Мальчик сказал: «У меня нет времени на детский сад»
Надежда Корсак, учитель начальных классов школы №113 (Москва):
— Недавно на перемене в «Школе будущего первоклассника», где готовлю дошкольников к поступлению, наблюдала картину. Дети заняты своим: кто-то ест, кто-то играет, кто-то песни поет. Вдруг девочка бежит ко мне.
— Надежда Геннадьевна, Надежда Геннадьевна!
— Что случилось?
— Смотрите, — показывает конфету, которую крепко сжимает в руке. — Я прочитала! Здесь написано «ласточка».
— Умница, все верно.
— Я сама прочитала. Не буду есть конфету. Хочу сохранить и показать маме!
В конце занятия слышу — девочка плачет, та самая.
— Что случилось?
— Птичку потеряла.
— Какую птичку?
— Которую маме прочитать хотела.
— Фантик, что ли?
— Да!
Фантик нашли, и тут она говорит: «Можно я пойду с вами за руку, чтобы быть первой и маме прочитать поскорее “ласточку”?»
Это была такая искренняя эмоция, которая только и может быть у 6-летнего ребенка. Она — залог будущей мотивации, а значит, успеха и хорошей учебы в школе.
Интерес к чтению появляется у детей к 5–6 годам. В этом возрасте каждое прочитанное слово доставляет детям радость. Важно поощрять этот интерес, желательно через игру: кубики с буквами, раскраски, да что угодно еще.
А теперь представьте первоклассника. Урок. Никаких кубиков, раскрасок, лото с буквами, ничего. Только учебник и 30 одноклассников. Большинство — читающие, а значит, способные быстро втянуться в учебный процесс. Но есть те, кто не читает вообще. Родители не готовили их к школе, рассчитывая, что там всему научат. Что приходится делать мне? Я вынуждена снижать планку, ориентируясь на нечитающего, то есть на более слабого ученика.
Конечно, кто-то скажет: «Вы же учитель высшей категории! Продумайте карточки, найдите дополнительные занятия…» Я так и поступлю. Правда, сильный ученик из-за этого будет недополучать, у него будет падать интерес к учебе.
А что с нечитающим? Через четыре месяца, к декабрю, он обязан научиться не только читать, писать, считать, решать задачи, знать множество стихов, а еще освоить множество тем по окружающему миру. Можете представить, насколько тяжело неготовому к школе ребенку это освоить? Какой это стресс для него? А читающие дети между тем идут вперед.
К первому классу дети должны уметь читать. Я абсолютно в этом уверена! Но я категорически против того, чтобы детей перегружали занятиями.
Вновь «Школа будущего первоклассника». Перемена, сидит мальчик. У него взгляд, от которого сжимается сердце. Ему хочется пообщаться с детьми, но что-то сдерживает его. Я почти сразу догадываюсь, в чем дело, уточняю.
— Андрюша, ты в садик ходишь?
— Нет. У меня нет на это времени! — говорит он по-взрослому и тут же перечисляет кружки, которые посещает.
На занятия проходил месяц. Родители сочли уровень подготовки, которую предлагает наша школа, недостаточным для их ребенка. В конце концов, их сын уже умеет решать уравнения: «Ему надо что-то более серьезное». Я сожалела об этом. Заметила, что мальчик только начал общаться с детьми, оттаивать.
Я работаю в школе более 20 лет. Многие мои выпускники в первом классе приходили хорошо подготовленными, хотя не все. Долгие годы было принято проводить тестирование для поступления в первый класс. И главное, что мы смотрели — умение ребенка читать! Все мои ученики прекрасно закончили школу, стали выпускниками лучших учебных заведений Москвы, успешными и грамотными людьми.
И я по-прежнему убеждена: к первому классу ребенку необходимо просто научиться читать. Этого достаточно.
Есть поговорка, что каждый умеет учить, лечить и играть в футбол. Все, кто умеет учить, почему-то забывают, что для дошкольника основной вид деятельности — игра. И готовить к школе можно и нужно только через игру. Да, два прихлопа, три притопа, кубики, раскраски. Знаете почему? Потому что главное — это не лишить ребенка такой важной для его будущего способности, как интерес к новому!
