Наставник воистинну всемирный
В Русской Церкви произошло великое событие, Московский Патриархат признал канонизацию Русской Православной Церкви Заграницей и постановил включить в месяцеслов имя величайшего угодника Божиего, молитвенника и чудотворца святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Почитание святителя в церковном народе было задолго не только до недавнего Архиерейского Собора, но и до официальной канонизации в 1994 году, собственно, святителя почитали за святого уже при его жизни.
Почему для нас важен святитель Иоанн именно сегодня? Его образ вобрал в себя идеал святоотеческого православия, строгого по отношению к себе и любвеобильного к окружающим. Суровая аскеза святителя не оборачивалась суровостью для тех, кто находился с ним рядом. Владыка Иоанн всем своим видом показывал неотмирность Православия и в то же время утверждал необходимость служения миру, т.е. каждому человеку. Святитель Иоанн миссионерский святой, не смотря на свой дефект речи, он зажигал в людях огонь истинной веры, зажигал его своим личным примером, своей личной молитвой. Он не гнушался совершать богослужения на том языке, который не был привычным богослужебным, но который понимала его паства. Владыка Иоанн всячески прилагал усилия к тому, чтобы показать вселенский характер Православия, которое не является исключительно «русской» верой, но открыто для всех народов ищущих Истину. Его трудами Церковь стала «вспоминать» имена святых просиявших на Западе. Сегодня мы еще слишком мало знаем о них, но если мы хотим быть продолжателями дела святителя нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы западные святые стали достоянием всего народа Божиего.
Также для нас важен факт того, что Московский Патриархат в своем соборном деянии признает благодатный опыт Русской Зарубежной Церкви. Именно в ее лоне просиял дивными дарованиями Святитель Христов. Сегодня мы не совершаем новой канонизации, но мы признаем факт свершившегося прославления и своими молитвами присоединяемся к почитанию святого угодника Божиего. Русская Зарубежная Церковь, бережно сохранившая истинную веру в изгнании, сегодня вручает нам свои сокровища. Опыт святых – это главное достояние Церкви, потому что история Церкви – это история ее святости. Нам еще предстоит осмыслить ушедшее столетие, которое через горе и страдания дало миру тысячи мучеников и исповедников Христовых.
И сегодня, когда времена видимых гонений вроде бы как прошли очень важно молитвенно приобщиться к опыту тех, кто всей своей жизнью и смертью утверждал Христа. Святитель Иоанн, в этом смысле, был именно мучеником (т.е. свидетелем) и исповедником веры. Даже его смерть с образом Курской-Коренной иконы Божией Матери в руках стала свидетельницей Истины. Господь прославил святителя не только обильными чудотворениями по его молитвам, но и нетлением мощей. Для каждого из нас, а особенно немощных в вере, нетление мощей является видимым знаком милости Божией, через которую побеждается тление этого мира.
В образе святителя Иоанна чувствуется вселенское измерение, которое явствует не только в географии его архиерейского служения от Китая до Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, в этом маленьком и согбенном человеке жил дух древних святых. Его вид был абсолютно непрезентабельным, но сила Божия совершается в немощи человеческой. Святитель Иоанн показал, что быть православным это не значит «быть русским», быть православным – это значит быть верным истинной вере, которая открывается всем народам. Владыка Иоанн был открыт к восприятию различных традиций и культур, благодаря его усилиям в Западной Европе появились православные совершающие богослужения по западному обряду, но сохраняющие верностью православному вероучению. К сожалению, не все разделяли подобные взгляды владыки, но он своим пророческим видением указал главные ориентиры для каждого ищущего сердца.
Включая святое имя чудотворца и святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в месяцеслов Русской Православной Церкви, мы тем самым утверждаем непрерывность благодатной таинственной жизни в Церкви русского рассеяния. Нам еще во многом предстоит воспринять опыт, накопленный в лоне Зарубежной части Русской Церкви, ведь святитель Иоанн не единственный, кто был прославлен благодатными дарами в ней. Осмысление этого опыта есть дело Церкви, которое невозможно без осмысления святости. А сегодня, когда Русская Церковь молитвенно совершает память святителя, мы вторим церковному песнопению: «Наставник воистину всемирный, благочестия учитель и Духа Святаго сосуд избранный показался еси, блаженне Иоанне, темже вси концы тя прославляют, от восток солнца даже до запад».