Из фейсбука Дениса Ефремова:
Миновав мыс Доброй Надежды шар Мортон Фёдора Конюхова попал в сильное струйное течение, которое понесло его к берегам Антарктиды. Крайнее сообщение с борта: «Высота 10 300 метров. Температура воздуха -40. Печка не работает. Приборы все в инее. Стационарный терминал замерз. Держу за пазухой ручной спутниковый телефон Iridium, по нему звоню. Иду по краю облаков, снижаться не могу. Тащит в Антарктиду. Жду сдвига ветра, чтобы начать подниматься к Австралии.»
Судя по карте ветров на высоте его полёта, шансы вернуться в Австралию ещё есть… Фёдор Конюхов, наверно, самый опытный человек в вопросах кругосветных путешествий и выхода из сложных ситуаций. Так что я верю, что он найдёт дорогу и в этот раз!
– Вы обеспечивали полет специальным оборудованием. Что позволяла ваша электроника – только получать данные или еще и корректировать полет?
-Мы вместе с «Мортоном» сделали модуль, который записывал данные полета: скорость, положение, высоту, давление, ускорение, уровень радиации (довольно высокий на той высоте, где летел Федор) и другие параметры для дальнейшего анализа.
Наше оборудование вело запись многих параметров, которые, может, не особо нужны во время полета, но они, конечно, интересны для дальнейшего анализа. Сам шар делала английская команда, которая и занималась всем обеспечением по полету, по связи с Конюховым, по информации о погоде. Так как они делали шары и для прошлых кругосветок, то выбор пал на них и в этом проекте, они обеспечивали все управление шаром.
Кроме того, Федор постоянно был на связи со штабом, который находился в Австралии, и где был и сын Конюхова Оскар. Они вместе принимали решения, например, на какой высоте лететь, учитывая прогноз погоды.
Англичане не хотели ставить ничего дополнительного, и нам пришлось делать модуль абсолютно автономным – он питается самостоятельно от солнечной батареи, сам включает все приборы. Единственное, он был поставлен не совсем так, как задумывалось, поэтому пока еще не знаем, какой будет результат.
Наше оборудование скоро должно прилететь в Москву, и мы сможем узнать, насколько оно оправдало наши ожидания. Там еще стояла камера, которая во время всего полета должна была снимать один кадр каждые две минуты. Скорее всего, там в основном будут облака, ведь полет был большей частью над водой, но, тем не менее, если получится, будет подробный фотоотчет всего путешествия. Можно будет сделать видеоролик, показывающий весь полет Конюхова в ускоренном виде.
– А как вы попали в этот проект?
– Я работаю в Московском технологическом институте, который сотрудничает с компанией «Мортон». И когда мы узнали, что они готовят проект по кругосветному полету, это, конечно, нас очень заинтересовало. К тому же, я уже участвовал в подготовке оборудования для беспилотного кругосветного полета. И я давно слежу за всеми путешествиями Федора Конюхова, мне было очень интересно принять участие в этом проекте.
Легко ли лететь на воздушном шаре в современных условиях?
– Конечно, это тяжкий труд, хотя кажется, что вся работа Федора в течение этих двух недель – сидеть внутри этой капсулы. Но там было очень много разного оборудования, за которым надо было следить, плюс очень тяжелые условия – недостаток кислорода, очень низкая температура воздуха.
– Как вы думаете, зачем вообще нужны такие полеты? Что они дают?
– Если учесть, что Федор Конюхов только третий человек в мире, который смог совершить кругосветку, и сделал это быстрее всех, то это, безусловно, повод гордиться нашим соотечественником. Здорово, что у нас есть люди, готовые выделять деньги на такие мероприятия.
Со стороны может казаться – что такого особенного, что он перелетел на шаре вокруг Земли? Но это поднимает и моральный дух людей, и двигает технический прогресс. Для нас, небольшой аэрокосмической лаборатории, это был очень интересный проект по созданию оборудования для этого полета. То, что мы сделали, очень похоже на микроспутник. К тому же, это значительный эксперимент, который подтверждает и правильность современных прогнозов, и надежность работы систем, аппаратуры и радиоканалов.
Такие проекты очень способствуют сближению разных наций – Конюхов пролетел через несколько континентов, работа велась с авиационными службами разных стран. Я считаю, что такие события очень объединяют мир.
– Вы же тоже очень опытный путешественник. Вас этот полет вдохновил на подобный проект?
– В техническом плане я надеюсь на продолжение сотрудничества с Федором, им задумано еще много путешествий, и есть гораздо более близкие мне проекты стратосферных полетов. Я надеюсь, что нам удастся присоединиться к его команде, сделать для него оборудование.
Конечно, я бы с удовольствием согласился и с ним полететь, и просто полететь, но мне до Конюхова еще очень далеко – Федор занимается этим всю жизнь. Просто так не получится замахнуться на такие проекты, но потихоньку движемся в этом направлении.
Его путешествия для обычного человека в разряде невозможного, в обычной жизни нам трудно встретить себя – нам постоянно некогда подумать, поговорить с собой. А у Федора просто не было другого собеседника, кроме себя самого. До чего он сам с собой договорился, нам остается только гадать. Но главное, все его кругосветные путешествия – это те экстремальные ситуации, когда по-настоящему познаются и друзья, и коллеги, и сам себя познаешь гораздо больше.
Беседовала Амелина Тамара