«Когда ребенок не готов к школе, это видно сразу»
Елена Капешина, учитель начальных классов школы №1518 (Москва):
— Однажды я увидела маму с полуторагодовалым малышом. Она рассказывала ему про зеленую траву в палисаднике, искала с ним насекомых. Просила ребенка показать зеленые предметы. По сути, стимулировала познавательный интерес. Он не рождается внезапно, его нужно прививать и воспитывать. Это и есть настоящая подготовка к школе.
Хотя многие уверены, что подготовка сводится к овладению предметными навыками: умению читать, считать, писать. Но это неверно.
Готовность к школе должна быть эмоциональной, психологической, социальной, физиологической и интеллектуальной одновременно. Процесс такой подготовки стартует с раннего возраста во взаимодействии с родителями.
У меня была ученица, которая в первом классе в портфеле носила «зверька Интересно». Он жил в мешочке с бумажками и рос, если она хотела узнать что-то новое, пыталась справиться с трудным заданием. Если ленилась, зверь уменьшался. Это было трогательно.
Ей был явно интересен процесс обучения, а значит, девочка была готова к школе.
Честно говоря, в моей практике не было детей, которые тотально были бы не готовы, при условии, что внутренний ресурс ребенка это позволял, не было ограничений возможностей здоровья. Если родители понимают важность образования, то работают над формированием интереса и социальной адаптации. Если не отстранены от ребенка, то осознанно или нет развивают его во всех направлениях. Как правило, дети в таких семьях готовы к обучению в школе. У них практически не возникает трудностей. Повторюсь, сложностей почти нет, если подготовка не сводится исключительно к овладению предметными навыками.
Помню, в первый класс пришла девочка. Она посещала детский сад от случая к случаю. На подготовку к школе не ходила вовсе. Родители решили, что ей нужно идти в первый класс именно в этом году, хотя на 1 сентября ей едва исполнилось шесть с половиной лет: «Она умеет складывать и вычитать числа в пределах 100, бегло читает». На этом готовность к школе заканчивалась.
Вся жизнь этого ребенка была игрой. Игрушками становились любые предметы, попадавшиеся ей на глаза. Пенал превращался в домик, карандаши в веселых жителей, ластик — в машинку, линейка — в железную дорогу. Возраст позволял ребенку играть еще целый год, постепенно примеряя на себя роль школьницы. Все было бы прекрасно, посещай она подготовку к школе и детский сад регулярно. Но родители настояли, девочка поступила в школу.
Период адаптации у нее был самый тяжелый в классе. Сложности в обучении начались на самом старте. У нее не только не было познавательного интереса, она эмоционально перегружалась. Конечно, ребенок уже был в школе. Мы работали, несмотря ни на что. Нашли подход, выстроили индивидуальный маршрут, но девочке было непросто.
В целом, не готовый к школе ребенок виден сразу. Обычно такие дети неусидчивы или, наоборот, вялы. Им сложно выполнить инструкции, действовать по алгоритму. У таких детей могут быть проблемы с вниманием, памятью, речью, мышлением. Зачастую им кажется, что они вообще не понимают, что говорит учитель. У них гарантированно возникают трудности с адаптацией. Они не умеют взаимодействовать со сверстниками. Им тяжело управлять эмоциями, сложно принять новую для себя роль.
Понятно, что «среднего» ученика не существует. Даже дети, прошедшие курс подготовки к школе, будут демонстрировать разные результаты. У всех свои возможности и внутренние ресурсы. У кого-то утомляемость наступает быстро, кто-то готов трудиться 40 минут без перерыва. Здесь-то и начинается работа учителя. Это и индивидуальный подход, учитывающий потребности ученика. И поиск подходящих инструментов, позволяющих выстроить работу на результат. Класс — это оркестр, учитель — дирижер.
Но, по моему глубокому убеждению, готовить ребенка к школе важно и нужно.
Часто такую подготовку предлагают в рамках детского сада. Учитывая напряженный ритм жизни, загруженность родителей, которым порой своего ресурса не хватает, стоит разделять ответственность за подготовку к школе с детским садом. Это важно, чтобы дети, приходящие в первый класс, с интересом шли дорогой знаний. В конце концов, этот путь — фундамент, на котором будет строиться их дальнейшая жизнь. Хорошо, если путь этот будет легким и радостным.
