«Наши священники были у изоляторов на Окрестина». Об отношении Белорусской Православной Церкви к протестам
Фото: media.elitsy.ru
Фото: media.elitsy.ru
В Беларуси продолжаются протесты после президентских выборов 9 августа. Священники не остались в стороне от этих событий. Некоторые из них участвовали в сетевом сборе подписей «Православные против фальсификаций», осуждали жестокость ОМОНа по отношению к протестующим (и провокации с их стороны тоже), помогали пострадавшим в изоляторах и больницах. «Правмиру» удалось узнать позицию Белорусской Православной Церкви у протоиерея Сергия Лепина, председателя Синодального информационного отдела БПЦ.

— Как в Церкви, в том числе на официальном уровне, была воспринята идея флэшмоба «Православные против фальсификаций», инициированная клириком из Гродно? Все-таки эта инициатива стала важным публичным выступлением представителя православного духовенства.

— Насколько я знаю, диакон Дмитрий Павлюкевич из Гродно и священник Александр Кухта из Минска (его имя тоже вспоминалось блогерами в этой истории) не инициировали никакого флэш-моба. Один просто нарисовал картинку и разместил у себя, а другой «перепостил». Потом это сделали еще пара человек, после чего одна независимый эксперт назвала это флэш-мобом и пропиарила соответствующим образом. 

Если под флэш-мобом понимать заранее спланированную массовую акцию, то его здесь не было. Некоторые настоятели и даже епископы отнеслись к этому настороженно, и часть участников решила отозвать свои подписи «на всякий случай» или по прямому требованию начальствующих. 

Одно дело подписываться под призывами к честным выборам до или во время проведения самих выборов, другое — делать это после выборов, когда они уже прошли. Ведь и после выборов к этой акции еще присоединялись люди. Это с точки зрения некоторых выглядело как открытое непризнание работы ЦИКа и публичное оспаривание результатов выборов. 

«В такие дни священники призваны быть миротворцами». Иерей Алексей Залицаев — о событиях в Беларуси
Подробнее

Технически это могло быть похоже на подозрение в «участии в политике» — то есть в воспрещенной канонической дисциплиной форме вовлеченности в политический процесс, где духовные особы участвуют в борьбе за светскую власть, либо против нее. Плюс дизайнерское решение было выполнено в концепции бело-красного-белого флага (он был официальным символом Беларуси до 1995 года, но затем стал символом оппозиции) и, опять же, разрекламировано одной независимой эксперткой, общество которой, с точки зрения консервативно и, тем более, провластно настроенных представителей церковных властей (такие есть, конечно же) выглядело не очень подходящим для «хорошего батюшки». 

Безусловно, официально БПЦ выступает за все честное — в том числе и выборы. Фальсификация выборов является и уголовным преступлением с точки зрения Уголовного кодекса нашего государства и, разумеется, это грех — обмана, лжесвидетельства и воровства. «Неверные весы — мерзость пред Господом» (Притчи 11:1).

О Церкви и агитации

— Мы говорим о недопустимости участия духовенства в политической агитации, но хорошо известно, что некоторые священники БПЦ публично высказывались в поддержку Лукашенко, в том числе в период проведения предвыборной кампании. Принимались ли священноначалием меры по недопущению подобных случаев?

— Да, такие случаи имели место. Во время предвыборной кампании никаких мер предпринято не было. Во всяком случае, мне об этом неизвестно. 

К сожалению, такое бывает часто: провластные выступления игнорируются, а прооппозиционные или даже просто кажущиеся кому-то таковыми могут провоцировать достаточно суровые реакции со стороны чиноначалия. Такое не так сложно было заметить и на прошлых президентских выборах в соседней с нами Польше — там мы тоже видели немало провластных выступлений. 

«Хотят службы на белорусском, а сами на них не ходят». Ректор Минской духовной академии – о языке, автокефалии и богословской науке в Белоруссии
Подробнее

К сожалению, на практике принцип «невмешательства в политику» толкуется только как неучастие в поддержке оппозиции. Да и публично высказывающиеся за власть могут иметь очень серьезную поддержку среди представителей власти, в то время как за «оппозиционное» поведение клириков, напротив, от этих же лиц легко получить ноту в адрес епархии или экзархии. Такого неравенства быть не должно, но я председатель информационной службы, а не церковного суда. 

Справедливости ради отмечу, что уже после выборов некоторые священники получили замечания за свои откровенно провластные политические выступления, поскольку они вызвали смуты даже в их собственных общинах.

