Настоящий поэт – дар Божий людям
Слово на панихиде по Владимиру Высоцкому протоиерея Михаила Ходанова
Ваганьковское кладбище, могила поэта, 25.07.2016
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня – знаменательный день. Только что полным чином совершилась панихида по Владимиру Высоцкому, великому поэту двадцатого столетия. Это первая посмертная панихида у его могилы на Ваганьковском кладбище, проведенная по согласованию со священноначалием Русской Православной Церкви спустя целых тридцать шесть лет по его кончине. В 1980 году поэта заочно отпели, затем некоторые батюшки совершали по нему краткие заупокойные службы, но делали это приватно, самостийно, по велению сердца.
Говорят, что какой-то батюшка тихонечко совершал даже здесь, на могиле, литии в день смерти поэта. Так происходило потому, что тогда еще не знали, был ли он крещен. Да и далеко не однозначным было отношение к нему со стороны людей Церкви тех лет. Тем не менее время делает свое дело. Мы можем относиться к человеку как угодно, но если он крещен, то извольте его поминать и не осуждать. Суды – Богу.
О крещении Высоцкого – чуть позже.
Говорят, Владимир Высоцкий был неверующим. Это не так. Настоящий поэт не может пройти мимо таких тем, как вера и неверие, Бог и дьявол, жизнь и смерть, рай и ад. И у Высоцкого есть ряд серьезнейших произведений на эту тему. Да, он принадлежал к поколению советских людей, которым внушали, что Бога нет и что человек, который звучит гордо – это всего лишь навоз истории. Да, у него были непростые отношения с Богом из-за тех зависимостей, в которых он находился. Тем не менее он как мог боролся со своими недугами и попыток их преодолеть не оставлял до самой смерти. Поэтому путь к Богу перед ним всегда оставался открытым.
Мы, люди верующие, знаем, что дьявол прежде всего стремится подставить подножку именно гениальным людям, имеющим влияние на умы современников, чтобы извратить их творчество и сделать из стихов поток сознания, из музыки – какофонию звуков, а из живописи – уродство и хаос. Однако Высоцкий, в отличие от многих гениев, не погубил свой огромный талант.
Владимир Высоцкий отошел ко Господу в молодом возрасте, не выдержав тяжести душевных и физических страданий. Причиной были и его известные зависимости, и напряженнейшая работа, и непростая личная жизнь, но прежде всего – его тонкая и исключительно ранимая натура, та особая сила внутренних переживаний, которой обладают только настоящие поэты. Он вобрал в себя боль эпохи, выразил и пережил проблемы целого поколения своих современников.
В 1970 году над ним по его собственной воле и желанию, вдали от Москвы совершается Таинство Крещения. К Таинству он отнесся осознанно и глубоко. Об этом свидетельствует фрагмент из его песни «Баллада о бане»:
Загоняй поколенья в парную
И Крещенье принять убеди,
Лей на нас свою воду святую
И от варварства освободи!
Так мог сказать только человек, доподлинно знающий, что к чему.
Факт крещения долгое время оставался приватным, и о нем знало только самое близкое окружение, считанные единицы. Поэт считал это дело сугубо личным и никого в тайны своей внутренней жизни не посвящал. Его родные подтверждают тот факт, что Высоцкий был верующим человеком. Падавшим, вновь встававшим, опять падавшим, но никогда не прекращавшим свой путь к Богу.
Об этом убедительно говорится в фильме о поэте «Владимир Высоцкий. Спасибо, что живой». Там он перечисляет имена дорогих для него людей и говорит, что просит Бога сделать так, чтобы им было хорошо. И добавляет, что просит Бога дать ему силы сделать так, чтобы его любимым людям было хорошо. Со стороны это выглядит как церковное поминовение о здравии. Не думаю, что этот эпизод был выдумкой сценариста. В последние годы жизни тема Бога всё чаще и чаще звучит в творчестве поэта.
Почему его любят люди? Прошло уже немало лет со дня его кончины, а память о нем жива и люди, слушая его песни любви и мужества, по-прежнему ощущают силу его слова, и им становится легче жить. Итак, почему? На то есть три причины: во-первых, он стремился жить не по лжи, а это, согласитесь, всегда очень актуально. В гражданском плане ему это очень и очень удалось. Во-вторых, всё, что он делал в своем зрелом творчестве – в стихах, на подмостках сцены и на съемочной площадке, было эстетически убедительно, то есть гармонично и красиво. В-третьих, от Бога ему был дан огромный дар любви и сострадания к людям. Он никогда не иронизировал и не глумился над ближним. Даже в шуточных песнях Высоцкий никогда не унижает своих героев. И эту любовь, эту суровую нежность люди всегда чувствовали и дарили ему взамен свою любовь и преданность.
Неспроста говорят, что настоящий поэт – это всегда дар Божий людям, в утешение и поддержку. И это воистину так. В своем творчестве Высоцкий правдиво и с любовью отобразил состояние души своих современников, живших в условиях атеистической идеологии – внешне почти безбожное, но внутри, в потаенных глубинах хранившее неугасимый огонь веры, который лишь на поверхности был подернут слоем темного пепла.
Жаль, что здесь, на могиле нет небесного камня троктолита. Его не без трудов привезла когда-то в Москву Марина Влади, чтобы специально поставить здесь как символ того, что Поэт стремительно просиял и исчез, как яркая звезда в ночи, но многим и многим из нас успел сделал жизнь более доброй, ответственной и светлой.
У Бога много обителей. Мы молимся, чтобы Всеблагий Господь принял его исстрадавшуюся душу и определил ей быть там, где это во всех отношениях наиболее хорошо и нужно самому поэту.
Вечная ему память у Господа Бога!
Аминь.