Настоятель храма в Осташковском проезде: Надеемся, что призыв Патриарха будет услышан
Вот уже несколько дней продолжается противостояние по поводу постройки храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровском районе Москвы (Осташковский проезд д. 4). Защитники парка считают, что их лишили полноценных публичных слушаний и собираются незаконно отнять у них часть парковой зоны. Защитники храма говорят, что строительство абсолютно законно, есть все необходимые документы, а территорию предоставила префектура. 24 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением в связи с противостоянием вокруг строительства храма. Настоятель будущего храма, священник Олег Шалимов прокомментировал ситуацию для «Правмира».

Участок на Осташковском проезде был выделен храму постановлением Правительства «Об утверждении проекта планировки части территории объекта природного комплекса № 65 Северо-Восточного административного округа города Москвы «Парк на Изумрудной ул.» по адресу: Осташковский проезд, вл. 4» еще в 2013 году. Был утвержден Проект планировки части территории под строительство православного храмового комплекса. В рамках реализации «программы 200» на территории Лосиноостровского района запланировано строительство православного Храма-часовни.

Активное строительство Храма-часовни началось неделю назад, и тут же начались протесты местных жителей при поддержке активистов «Яблока» и КПРФ. Им противостоят местные жители, выступающие за строительство храма и активисты Движения «Сорок Сороков» (ДСС).

Согласно постановлению мэра Сергея Собянина, под строительство выделено 0,2 га территории парка, сам парк располагается на 6,3 га. Заказчиком выступает Московский патриархат РПЦ, подрядчиками — ООО «Техно-Стандарт», которое готовит площадку под застройку, и ООО «Зодчий», которое займется строительством храма.

Недалеко от выбранного под строительство участка, на станции Лосиноостровская, примерно с 1916-го до 1926 года, уже существовал православный храм на пересечении нынешних улиц Рудневой и Коминтерна. Храм возводили на народные деньги и сначала решили посвятить Животворящей Троице. Однако к 1916 году был завершен только Казанский придел, и поэтому храм был зарегистрирован как Казанский. Строил его знаменитый архитектор В.А. Мазырин.

— Отец Олег, Патриарх выступил с обращением к обеим сторонам конфликта, что-нибудь изменилось после его призыва?

— Сейчас все спокойно, ничего не происходит, никаких конфликтных действий и драк. Народу с обеих сторон очень мало, полная тишина и мир.

Но люди с той стороны не разойдутся пока мы полностью не уйдем с площадки. Я сейчас жду точных письменных указаний со стороны священноначалия, как нам быть – оставить охранников или полностью все оставить на разграбление хулиганам. В первые дни, подзуживаемые коммунистами люди вели себя очень агрессивно, пытались нападать, ликвидировать площадку, но, слава Богу, сейчас все тихо.

Днем так почти всегда и происходит, но к вечеру ребята с той стороны становятся чуть более агрессивны, но все равно никаких схваток. Иногда вечером начинаются беседы — местные жители разговаривают с нами, друг с другом, поддерживают нас, приносят еду, воду и так далее. Какие-то местные жители, гуляющие с собаками – против, другие –за строительство. Но никакого боевого настроения со стороны местных жителей нет. Уже два-три дня здесь нет даже милиции. Вот сегодня появился только милиционер, что нас необычайно обрадовало.

Они не уйдут, даже можете не сомневаться. Они так оскорбляли Святейшего Патриарха, такие гнусности говорили про него и Церковь, про православную веру, про этих ребят, которые стоят, а про себя я и не говорю – сколько оскорблений я услышал. Просто самыми гнусными словами поносят, не передать.

И главное удивительная духовно-характерная вещь — идет постоянная ложь. Берешь их листовку, а там все неправда – ни одного слова правды.

Фоо: 200hramov.ru

Фоо: 200hramov.ru

— Но местные жители не начали разбираться в ситуации?  Вычленять истину из лжи? Что никто не собирается отнимать 2 га и так далее?

— Дело в том, что есть глубокая правовая неграмотность, неспособность читать схемы, просто низкий образовательный ценз. Мы вывешиваем документы, потом вывешиваем словарь понятий и так далее, потому что люди вообще не понимают ничего. Мы пишем буквально подробные листовки, где разъясняем что такое 0,2 га и так далее. Но кто-то все равно верит, сразу уходит, а кто-то кричит «это все неправда, вы все равно построите дом для бомжей». Ну как с такими людьми можно серьёзно разговаривать?

Ко мне подходят люди, я им объясняю порядок выделения земли в Москве, порядок землепользования, они говорят «вы все врете», я говорю: «Ну тогда какой смысл нашего разговора?», — «А мы вам хотим сказать». Я говорю: Сказали? Все», и рассказываю им про бабушку: «Бабуля меня научила не говорить людям «ты врешь», не говорить грубости, колкости. Я думаю, что ваши родители более образованные, чем моя бабуля, вы больше знаете с детства, давайте будем по-человечески общаться?». Кто-то смеется, а кто-то говорит «сам дурак».