«Ученики в какой-то момент выравниваются»
Эльвира Якубова, учитель начальных классов, школа №1415:
— В этом году я веду лингвистический класс. Дети у меня в основном мотивированные, на 80% точно. Если есть какие-то проблемы с хорошо подготовленными детьми, то все они стандартные. С первого дня таким ребятам в школе скучновато. Им кажется, что они все знают. Приходится подбирать для них разнообразные задания, чтобы было о чем задуматься.
Те, кто не успевает, в силу индивидуальных особенностей или уровня подготовки, тянутся за сильными. Выполняют все те же задания, просто на 5–7 минут дольше. Как показывает практика, ученики в какой-то момент выравниваются. Просто одни учатся на пятерки, а другие на тройки.
Моя задача — не дать пропасть интересу к учебе. Приходится на уроках устраивать соревнования. Делю на группы по силам — на успешных, середнячков и тех, кому сложно дается материал. Задания предлагаю в соответствии со способностями.
Ведь когда у ребенка нет успеха, мотивация снижается. Хвалю даже за небольшие: «Молодец, очень красиво букву написал». «Постаралась, прочитала абзац без ошибок!»
Понятно, легче работать с теми, кто подготовлен. Любому учителю это будет нравиться. Но дело все-таки не в готовности как таковой. А в том, чувствует ли ребенок себя успешным, получается ли у него двигаться вперед или он все время отстает, слышит замечания.
Вообще, умение читать, тем более писать, не показатель готовности к школе. Я скептически отношусь к идее родителей самостоятельно учить детей письму. Взрослым только кажется, что почерк у ребенка каллиграфический. Многие дети пишут буквы и цифры, как научили родители — неправильно. Порой даже ручку держат неверно. Приходится переучивать, что довольно трудно, не всегда получается, особенно если привычка устойчивая. Некоторые дети до конца школы пишут как привыкли. В результате делают это долго, перенапрягают руку.
А кто-то приходит в школу, едва умея читать по слогам. К зиме читает бегло и гораздо быстрее тех, кто на старте вроде бы делал это хорошо. У меня была ученица, которая практически не читала перед школой. За два месяца овладела навыком и очень раздражалась, если во время чтения по цепочке кто-то делал это неторопливо и с ошибками.
Тенденция сегодня такова, что в школу приводят более-менее подготовленных детей. Объективно они лучше адаптируются. Такая подготовка (в апреле-мае детей приводят в школу на занятия прямо из детского сада) приучает ребенка к определенной системе правил. Дети узнают, что есть звонок, доска, необходимость сесть за парту, подготовиться к занятию, сидеть ровно, держать ручку правильно, тетрадь положить здесь, а пенал там. Все это придает ребенку уверенность, что он знает и умеет многое. Позволяет гордиться собой. Так и формируется мотивация. Это же важно для самооценки.
Дошкольники, которые не ходили ни в сад, ни на подготовку к школе, заметны. Они напряженные, боятся новой обстановки, новых людей.
Волнуются, найдут ли товарищей. Порой таким детям сложно принять правила общей игры. Им порой непонятно, почему они должны делать, как все. В этом состоит большая проблема. Есть же разница, когда начинается урок и один ребенок готов отвечать, держит руку, а другой вообще не понимает, что здесь происходит. Это я еще не сказала о том, что многие дети на уроке не успевают. Им приходится дорабатывать дома.
Времена изменились. Мы сталкиваемся с тем, что родители отказываются помогать детям делать уроки: «Я свое отучился, пусть он делает так, как хочет, как получится». Но особенности восприятия и психики ребенка порой требуют дополнительной поддержки. Кто-то общается с детьми дома без уважения, на крике. Ребенок, привыкший к такой манере общения, порой не способен слушать спокойный и уравновешенный тон педагога. Это все гораздо больше определяет то, как будет учиться первоклассник, чем подготовка к школе сама по себе или отдельно освоенные навыки.
«Ритм жизни школьников просто бешеный»
Елена Ефимова, учитель начальных классов:
— Родители редко задумываются, как это — учиться в первом классе. Многим кажется: достаточно подготовить в плане учебных навыков, чтобы в школе ребенок был успешен. Все чаще встречаю первоклашек, которые знают, что такое парабола и Марианская впадина, умеют умножать и делить в свои неполные семь лет. При этом эмоционально нестабильны.