— В принципе, священники, которые активно поддерживают власть, у нас известны, их имена на слуху. Но как быть с противоположным мнением? Были ли в БПЦ случаи, когда духовенство высказывалось в пользу иных, оппозиционных кандидатов? Это ведь тоже участие в политике, только с другим оттенком.

«Это не Майдан, люди надеются на мирные перемены»
Подробнее

— Скажем так, были случаи, когда священнослужители публично высказывались не в пользу иных кандидатов, а таким образом, что их выступления можно было расценить как протест против власти действующей — прежде всего против насилия и пыток, совершенных акторами, представляющими эту власть. Не так давно после известного заявления и проповеди архиепископа Гродненского Артемия (в которой он даже подверг критике официальный союз молодежи — БРСМ), Синод сделал собственное заявление по теме и дистанцировался от всех других, оставив их в зоне персональной ответственности их авторов. 

Стоит заметить, что были священники, которые позволили себе нечто большее — то, что можно было воспринять именно как политическую поддержку оппозиции. Я знаю, что они получали замечания своих настоятелей и епископов, но это не было тем, что можно назвать наказанием. Другими словами, церковные власти не спешили рубить сплеча как слева, так и справа.

Митрополит Павел извинился. За что?

— В Интернете появлялись самые разные сообщения об извинениях митрополита Павла (до 25 августа — Патриаршего Экзарха всея Беларуси) по поводу «преждевременных поздравлений» Лукашенко в связи с победой на выборах. Не могли бы вы разъяснить тот контекст, в котором прозвучали его слова?

— В социальных сетях и некоторых СМИ стали распространяться слухи о том, что митрополит Павел на встрече с верующими, которая состоялась 14 августа возле Свято-Духова кафедрального собора в Минске, якобы дезавуировал свое поздравление Александру Лукашенко по случаю его переизбрания на пост президента Беларуси. Подобная информация не соответствует действительности и является манипулятивным выдергиванием слов Экзарха из содержания разговора. 

Во время встречи глава БПЦ столкнулся с настойчивыми обвинениями в том, что он поздравил президента и использовал в своем послании ссылки на духовно-нравственные ценности. Выслушав обвинителей, владыка на самом деле попросил прощения у всех, кто был смущен его посланием, но при этом объяснил свои действия протоколом, соображениями добрососедства и церковно-государственного партнерства. 

Это не сожаление о поздравлении как таковом, не его отзыв, а вежливое извинение за причинение беспокойства другим своими действиями. Митрополит Павел также отметил, что сотрудничество Церкви и Государства может быть основано только на «основе вечных духовно-нравственных ценностей, сформированных в лоне христианской традиции», о чем и сказано в поздравлении.

Священники раздавали мороженое. Это не участие в протесте?

— В Беларуси были случаи, когда священники выходили к протестующим и, например, раздавали им мороженое. Как вы считаете, является ли такая форма участия в общественном протесте допустимой для священнослужителя? И нет ли странности в том, что мороженое раздавалось во время Успенского поста?

— Дискуссионным является вопрос, можно ли раздачу помощи квалифицировать как форму солидаризации и соучастия. Думаю, что положительным может быть ответ только в тех случаях, где сам жертвователь с этим согласен. Все же Церковь может благотворить и среди преступников, и среди наркозависимых — это не значит, что она на стороне преступлений и зависимостей. 

И если у нас пост, то это не значит, что мы должны заставлять поститься всех. Помощь и поддержка всегда предоставляется в формате «как есть». Постящийся мог просто отказаться от мороженого. 

Но тут важно, чтобы каждый участник комментировал свои действия сам: внешне правильные поступки могут иметь ложную мотивацию, и наоборот — несуразицы могут иметь в основе самые наилучшие намерения.

— Мне известно несколько случаев, когда со стороны БПЦ оказывалась помощь пострадавшим в Минске, включая визит митрополита Павла в больницу. Есть ли у вас сведения об аналогичных случаях помощи в регионах? 

— Около центров изоляции на Окрестина и Володарского (в Минске) присутствовали наши священники. Мы держали руку на пульсе, и если бы это понадобилось, то священников появилось бы больше. 

По регионам у меня информации нет. Мы ее не запрашивали и сами не распространялись о своих действиях. Наша цель была просто помочь, и лишнее привлечение внимания могло сузить наши возможности.

— Выступая на митинге в Гродно 22 августа, Александр Лукашенко заявил, что его «удивляет позиция наших конфессий», подчеркнув, что «государство с безразличием на это смотреть не будет». В контексте достаточно жестких высказываний президента, поступали ли со стороны органов власти рекомендации и предложения по пересмотру формата сотрудничества БПЦ и государства?

— Мне ничего не известно о наличии таких рекомендаций и предложений.

Беседовал Сергей Мудров

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.