через неделю приходят, как будто и за них снова нужно бороться, они опять где-то близко к потере интереса ко всему церковному.
Поэтому не получится переложить ответственность за воспитание и воцерковление исключительно на социальные институты. Помню, как признался один отец: «Всю жизнь надеялся, что сына кто-то за меня воспитает. Школа, тренировки, кружки… Смотришь, а так никто этого и не сделал».
Опасность №5
Убежденность в том, что для православного гораздо важнее заниматься социальной деятельностью, чем своей семьей и детьми. Важно гармонично распределять свои силы и понимать, что иногда, исправляя ошибки чужого воспитания, можем травмировать собственных детей.
Наверное, читая этот материал, каждый может обнаружить те или иные проблемы в своей семье. Поэтому важно отметить, что приводящие к необратимым изменениям ошибки ярко выражены и, так сказать, постоянны и длительны, а не периодичны.
Поставить точку в этом материале хочется также словами протоиерея А. Уминского: «Человеку, который не практикует гомосексуальные связи, но имеет подобные влечения, очень сложно жить в наше время. Особенно бывает сложно в общении со священниками, которые могут не знать основ психиатрии, психоанализа, психологии и сексологии. Такому человеку хорошо бы найти священника, который понимал, что часто гомосексуальные влечения не являются следствием развращенности человека, чтобы этот пастырь понимал, что работать с таким человеком надо особым образом».