История Христа – это наша маленькая жизнь.
Мы, надевая на шею крест, проходим личное Рождество.
Однажды мы догадываемся о том, что любовь и жертва – это одно и то же, и тогда мы проходим личную Пасху.
Когда мы понимаем, что служение Богу – не в мантрах и не в обряде, мы, подобно апостолам, выходим на личную проповедь.
Выйдя на проповедь, мы все меньше и меньше уделяем времени себе, до тех пор, пока мы становимся не интересны сами себе. И тогда мы как бы умираем для себя, но рождаемся в Боге.
В финале нашего духовного пути мы, очистившись от страстей, преображаемся и тем самым исполняем замысел Божий о себе – становимся подобными Ему. В Боге мы узнаем себя и позволяем Богу узнать Себя в нас. Так мы оказываемся с Господом лицом к лицу, как когда-то стоял Адам перед ищущим его Богом.
Смысл беседы Адама и Бога прост. Перед праотцем встал выбор: быть с Богом или предпочесть жизнь по своей воле. Адам выбрал второе.
Однажды и мы, полнее узнавая Бога, становимся перед Его лицом, как Адам, и принимаем решение: быть с Богом или спрятаться в страхе, отодвинуть Бога на самый край нашего личного мира и позволять Ему вмешиваться только тогда, когда нам это заблагорассудится.
Нам страшно раствориться в Боге и потерять себя в бесконечности. Личное Рождество, Пасха, Преображение и Пятидесятница страшны нам потому, что нам чужд Бог.
Жизнь без Бога полна страхов и тревоги. Жизнь с Богом полна любви и уверенности.
Мы страдаем от страха, и в то же время сами не желаем расстаться с ним. Этот страх близости Бога говорит о том, что мы не нашли… себя в себе, не нашли в себе образ Божий – источник нашего преображения.
Без Бога к нам приходит страх и боль. Этот страх многообразен. Внутренний страх думать и любить. Внешний страх рождается современным миром. Страх церковный приходит тогда, когда больше Бога боятся священноначалия и Устава.
Казалось бы, страдания должны заставить нас задуматься над тем, что жизнь без Бога все-таки очень плоха и что путь к Богу – единственный разумный и благой. В самом деле, зачем жить плохо, когда можно жить хорошо? Зачем жить без Бога, когда с Богом лучше?
Начало такой жизни просто и ясно: стать светлым. Для этого нужно расстаться с тьмой, которую удерживаем в себе: злость, жадность, лень, блуд, пьянство, гордость. Всей грязи не перечислишь. Да и не в числе дело, а в том, что наши пороки – «сокровища» абсолютно не нужные, более того – ядовитые. И лучше всего для нас – от них избавиться.
Наше личное преображение не обязательно должно проходить на горе Фавор и быть озвученным громами и подсвеченным молниями. Оно должно проходить тихо и просто: на каждой исповеди и каждом причастии.
После глубинного очищения, которое производит внутри нас Сам Бог, мы совершенно чисты. После того, как на причастии Он входит в каждую часть нашего существа, мы становимся святы. Нам ничего не мешает преобразиться и оставаться святыми и светлыми, кроме нашего повторного желания вымазаться.
В этом корень трагедии человека – в размене радости святой жизни на сладость греха. Добровольное помрачение ума и наша злая воля вновь и вновь повторяют в нас микросюжет Адамова грехопадения и последующего изгнания из рая.
Остается только удивляться: тому, как плотно связана наша судьба с вечностью и мирозданием, – и тому, что Адамово упрямство и глупость прорастают в нас корнями, тянущимися из глубин истории.
Из этого существует три выхода.
Первый – для тех, кто знает и любит Бога. Очистившись в храме, нужно внимательно следить за тем, чтобы в сердце не иссякала Божественная нежность любви. У каждой проблемы есть решение, которое либо гасит, утяжеляет и омрачает сердце, либо позволяет ему оставаться светлым. Нужно научиться всегда идти по тому пути, где на сердце не гаснет свеча. Для тех, кто знает, что такое любовь – это очень важный аргумент.
Для тех, кто выстроил отношения с Богом по расчету, должно быть ясно, что с Богом выгоднее, так как Он приносит то, чего не купишь – благодать и Царство Небесное.
Для тех, кто боится Бога, может показаться убедительным довод в пользу того, что без Бога страх и страдания больше, и ведут в конце концов к смерти и ужасу, вытерпеть который невозможно и не нужно.
На повестке дня стоит наше преображение, подобное Преображению Христа. Ризы нашего личного преображения уже сшиты и ждут нас. В самом деле, зачем не жить хорошо, когда мир создан для счастья и любви с прекрасным Богом и для жизни с Его прекрасными друзьями – святыми? Если мы захотим такой жизни, все они – Бог и святые – готовы помочь нам изо всех своих сил.
Все святые, молите Бога о нас!
Читайте также:
- Фаворский свет: Ближе, чем мы думаем. Священник Константин Камышанов
- Православие — это религия Преображения. Протодиакон Андрей Кураев
- Ад — не для людей. Иеромонах Димитрий (Першин)
- Смерть — как преддверие Преображения. Священник Константин Камышанов
- Таинство будущего века. Священник Филипп Парфенов