9 мая 2013 года 80 лет со дня рождения отмечает Андрей Витальевич Тарасьев — доктор филологических наук, профессор Белградского университета, иподиакон православной церкви в Белграде. Поздравляем юбиляра и желаем ему здоровья, сил и бодрости на многая лета!
В праздник Пасхи Андрей Витальевич поделился воспоминаниями о пасхальных традициях русских людей в Сербии.
Огромная волна трагического исхода гражданской войны выбросила за пределы России миллионы людей. Среди них были видные иерархи, бывшие крупные деятели, члены Думы и правительств, были высшие чины и рядовые Царской и Белой армий, были профессора, академики, но и студенты, не успевшие закончить своё обучение, дети — с родителями, а подчас и без них. И всех их сравняло общее горе: потеря Родины, родных, всего имущества. И как всегда в годины несчастий и страданий люди потянулись к Единственному Спасителю, ко Господу, к Церкви.
Службы совершались уже на кораблях, увозивших будущих скитальцев, в лагерях и затем на местах оседлости. Судьба у всех была та же: борьба за голое существование и тоска ро Родине, но условия жизни были разные, в зависимости где суждено им было найти приют. Берлин, Париж, Прага — вот главные «русские» города Европы. Эта инославная, иноверная среда просто требовала от беженцев сохранения своей веры и церковной обрядности. Совсем иначе могло случиться с русскими попавшими в православную среду. В Греции и Румынии — язык богослужений создавал серьезную проблему для общих церковных служб и это также стало причиной создания своих приходов (при явном недовольстве иерархов и Греческой и Румынской Церквей).
Но главная «опасность» ассимиляции грозила тем русским, которые очутились в братской славянской православной среде: в Сербии и Болгарии, где службы совершались на общем церковнославянском языке и не было причины не включаться в их богослужения.
Но этого не случилось! С первого же Великого поста и первой Пасхи (главная часть русских беженцев прибыла весной 1920 года) стало ясно, что русские постараются сохранить свои службы. Сначала это было просто продолжением иллюзии «что мы еще на Родине», а потом, со временем, стали заметны различия в богослужебной практике Сербской и Русской Церкви и русские побоялись утратить «свои русские» службы. Некоторые различия были в деталях, но очень многое было существенным. И это понятно: в Сербии, благодаря почти 500-вековому владычеству турок, богослужебные песнопения не изменялись под влиянием западной полифонии и многоголосия, а сохранялись и передавались из поколения в поколение. Но эти одногласные, весьма сложные и протяжные мелодии делали для русских богослужения «чужими». Кроме того, из-за отсутствия церковных школ, а значит и образованных священнослужителей, многое в службах упрощалось, даже сокращалось: ведь священникам, подчас, приходилось тайно и «наспех» совершать службы и требы, хоронясь от турок.
Особенно много различий было в Великопостных и Пасхальных службах. Хотя сербы Прощенное воскресение и называют «проштено», но нет трогательного чина всепрощения, нет торжественного великого прокимна… В преждеосвященных нет наших «Да исправится», которые мы привыкли не только слушать, но и петь со школьной скамьи. На утрене с «12 евангелиями» не выделяется особо умилительный трипеснец и экзапостиларий «разбойника благоразумнаго», в Великую субботу чаще всего упускаются те 24 паремии и вообще нет того торжественного момента, когда, переоблачившись из черного в белое, поют перед Плащаницей «Воскресни Боже». Значит, дело было не только в различии мелодий (хотя, несомненно, и это может нарушать молитвенное настроение), а и в отсутствии молитв, к которым мы русские привыкали с самого раннего детства. Заутрени в Сербии начинались в 4 часа утра, при троекратном обходе вокруг храма (эта традиция сохраняется и при храмовых праздниках).
