Наследие святой Елизаветы в Москве — Марфо-Мариинская обитель — известно всем. Сегодня ее наследием можно назвать монастыри, сестричества, благотворительные и просветительские организации в ее честь по всему православному миру. Россия, Украина, Белоруссия, Израиль — естественные, но не единственные страны, где продолжают дело святой.
Не делай добра, не получишь зла — и не выгоришь?
Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, отметил, что Елизаветинский форум каждый год, невзирая на юбилеи, посвящен одной и той же теме: служению Богу и людям, заповеданному святой Елизаветой. Здесь незаметные и скромные люди, делающие ежедневную тяжелую работу, собираются, чтобы ощутить, что они не одни, и почерпнуть в общении силы.
— Знаете русскую поговорку: «Не накормивши, не напоивши, добра не сделавши — врага не наживешь»? И до, и после убийства своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, святая Елизавета Федоровна отдавала всю себя на служение людям. Это высокие слова, которые сегодня воспринимаются со скепсисом. Так же они воспринимались и в начале ХХ века, — уверен отец Тихон (Шевкунов). — Она могла бы быть просто богатой меценаткой: сидеть во дворцах, делиться своим состоянием и быть довольной собой — второй барыней Российской империи. Но она не только отдала все, что имела, нищим и раненым, она сама пошла им служить: ходила по Хитрову рынку, пока не запретила полиция, находила беспризорников, служила сиделкой раненым Первой Мировой. И пословица о том, как нажить врага, на ее примере сбылась. Однажды она ехала по Москве в автомобиле, и в нее полетели камни. Но она выдержала все и продолжала делать то же, что до этого.
Урок Елизаветы Федоровны, по мнению отца Тихона (Шевкунова), актуален в связи с популярностью в церковных дискуссиях термина «выгорания» православных людей.
— Конечно, никакого «выгорания» нет. Есть окамененное нечувствие, которое иногда настигает и подвижника, но чаще — людей, которые ничего не поняли в христианстве и не готовы нести Христа через всю свою жизнь, — сказал архимандрит Тихон. — Через 25 лет церковной свободы люди становятся равнодушными и отходят от Церкви — это новый период испытаний, когда надо в первую очередь сохранить в ограде самих себя и тех, кто есть в Церкви, а расширение не может быть самоцелью. Всежизненным делом христианина может быть либо познание Бога через изучение Священного Писания, либо служение ближнему.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон напомнил, что святая Елизавета была искалечена и брошена на смерть в шахту, Марфо-Мариинская обитель прекратила работу и вскоре была закрыта, все ее труды казались погибшими втуне. Но она была евангельским зерном — и мы видим, как семя, умершее в земле, дает сторичный плод. Мы видим монастыри, открывающиеся по всей России, ее подвиг должен стать известен каждому русскому человеку.
Встреча Востока и Запада
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что в Великой княгине Елизавете встретились настоящая Россия и настоящая Западная Европа. И сегодня, имея в виду ее пример, можно построить новую связь между народом настоящей России и народами настоящей Европы. Эти народы могут найти друг друга заново как людей, живущих не ради брюха, комфорта и развлечений, а найти друг друга в жизни, которая дается для осуществления идеалов Евангелия Христова. Мы не враги друг другу, мы можем поддерживать друг друга в трудные минуты, опираясь на веру, которая сформировала наши народы.
Елизавета Федоровна, по мнению отца Всеволода, проявила величайшую способность не предаться унынию, перенести испытания и не выгореть, не озлобиться, не жить местью и обидой. Она не побоялась пойти на страдания ради народа, который стал ей родным. Она могла оставить этот народ, формально для нее чужой, обидеться на него, проклясть его — но вместо этого дала урок всем нынешним молодым людям, которые при малейшей трудности восклицают: проклятая страна, уеду отсюда и забуду ее и этот народ.
Наполовину англичанка, наполовину немка не отреклась от своего нового народа, как мать не может отречься от своего больного сына. Она показала, что дела милосердия всегда актуальны и своевременны.
Ожерелье Елизаветинских монастырей и храмов
Одна за другой на кафедру поднимались игумении монастырей и настоятели храмов, основанных в честь святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Матушки и священники смущенно отмечали, что готовились перечислять виды социального или миссионерского служения своей общины, но понимают, что служение, по сути, у всех одинаково. Почти все помогают больным если не в психиатрическом, то в туберкулезном диспансере подготовиться к исповеди и причастию, оказывают бытовую помощь пожилым и обездоленным дома, идут в детские дома, хосписы.
