Что закон — плох? Нельзя так сказать. Много в нем хорошего: и про бесплатное образование, и про социальные гарантии… 417 страниц в законе — много правильного есть.
И вот я слушаю, как министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов говорит, что главная фигура в законе — учитель. Я преклоняюсь перед людьми этой профессии, я убежден: у страны, где низок престиж учительской профессии, нет будущего. И все же я бы очень хотел, чтобы главным в любом законе об образовании был ученик.
Как в семье главный — ребенок, и ради него живут родители. Так и в школе главным должен быть ученик, и все должно делаться ради него.
Закон решает, конечно, какие-то практические проблемы, но в нем — кому и где кричать об этом? — сохранилась старая, советская еще философия образования.
Философия — это вообще не так сложно, как кажется людям, не любящим читать книги. Философия — это поиск смысла, сути, ответ на вопрос: «Зачем?» У каждого человека, даже у того, кто не думает об этом, есть своя философия: все мы живем зачем-то.
Философия есть и у нашей системы образования. Это философия образования, которое создавалось в тоталитарном государстве, презиравшем личность и любившем превращать людей в толпу.
Наша школа по-прежнему считает главной своей задачей вбить в ученика как можно больше знаний. Хотя главная ее задача: научить человека учиться, и тогда он сам будет получать все необходимые знания, причем с радостью.
Наша школа по-прежнему считает, что человека, которому исполнилось десять лет, надо учить всему. Мы по-прежнему молимся на словосочетание «общее развитие», хотя в том мире, где мы живем, развитие общим быть не может — оно может быть только индивидуальным в индивидуальных дисциплинах.
В нашей школе по-прежнему остается догмат оценки, и дети всерьез считают, что они учатся не для того, чтобы получать знания, а чтобы получать пятерки. Наши дети считают, что они учатся не для себя, а для учителя. Они искренно не понимают: знания — это не то, что нужно для того, чтобы получить пятерку, а то, что необходимо для интересного и полезного проживания жизни.
Нам по-прежнему кажется, что хороший выпускник — это тот, кто хорошо учился и прекрасно сдает сначала ГИА, а затем ЕГЭ. Между тем хороший выпускник — это тот, кто в школе обрел призвание.
Призвание и призыв — однокоренные слова. Призвание — то, ради чего человека призывали на Землю. Главное дело школы — помочь ребенку найти свое призвание. Она должна быть нацелена на это, а не на то, чтобы заставлять шестнадцатилетнего подростка зубрить к ЕГЭ и математику, и русский язык. А как же — общее развитие, на деле чаще оборачивающееся «общей недоразвитостью».
Окончив школу, человек должен уметь учиться и осознавать свое призвание. Если эти задачи не выполнены, остальное не имеет смысла. Отличник, не знающий в какой вуз ему поступать, — человек гораздо менее счастливый и гораздо менее нужный обществу, нежели троечник, фанатично преданный своему призванию.
Недавно мой близкий друг, живущий в Израиле, привел двух своих четырнадцатилетних детей в новую школу. Выступая перед родителями, директор школы сказал: «Какая наша с вами главная задача? Наша с вами главная задача, чтобы дети улыбались». Не надо улыбаться — такое может быть на самом деле.
В чем основное противоречие родителей и школы? В том, что родители в конечном итоге хотят видеть своих детей счастливыми, а в школе вопрос счастья вообще не стоит. В школе бесконечно провозглашают: необходимо много трудиться и как-то забывают объяснить, что любимый труд — это огромная, невероятная радость.
В школе бесконечно повторяют: для того чтобы чего-то добиться, надо много работать. И это так. Но при этом часто забывают объяснить: все гении человечества — это люди, которые обожали свое дело и готовы были им заниматься от рассвета до заката. Труд — это не только пот. Любимый труд — это подлинный, поднимающий нас восторг.
Если человек не научился получать радость от труда, если и в школе он не научился учиться, если, наконец, он не обрел своего призвания, зачем он трубил одиннадцать лет? Чтобы знать формулы по физике-химии и пару-тройку стихотворений наизусть?
Я нередко читаю лекции родителям и всегда говорю: посмотрите внимательно, в какой школе учится ваше чадо, и не портит ли эта школа вашему чаду жизнь? Для будущей жизни человека совсем необязательно, чтобы он учился на одни пятерки, куда важней, чтобы он сохранил свою нервную систему и обрел свое призвание. Отношения родителей со школой надо выстраивать, иногда и помогая ребенку пережить школьную несправедливость.
Я убежден: в центре новой школьной философии должно стоять счастье ребенка. Это не пустые слова. Ребенок должен не бояться ходить в школу. Он должен понимать, что в школе его уважают и держат за человека. Ему должно быть там интересно. Каждую минуту он должен понимать смысл того, что с ним делают. Он должен научиться счастью познания и обрести призвание. Вот и всё.
Разве нет у нас школ, где так? Есть. Но я — о системе. И о новом законе, который, увы, эту систему не меняет.