Наш выпускной
24 мая в нашем классе — выпускной. Дети, а это – 16-летние ученики интерната, выходят во взрослую жизнь. Готовимся к этому событию, и я думаю – люблю ли я их? Буду ли скучать? Что связано у меня с этими детьми?
Кого я сразу, первым вспоминаю, окидывая мысленным взором наш класс? Костика. Этого высокого темноволосого, вечно беспокойного и отпускающего глупые шуточки к месту и не к месту, мальчишку. Это его голос я услышала и вздрогнула в очереди к мощам у Матронушки на Пасху три года назад. Иногда, оказывается, нужно иметь в жизни громкий голос. Потому что тогда тебя может кто-то услышать. Костик тогда говорил своим товарищам: «Я попрошу у святой, чтобы мои папа и мама воскресли…» После этих слов я обратила внимание на эту разношерстную толпу мальчишек и девчонок, воспитанников детского дома. И три последующих года мы с ними дружили.
Много воды утекло с тех пор. Очень выросли и вытянулись ребята. Что смогли мы дать им за это время? Удалось ли передать наши знания о Православии, о заповедях Божиих? Ведь, собственно, это и была цель прихода к ним. Не только пообщаться, но и поделиться верой, знаниями какими-то.
Признаться, не часто мы с ними ходили в храм. Только несколько экскурсий в монастыри.
И ни разу не вывели целенаправленно на литургию, чтобы причаститься, исповедоваться.
Но и когда в Новоспасском монастыре дети подходили на помазание, было видно, как они по-разному реагировали: кому-то интересно, а кто-то отказывался. Кто-то подходил формально, а кто-то долго еще расспрашивал обо всём.
Недавно за праздничным столом на 8 марта воспитатель сказала о нас своим предыдущим выпускникам, пришедшим поздравить: «Они нам веру не навязывают. А очень тактично и осторожно подводят к ней. И за это им спасибо». А для меня всегда сложно было уловить эту грань — где нужно быть настойчивой и где уже грань отречения, а где — очень ненавязчивой и тактичной… Например, не всегда мы пели «Отче наш» перед едой. Трудно мне было говорить, что вот так и так — жить плохо. О вреде курения для 15-летних ничего толкового и убедительного я вообще сказать не смогла. Т.к. встречала в ответ хихиканье.
Но слава Богу и за то, что эти дети были в нашей жизни. Мы многому научились у них. И у воспитателей. Не знаю, насколько полезно им было общение с нами. Но мы старались повести их в храмы и что-то рассказать, надеясь, что память в подростковом возрасте откладывает эти впечатления на всю жизнь. И когда-нибудь, может быть, в какой-то период жизни они вспомнят дорожку в какой-либо из этих храмов.
А еще, общаясь с детьми, видишь многообразие характеров. Понимаешь свою ответственность за то, что ты им сейчас скажешь. Признаться, часто приходилось думать о многом, прежде чем что-то им рассказать или куда-то пригласить. Чтобы не задеть их чувств, которые задеть очень легко.
И вот, скоро выпускной. Что пожелать этим детям на пороге их взрослой жизни? Что посоветовать на будущую жизнь…
Заказали нам подарки. Лучше — что-то для будущего дома. Набор кастрюлек, чайники, утюги. При подготовке к выпускному вечеру нашлись люди, которые пожертвовали сумму и на нарядные платья для девочек. Это будут их первые наряды в жизни.
Чем эти дети отличаются от обычных, домашних детей? Мне кажется, они более скромные. Более сдержанные в желаниях. Они живут в закрытой среде. Вынуждены общаться в основном со сверстниками из интерната же. И что-то их ждет в будущем? Как изменятся их характеры при выходе в неограниченный мир? Мы спрашивали об этом воспитателей. Вот что они нам рассказали.
Воспитатели своим выпускникам говорили через несколько лет выпуска: с чем вы столкнулись за порогом интерната? Что было тяжелого? В чем изъяны нашего воспитания? Что мы вам недодали? И воспитанники отвечали — всё хорошо. Но ТАМ – тяжело. Тяжело, т.к. надо найти работу, нужно удержаться на ней, и нужно работать. Что тебя там никто не ждет. И везде нужно все самим….
Меня, волонтера, посещают одни и те же мысли снова и снова. Нужно ли нам продолжать общаться с этими детками из интернатов? Нужны ли мы им вообще? Переживут же они без наших чаепитий, тортиков, каких-то подарков, одежды. Да и особой тесной духовной дружбы, кажется, не получилось. Т.к. лично я боюсь сильно приближаться к их душе. Боюсь и за себя, и за них. Боюсь сорваться, в чем-то разочароваться (в первую очередь в себе), и что потом вообще не смогу приходить к ним.