А вообще обстановка мирная. Сколько людей со мной встречаются, разговаривают, целуют руку, просят прощения, говорят «спасибо, что вы поговорили по-человечески», и никакого противостояния нет. В этом смысле мы действуем абсолютно в духе обращения Его Святейшества.

Единственно, когда приезжают депутаты коммунистов – Зубрилин, Потопов, помощники их, обстановка сразу накаляется. Когда я приезжаю на площадку, то православные, которые здесь находятся, не бросаются с криками «дави, бей!», а приезжает Зубрилин, они начинают скандировать лозунги и прочее.

Но является ли их протест правовым? У нас есть абсолютно все документы, а их действия полностью незаконны. Единственная проблема – проблема слушаний, но они никак не относятся к строительству. Никакой из судов вообще не рассматривал ни вопрос отмены слушаний, ни вопрос прекращения строительства. То есть у нас 100% юридическая легальность. А они нелегальны, у них незаконный пикет, препятствие деятельности религиозной организации.

— А завтра митинг состоится?

— Да, они собираются делать митинг, который называют встречей с депутатом, потому что встреча с депутатом носит уведомительный характер, а митинг – разрешительный. Поэтому под видом встречи с депутатом проводится митинг.

-То есть слова Патриарха на них не действуют?

— Может и подействуют, кто знает, сейчас пройдет время, они услышат, посмотрят. Пока надо просто подождать что последует. Гадать трудно, но крайние противники Церкви будут считать, что Церковь уходит. Ярые атеисты ничего не поймут из высоты призыва Святейшего. Но Патриарх же обращается не к крайним, а к тем, кто может его услышать. Кто хочет – услышит Святейшего.

Фото: varlamov.ru

Фото: varlamov.ru

— Есть местные жители, которые вас поддерживают, хотят строительства храма?

— Огромное число жителей. За эти семь дней я убедился, что местных людей, желающих строительства храма – огромное число. Молодые люди, женщины с детьми, пожилые – очень много людей. Но есть немало и противников.

Я глубоко убежден, что в неправовое поле ситуацию вывели определенные политические группы, которые хотят на этом противостоянии заработать какие-то баллы. Может быть я ошибаюсь. Но что я наблюдал — это так. Ведь в первый день не было ничего такого, а как только начали приезжать эти люди, пошли боевые действия.

И мы, и местные жители понимаем, что лучше все решать в правовом поле. Я все эти дни говорил: «Мы выполним любое законное решение государственной и церковной власти. Любое — приятное нам или неприятное. Все, что от нас потребует государство и Церковь мы сделаем». Но они-то так не говорят, крайние люди говорят: «Нам плевать на закон, уходите и все, главное, чтобы вы ушли», и науськивают других людей. Они даже говорят: «Мы понимаем. Что у вас все законно, ну и что? Нам все равно».

— Если вы уйдете, что будет?

— Сложно прогнозировать. Мы выполним то, что нам скажет Патриарх, он руководит кораблём Церкви, он принимает решение, и мы все выполним. Мы в абсолютно законном поле. Почему мы строим? Потому что земля выделена под строительство. Мы обязаны на ней строить, иначе земля изымается. Если землю не используют по назначению – строительство храма, — то через некоторое время ее изымают. Приезжают люди и говорят: «А почему вы не строите, не используете землю?». И изымают. Перед нами была задача – к дню города должен стоять храм, мы вышли и строим храм. Все удивляются насколько в законном положении мы находимся.

Но власть совершила большую ошибку, она не защитила закон. Если бы вначале было твердое следование закону – они здесь пока они в рамках закона, если нет – уйдут, все было бы нормально. Вот так должно было быть — пришел бы милиционер, сказал протестующим: «Вы должны уйти», они бы протестовали, но законным способом, получили бы победу в суде – мы бы ушли, перенесли часовню.

С Церковью всегда можно договориться. И Церковь, и христиане в правовом поле, потому что мы знаем как это важно. А пока мы даже несем убытки. Мы потратили миллион рублей на строительство, у нас заключены договора, а им все равно. Им говоришь: «Вы поймите, нельзя так односторонне смотреть на ситуацию». И многие понимают: «Ну ладно, стройте часовню, а там поговорим». Но есть люди, которые говорят: «Нет, вон отсюда, нам все равно, что вы на законных основаниях, нам все равно какие деньги вы потратили» и так далее. Такова реальность.

Даст Бог, все будет мирно и все разрешится. Пока же, несмотря на все горячие споры, это только словесные перепалки, до «крови» милостью Божией не дошло. Господь сохранил нас от драк. И дальше мы будем действовать так, как скажет Святейший Патриарх.

Записала Мария Строганова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.