17 июля — день памяти великого иконописца Древней Руси Андрея Рублева. Корреспондент «Вечерки» побеседовала о традициях и стилях иконописи мастеров XXI века с директором Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Сергеем Филатовым
— Сергей Викторович, какие технологии используют современные иконописцы?
— Есть художники, которые полностью повторяют технологию, применявшуюся в Средние века, то есть клеемеловой левкас и живопись темперными красками на связующем желтке. Но есть и художники, которые работают с современными красками. Это два разных подхода, но, думаю, оба они вполне оправданны, поскольку сейчас есть хорошие краски, они надежные и прочные, вполне приемлемые для написания икон.
— В каком стиле сегодня пишут иконы?
— Художники могут писать и в стиле Рублева, и в стиле Дионисия, и в стиле XVII или XVIII веков. Это вопрос выбора: что нравится художнику и что хочется иметь заказчику. Что касается монументальной живописи, то, конечно, нелепо выглядит классицистический храм XVIII-XIX веков, если в нем выполнена роспись в стиле Андрея Рублева. В то же время отмечу, что иконы в церквях, как правило, очень разновременные, и поэтому там приемлем любой стиль. Главное, чтобы это была хорошая иконописная школа, потому что иконописи надо учиться, надо изучать технологию, знать, какие доски применяются, как их готовить, как левкасить правильно, чтобы грунт не стал шелушиться и отваливаться, и как готовить краски. Этому обучают, сейчас много иконописных школ открылось, мастерство можно освоить.
— На заказ сегодня пишут иконы?
— Конечно, люди заказывают иконы для себя лично, чтобы молиться дома. Сегодня спрос на иконы гораздо больший, чем в советское время. Сколько времени пишется икона? Для храма Христа Спасителя нам нужно было подготовить около 90 икон. Времени было отведено меньше года. Человек 15-20 могут выполнить подобный объем работы за такой короткий срок. На подготовку к самой работе тоже требуется время: надо и доску грамотно приготовить, и левкас, заготовить краски. Многое зависит и от размера иконы, и от ее сюжета. Может быть поясное изображение одной фигуры, а бывает икона с клеймами — там миниатюрное трудоемкое письмо, которое дольше делается.
— Нужно ли «промышленное» производство икон? Представляют ли художественную ценность иконы, которые повсюду продаются?
— Продают разные иконы. Это может быть технология печати, а может быть и действительно произведение, написанное красками. Есть еще комбинат «Софрино» при Патриархии, там пишут иконы для храмов и печатают изображения с готовых икон для иконостасов.
— Неужели востребованы напечатанные иконы?
— Понимаете, не каждая церковь может оплатить рукотворную работу — храмы, как правило, небогатые. Но иконостасы заказывают для богослужения, они в храме должны быть. Это не произведение искусства, но, выходит, что покупается, то и нужно.
— Поновленная икона столь же ценна? Не утрачивает ли она своих чудодейственных свойств?
— Не утрачивает. Если от нее происходили исцеления, то она такой и остается. Другое дело, что, конечно, хотелось бы старинную икону привести в ее первозданный вид, раскрыть древнюю живопись, чтобы люди видели, какой она была в XII или XV веке.
Светлана Можаева