Ну а пока? Пока еще май. Еще мы с ними.
Нас пригласили в храм Мученика Трифона в Напрудной слободе на Пасхальный праздник для детей. Программа была такая: расписывать кружки детям, а взрослым расписывать скатерть. А потом — праздничная трапеза. Всё происходило на лужайке перед храмом. Кажется, эта лужайка специально предназначена для таких детских мероприятий. Праздник проходил под молитвенным покровом мученика Трифона.
Небольшой древний белокаменный храм в честь мученика Трифона и чуда нахождения сокола. Это когда святой явился царскому сокольничему и принес в руке улетевшую птицу, за потерю которой царь обещал казнь. И теперь, уже много веков, святой очень помогает всем найти потерянное. Об этих чудесах нам неоднократно рассказывали в этом храме. Так хочется, что св. Трифон и этих деток направил по жизни, оберегал, вразумлял.
Так получилось, что с нашими детками смогла пойти из всех нашей группы волонтеров только Ольга. При встрече в метро с толпой детей воспитатели сообщили, что дети идти ни в какую не хотят, и их чуть не насильно заставили. Это, конечно же, расстроило. Но потом, через 4 часа, когда дети никак не хотели уходить, уставшие и нагруженные подарками, пасхальными яйцами, раскрашенными кружками, угощениями, все очень радовались, что праздник состоялся.
Вот рассказ Оли:
Когда мы пришли к храму, то яйца уже освятили и все уже занимались раскрашиванием кружек. Мы тоже присоединились. Саша из 9-го класса сделал подарок своей подруге. А другой мальчик — воспитателю. Потом все кружки выставляли на крыльце храма. Все изделия можно было забрать домой, а через сутки запечь при температуре 150 градусов. Раздавали свистки и все хором свистели, и я. Потом была молитва и трапеза — с горячими сосисками, чаем и сладким. Всем раздавали шоколадные яйца. Потом о. Дмитрий подарил еще 20 штук чистых кружек в интернат. Погода была чудесная, можно было взять коврик и сесть на травку, что мы и сделали, пока ждали фотографии, которые делались и раздавались сразу же.
Настя из 5-го класса подошла к о. Дмитрию и спросила:
— А Вы знаете Иисуса Христа?
Батюшка ответил:
— Конечно, знаю.
— Расскажите, — попросила она.
Батюшка стал рассказывать, а к Насте присоединилась Катя из 9-го класса. Они задавали вопросы и о. Дмитрий им отвечал.
Ушли мы сааамые последние, уставшие, но очень довольные.
P.S. Я тоже 2-ве кружки нарисовала
Ольга — наш постоянный и очень активный участник. Её жертвенность распространяется настолько, что даже на самую Пасху, после ночной службы она нашла время и силы вместе с еще двумя участниками разделить этот Праздник с детьми. Пасху мы с Ольгой встречали на Афонском подворье. Вернулись домой в 7 утра. И уже к 15 часам Олечка ехала в интернат, нагруженная подарками и тортами.
Рассказ Оли:
В этот день устроили творческий вечер: привезли гуашь, кисточки и деревянные яйца для раскрашивания. Детей было не много, половина разъехалась, потому яиц было в избытке. В раскрашивании участвовали все, даже учителя. А вот дети создавали шедевры искусства!!! На днях привезу им лак, мы покроем яйца лаком и у каждого останется на память. В процессе мы, конечно, пытались рассказать детям о Пасхе, о ночной службе, о Крестном ходе.
Дети, как меня увидели, сразу сказали, что я не выспалась))) Но я этого не замечала. Поняла, что с ног валюсь, уже в метро на обратной дороге)))
Потом было чаепитие. Правда, все по классам, так как на такое количество народу у них все равно нет одного общего стола. Соков, фруктов и тортов было в избытке, еще убрали в холодильник на будущее, а вот колбасы не хватило, вернее она пользовалась большей популярностью. Каждому подарили по шоколадному яйцу.
Погода была чудесная, и мы пошли гулять. Аня из 9-го класса показывала нам разные акробатические номера, а Ира из 5-го танцевальные па. Костя из 9-го класса подарил мне шарфик, который сам связал! Также мы зашли к младшей группе, поздравили, подарив каждому по шоколадному яйцу и набор из 100 мелков.
Мне кажется, праздник удался. Вот только Катя меня смутила из 9 класса. Она задала вопрос: «И не жалко вам денег и время тратить на нас? Зачем мы вам нужны?» Как-то грустно она это спросила!