Где заканчивается игра и начинаются унижения
Вчера в соцсетях появились чудовищные ролики, где старший подросток издевается над малышом в детском доме.
Однако сопровождалось это почему-то текстом про то, что это происходит из-за того, что малыша перевели в детский дом к его родным братьям и сестрам (с которыми его разлучили сразу при отобрании), и читателям активно предлагалось сделать вывод, что причина издевательств — именно разница возрастов. Разделите, мол, навсегда старших и помладше, никогда не соединяйте вместе братьев и сестер — и издевательства прекратятся.
Не знаю, что движет людьми, которые такую версию высказали изначально. Если это не сотрудники самих учреждений, которым не хочется меняться, — то, скорее всего, совершеннейшее незнание вопроса.
Я понимаю, что люди, которые не знакомы с системой детских домов, имеют о ней весьма смутное представление и легко могут не понять, где правда, где ложь, что хорошо, а что плохо. Жаль, правда, что и многие СМИ даже не пытаются разобраться, повторяя изначальный тезис из «Телеграма», хотя, казалось бы, работа с информацией — их специальность.
Дорогие друзья, издевательства, буллинг, насилие, агрессия одними детьми в отношении других детей сопровождают, увы, жизнь каждого детского дома. Хорошие отличаются тем, что там с этим быстро удается справиться и там это не поощряется специально, гласно или негласно. А в плохих, увы, поощряется.
Потому что воспитатели не справляются, а один агрессивный подросток без границ насилия построит всю армию других детей за пару дней в тотальное подчинение и страх.
Это не зависит от возраста детей, степени их родства между собой. Старшаки чаще всего буллят тех, кто младше (на год, на два, на десять — не важно). Так было 20 лет назад, десять лет назад, вчера, сегодня.
А иногда дети просто не понимают, где границы игры и начало унижений — потому что С НИМИ поступали так же дома или тут же, в детском доме.
Это было всегда. А не вдруг возникло, когда младшего ребенка перевели к старшим братьям и сестре.
Это, конечно же, не лечится никак еще большим разделением и сегрегацией детей (давайте тогда уж детские дома по возрастам прям: 11-летних на один край географии всех вместе в заключение, 12-летних — в другой и далее по списку).
В чем же на самом деле причина и как это лечится?
Почему дети попадают в детский дом
Представьте себе на секундочку, в каких ситуациях и почему дети попадают в детский дом? Просто попробуйте сделать такой мысленный эксперимент.
Нет, вариант «родители и все родственники разом разбились на машине» — не очень реалистичный.
Родители умерли, а никто-никто из родных не забрал — вполне бывает, к сожалению. А теперь представьте себя на месте этого ребенка, его чувства и его переживания — и до и после попадания в детский дом. Детей, у которых родители реально умерли, в детских домах меньшинство. Но они есть, это дети, переживающие горе, травму потери. Как вы думаете, как именно с этими чувствами ребенка работают в детском доме? Угу, ровно как вы и подумали, в основном — никак. Они могут быть в непережитом горе, в депрессии — которую часто никто не замечает.
Чаще всего дети попадают из ситуации семейного неблагополучия, которое сопровождается зависимостью родителей. При этом одни родители в меру своих возможностей заботились, любили и никак не обижали своих детей. Представьте себя на минутку на месте этого ребенка, чью привычную ему жизнь оборвали чужие дяди и тети на казенной машине. Эти дети попадают в детский дом с болью разрыва привязанности, непониманием, почему их забрали, обидой и чувством вины. Дети часто винят в этом, увы, себя («если бы я молчал и никому не говорил, что родители пьют», «я плохо учился, и поэтому…»).
Есть дети из других семей — их били, они были жертвами сексуализированного использования, выживали сами, ели что попросят у соседей, и так далее. Что чувствуют они? Много злости, агрессии, недоверия взрослым, обиды.
И да, они выживали в том числе защищая свою жизнь или неприкосновенность — кулаками и насилием же.
Есть дети, которых родители разместили добровольно. Тоже из очень разных ситуаций, иногда вышеописанных, иногда других, где вообще-то семье нужна была помощь, которую никто не оказал.
Для ребенка это часто ощущается как предательство и нарушение базового доверия взрослыми. Если ты не доверяешь, предан, злишься — ты можешь вести себя как угодно, сложно как-то повлиять на тебя в этой ситуации и с этой картиной мира.
И всех этих детей мы придумали собирать в одно здание, кучей, с неподготовленными взрослыми. Шикарная идея.
Весь свой тяжелый детский опыт, всю свою боль, травму, паттерны поведения дети приносят с собой в детский дом.
Где.
Зачастую нет ни одного взрослого, который прошел бы хоть какую-то подготовку по работе с последствием детской травмы, что-то понимает про жертв насилия, умеет с этим работать. Где. Этих взрослых может быть единовременно ОДИН на восемь таких травмированных с разным опытом и разным, соответственно, поведением детей. Где на учреждение в 50, 100, а то и 200 таких детей, собранных вместе, может быть ОДИН психолог, без специальной подготовки в вышеозначенных темах.
Но, конечно, вы продолжайте писать, что вся проблема в том, что нельзя старших детей с младшими держать.