Эти и многие другие различия упоминались во всех прошениях, которые русские иерархи подавали сербским церковным властям, с просьбой разрешить русским изгнанникам служить в нашим храмах, причем «по-русски». К счастью, среди сербских иерархов было много учеников русских духовных академий и они прекрасно знали, что нужно русской душе. И разрешение было получено. Сначала это были службы в беженских столовых, детских приютах, в разных домовых церквах. Сербская церковь стала уступать и некоторые из своих храмов (в Нови-Саде, Панчево, Земуне, Кикинде, Ново-Бечее, Белой Церкви и проч.), а вскоре кое-где были построены и свои, чисто русские храмы (Свято-Троицкий в Белграде и Свято-Иоанновский в Белой Церкви и др.).
После переезда в Сербию (в 1921 году) Высшего церковного управления Русской Церкви заграницей, во главе с первоиерархом митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), русский приход в столице Королевства Югославии в Белграде стал главным церковным центром всего Зарубежья (хотя митрополит Антоний вскоре переехал в патриаршие покои в г. Сремски-Карловцы), а храм Святой Троицы (сооруженный в 1924 году) «кафедральным собором» нашего первоиерарха, где совершались хиротонии, рукоположения, и многие торжественные богослужения, иногда возглавляемые сербскими патриархами Димитрием, Варнавой и Гавриилом…
Поскольку речь идет о богослужебных традициях, необходимо сказать несколько слов именно о Белградской церкви.
По почину основателя и первого настоятеля Белградского русского прихода протопресвитера Петра Беловидова, а по благословению нашего Первоиерарха, с самого начала существования было отдано предпочтение уставным богослужениям, с отменой «питерской столичной пышности», которую к сожалению годами отмечала тенденция сокращения богослужений и для этого изменения в типиконе и традиционных песнопениях. В церкви Святой Троицы и других подведомственных ей храмах строго следили за правильным последованием типикону, церковному уставу. Указом было запрещено «укорачивать» службы, читать те молитвы, которые указано петь, были запрещены «Бахметьевские» придворные напевы — переработанные до искажения старинные песнопения.
Были также изъяты и некоторые малоцерковные и слишком «шумные» произведения Сарти, Веделя, Бортнянского, Бахметьева, даже кое-что Чайковского. Интересно отметить, что было немало прихожан (а в Белграде «осело» около 15.000 русских), которые выражали неудовольствие такими, как они говорили «монастырскими» службами, называли это возвращение к древнему «нововведением». Но со временем все поняли, насколько важна эта глубокая содержательность богослужений, и, безропотно, выстаивали до конца длинные всенощные бдения, полностью Канон Св.Андрея Критского, «Похвалу Пресвятой Богородице» и не сокращенную литургию Великой Субботы со всеми паремиями, ночную утреню с Великой Пятницы на Субботу и прочие службы.
Но Пасха, как «праздников праздник», впитал в себя на Руси многие древние русские народные традиции и русские беженцы свято сохраняли их и на чужбине. Ведь это было духовной связью с утраченной Родиной. У сербов к Пасхе тоже красились яйца (в основном в красный цвет или темно-желтый, так как они варились с луковичной шелухой), кое-где выпекался к празднику круглый несдобный хлеб, и в ямку в середине вставлялось крашеное яйцо и веточка базилика. Но ничего из этого не освящалось в церкви.
Русские беженцы, создавая иллюзию своей Родины и в чужих краях, как когда-то там, «дома», пекли куличи, делали сырную пасху (что в первые годы было сложно, так как в центральной части Сербии не было творога, пока молочным делом не начали заниматься сами русские, в первую очередь кубанские казаки), красили яйца, расписывали писанки — этим подрабатывали не только художники, но и талантливая молодежь. В Великую Субботу, к вечеру, прихожане приходили в храм , где совершался чин освящения куличей, яиц и пасхи. Это были трогательная, торжественная картина, запоминавшаяся на всю жизнь: переполненный храм, масса народу в церковной ограде и на ближних лужайках, мерцают сотни и сотни свечей и несколько приходских священников по несколько раз (из-за новых и новых людей, прибывающих с пасхальными ритуальными гостинцами) повторяют это освящение.
Благодаря своим «русским» службам и этим народным традициям, на Пасху мы глубже всего осознавали свою неоторванность от Родины, от Святой Руси.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасха 2013 года
Белград, Сербия