Конечно, в каждой обители есть что-то свое. Например, история создания или место, связанное с Великой княгиней Елизаветой. Так, игумения Иннокентия из Серафимо-Знаменского скита Московской области рассказывала историю дружбы схиигуменииФамарь (Марджановой) и преподобномученицы Елизаветы. Из этой дружбы в 1912 году родился Серафимо-Знаменский скит с его символичной и гармоничной архитектурой. Подвижницы привлекли к строительству скита архитектора Щусева, а освящал храм будущий священномученик митрополит Владимир.
Игумения Олимпиада (Тетёркина) из Свято-Елизаветинского монастыря в Алапаевске рассказывала о создании обители при последнем сохранившемся доме-свидетеле мученического пути святой Елизаветы и ее спутников — последние два месяца преподобномученица провела в здании Напольной школы. Теперь во дворе этой по-прежнему действующей школы открыт монастырь, где живут и молятся 11 сестер, а в угловой комнате, где молилась, рисовала и откуда вышла на казнь святая Елизавета, организован мемориал, и есть надежда на передачу части здания Церкви под храм.
Рассказ игумении Елизаветы (Кольцовой) из Калининграда — словно привет из дореволюционной эпохи: богатая женщина отдает под храм и монастырь собственную усадьбу и землю, становится первой настоятельницей, строит храмы, а чтобы привлечь к храму детей — заводит на территории страусиную ферму.
Монахиня Матрона (Лукашева) из Свято-Елизаветинского монастыря в Минске описала опыт создания монастыря «на пустом месте». Несколько сестер трудились санитарочками в психиатрической клинике, рассказывали о вере и таинствах. Они видели, что болящей душе нужен прежде всего Бог. Часто пациенты – это наркоманы и алкоголики, которые не нужны миру. Получили сначала благословение строить храм возле больницы – тогда еще не думали, что будет монастырь. Но люди из больницы, особенно те, кто выписывался «вникуда», стали подходить к батюшке и проситься остаться и «потрудиться при монастыре». Так появились мастерские: столярная, швейная и другие. Сейчас более 30 мастерских и около 2000 трудников. Никому не отказывают, всех обучают ремеслу. Для тех, кому еще и негде жить, кого ждут дома дружки-наркоманы или те, чья компания довела до тюрьмы, основали два подворья – сначала мужское, а потом и женское.
На полях сражений
Преподобномученица Елизавета создавала фронтовые и госпитальные походные храмы, помогала раненым. С такой стороной служения ближним лучше всех знаком протоиерей Михаил Васильев. Он — настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы (при б. казармах Саперного батальона), Пророка Божия Илии при штабе ВДВ в Сокольниках; иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в военном городке Кубинка Одинцовского района Московской области, вмц. Варвары и прп. Илии Муромца в пос. Власиха.
— Я однажды полежал после учений полгода на койке в родном госпитале, который сам же окормляю. Полгода – более чем достаточно, чтобы оценить ценность того, что вы, сестры милосердия, делаете, — сказал отец Василий.
В госпиталь, при котором открыт храм во имя прмч. Елизаветы, попадают многие люди, связанные с космосом и ядерным оружием, а это прямо или косвенно сопряжено с радиацией, так что немощь настигает служащих без разбора чинов и званий.
— Даешь солдату конфету и говоришь «дембель неизбежен», — он улыбнется и про крестик и икону сам спросит. Говоришь: не ценили материнские пирожки, плакали из-за вас матери – вот теперь вам вместо материнских пирожков наш, — делится миссионерскими секретами отец Михаил.
У священников, окормляющих ВДВ, есть два мобильных храма. В этом тоже продолжается традиция прмч. Елизаветы. Летний храм – это прицеп, который за 10 минут разбирается и превращается в мобильный алтарь, вверх выдвигается куполочек, вбок —пономарка. При храме имеется 200-литровый бак воды и 200-литровый бак солярки, свой кинопроектор. Прихожане стоят на улице, удается служить до октября.
— В прошлом году в полевых условиях причастились 8 тысяч солдат и офицеров-десантников. Еще мы окормляем РВСН, но ракетные, слава Богу, сейчас не воюют, а то бы уже всюду наступил бы вечный мир и вечный покой, — сказал протоиерей Михаил Васильев.
Также есть надувной зимний храм – 40 минут уходит на подготовку храма на 150 человек после десантирования в чистом поле.
— Главное для священника — чтобы он людей любил, чтобы люди были ему не в тягость, а в радость. Вымывание-выгорание бывает у всех: у психологов, учителей. Очень трудно не «припухнуть», будучи священником. Нельзя стать как продавщица, чтобы было «понаехали тут», — нужно, чтобы сохранялось благоговение и любовь к людям, — такой урок из служения преподобномученицы Елизаветы Богу и ближним извлек для пастырей отец Михаил.