Эмоциональной сфере родители не придают никакого значения. Они с удовольствием записывают дошкольников на бесконечное число мастер-классов, курсов, олимпиад, конкурсов. Не задумываясь, что пренебрегать развитием эмоционального интеллекта недальновидно.
Говоришь с ребенком на собеседовании и думаешь: «Ого, и таблицу умножения знает, и счет до 100, и читает уверенно». Но в сентябре оказывается, что он не способен выдержать 30 минут за партой. И таких много, бывает, что даже треть класса.
Один все время качается на стуле, другой стучит карандашом по столу, может запросто запустить им в соседа, если что-то не получается. Третий ревет, потому что забыл, как буква пишется, а четвертый бубнит что-то под нос. Пятый постоянно сползает под парту, и его не выудить оттуда. Шестой настолько рассеян, что уже на пятнадцатой минуте урока перестает слышать педагога, начинает дергать соседа. Учителю приходится большую часть урока посвящать успокоению то одного, то другого. Это серьезно сказывается на учебном процессе.
К сожалению, родители не видят своих детей среди других. Максимум на площадке в выходной или в компании немногочисленных друзей.
У них округляются глаза: «Мой сын не может себя так вести! Да ему, наверное, неинтересно на уроке. Не заинтересовали вы его».
Еще больше возмущаются, если просишь проконсультироваться с дефектологом, неврологом, не говоря уже о психиатре.
Сейчас учитель не имеет права без согласия родителей отправить ребенка на психолого-педагогическую комиссию. Исключение составляют ситуации серьезных академических задолженностей уже в учебном процессе. Но и сами родители игнорируют посещение таких специалистов перед школой и во время учебы.
По моим наблюдениям, а я работаю в сфере образования 19 лет, в последнее время выросло число эмоционально нестабильных детей. Тех, чья нервная система не выдерживает школьной нагрузки. Это не значит, что мы перегружаем их уроками. Просто школа — не детский сад.
В детском саду иной режим дня. То физкультура, то рисование, то игры на улице, то полноценный отдых со сном. Дошкольникам не нужно целый день за партой сидеть. Ученики начальной школы порой находятся в учебном заведении с 8 утра до 7 вечера. Больше, чем их собственные родители на работе. Возможности полежать, отдохнуть, перевести дух просто нет. Мы живем в век технологий, и поток информации, который обрушивается на детей из гаджетов еще до школы, невиданный. Ритм их жизни — бешеный. Жизнь в мегаполисе накладывает особый отпечаток на психику ребенка, как и экология, качество питания. В итоге имеем то, что имеем.
Маленькому ребенку — читающему, пишущему, считающему — порой не хватает ресурса выдержать нагрузку. Адаптационный период в первом классе длится 3–4 месяца. Но в последние годы наблюдаю тенденцию, что некоторые дети не могут адаптироваться даже к средней школе.
Родители в 5–6 лет обеспокоены, вести или нет на занятия по чтению, письму и счету. Зачастую пытаются научить всему, что изучают в начальной школе, иногда даже больше. Многие так и говорят: «Дочка все знает, в первом классе ей будет неинтересно». Но перед школой важно посвятить время еще и другому.
Во-первых, ребенок до школы должен научиться выстраивать отношения со сверстниками. Важно расширять круг знакомых и друзей, чтобы научиться взаимодействовать не только с близкими и родными.
Во-вторых, стоит обращать внимание на способность слушать и следовать инструкциям взрослого, соблюдать субординацию. Если ребенок не посещает детский сад, необходимо водить его на кружки по интересам, где занятия будут не индивидуальные, а коллективные. Кому-то не лишним будет поехать в летний лагерь.
В-третьих, важно уделять внимание дисциплине и режиму. Кратковременные подготовительные курсы в школе, которую вы выбрали, не повредят. Они снизят тревогу, познакомят ребенка с правилами школы, помогут приспособиться к классно-урочной системе. Это дополнительно закаляет ребенка.
В-четвертых, важно разобраться с неврологическим статусом. Перед школой стоит проконсультироваться с нейропсихологом и неврологом. Исключите проблемы в эмоциональной сфере, получите рекомендации.
Все это в комплексе и будет настоящей подготовкой к школе, которая, по моему убеждению, очень необходима будущим школьникам.
Фото: pexels.com, freepik.com