Наступивший год — это время спасения
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Итак, братья и сестры, мы завершаем еще один год календарный, еще один год нашей жизни и вступаем в новое лето благости Господней, со многими, может быть, и противоречивыми чувствами. Труден был прошедший год, и новый год мы ожидаем как будто бы даже и с тревогой, – хотя и с уверенностью, и с опасением, – хотя и с радостью, и более всего с надеждой, что он будет для нас именно летом благости Божией.
Но вместе с тем, прежде всего, мы встречаем его с верой в милосердие Божие, которое неотступно над нами. Не всем привелось дойти до этого дня. В прошедшем году при самых неожиданных обстоятельствах прощался я со своими прежними ближайшими сотрудниками, – их постигла, казалось бы, безвременная кончина. Много других жертв унесла смерть в этом году. А мы по милости Божией оставлены еще для некоей другой, Богом предусмотренной, нашей миссии.
Что же мы должны делать в этом году? И вот тут, братья и сестры, я хочу, предупреждая чтение Евангелия, которое вы услышите в молебном нашем служении, напомнить вам повествование о том, как Господь пришел в тот город, где Он вырос, где жил с младенческих лет – город Назарет. До сих пор этот город – по преимуществу христианский, в окружении ислама и иудейства. До сих пор в этом городе праздник Благовещения празднуется всем народом, и умилительно, и радостно, и трогательно смотреть, как родители наряжают детей своих ангелочками, носят их по улицам в розовых, голубых и беленьких платьицах, с крылышками, и все ликуют и радуются. Городу Назарету дано особое благословение Божие – быть домом младенческих лет и начала проповеди Господа Иисуса Христа.
И вот в Евангелии повествуется, как Христос приходит в этот город после долгого путешествия по другим городам Святой Земли, и входит в день субботний, в праздничный для иудеев день, в синагогу, и там Ему предлагают произнести слово поучения. И Он берет книгу, свиток книжный, разворачивает его на нужном месте и читает из пророка Исайи: «Дух Господень на мне. Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4, 18–19).
И люди, которые услышали эти древние пророческие слова, прочитанные Господом Иисусом Христом, внимательно слушали, никто не возразил, потому что все, зная Его с младенческих лет, подлинно верили в то, что Он помазан, послан на то, что Он прочитал. И все дивились словам благодати, исходящим из уст Его. Господь сказал: «Вот видите! Свершается сейчас то, что было проповедано древними пророками». И никто не возразил. А ведь совсем незадолго до этого, когда Он изрек своим согражданам горькие слова о том, что они не принимают Его проповеди, они в ярости хотели побить Его камнями. Но здесь коснулось их жесткого сердца слово Господне, и они приняли его.
Прошло уже почти две тысячи лет, как мы в новолетие читаем эти слова. Какое же отношение имеет это чтение к нам? Что, мы только вспоминаем о том, что было сказано так давно, и так далеко от нас? Нет, братья и сестры! Эти слова обращены, прежде всего, к нам с вами. Конечно, в первую очередь, обращены они к священникам и проповедникам слова Господня. Но и все вы, помазанные, призванные Духом Святым, возрожденные в купели крещения, имеете долг – пред Богом, пред Отечеством и пред своею совестью – делать то, что заповедал Господь. А Он сказал: «Чашу, которую Я прииму – и вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, и вы будете креститься» (См.: Мк. 10, 39), «и се, даю <16> вам власть наступать на силу вражию – и ничто вас не повредит». (См.: Лк. 10, 19) Что же нам делать? Смотрите – еще раз повторяю: благовестити нищим…, исцелити сокрушенныя сердцем…, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, – то есть указать сокрушенным духом путь – в радость; – проповедовать лето Господне благоприятно.
Кто же эти люди, эти «нищие», которым благовествует Господь? Это все, братья и сестры, в том числе и мы, которые ослабли духом и не хотим понять, что мы – ученики Христовы, что мы наступаем на силу вражию, и ничто нас не повредит. Вот мы и должны укрепить души и «проповедати лето Господня приятно».
«Проповедати плененным отпущение»… Да, мир находится в плену греха. Да мир – в плену своих страстей, своей слабости и, прежде всего, неверия в свои собственные силы.
«Исцелити сокрушенныя сердцем»… Сколько унывающих в нашем мире, сколько бедных, сколько думающих, чем прожить наступающий день. И вот им-то и нужно укрепить души. Кто сделает это? Только те, кто крепко верует в силу Православной Церкви и в незыблемость нашего православного духа.
«Отпустити сокрушенныя во отраду»… Укажите путь тем, кто сокрушен, «во отраду». Где она, эта отрада? – Да в храме Божием, в православной нашей жизни!
И – «проповедати лето Господне приятно». Да, ныне день спасения, потому что мы верим, что Православная Церковь незыблемо, веками стоит в Отечестве нашем, что все призваны в Церковь, что никто не будет забыт Богом. И если кто-то уходит в вечную жизнь при, казалось бы, неожиданных обстоятельствах – есть в этом особое смотрение Божие. Ибо Господь берет человека в лучшую пору его жизни. Господу Богу плохие вещи не нужны, души грешные Ему не нужны, и тогда, когда душа цветет радостью, когда она готова к встрече с Богом как со своим главным, любимым, избранным предметом жизни, – вот тогда она и уходит в мир иной.
И потому, братья и сестры, начнем новый год с того, что будем самим себе, своим близким, окружающим нас, твердить, что и нынешнее лето Господне – благоприятно для спасения. Се ныне день спасения! Ибо «чем ночь темней, тем ярче звезды…» – говорят поэты, а мы скажем: чем труднее испытания, тем крепче вера.
Пусть Господь благословит наступающее лето благостью Своей, укреплением нашего духа, чтобы мы сами твердо и крепко верили и держались за святую Православную Церковь, и не уставая, говорили об этом всем и каждому, и своим примером показали твердость нашего исповедания. Аминь.
31 декабря 1994 года.
Справка об авторе:
Митрополит Питирим (в миру – Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 г. в городе Мичуринске (бывш. Козлов) Тамбовской области, в семье священника Владимира Нечаева. С 1945 г. являлся старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). К. Нечаев получил широкое и разностороннее образование. В частности, он был талантливым музыкантом-виолончелистом. В то же время это был человек напряженной духовной жизни. Долгие годы его духовным отцом являлся знаменитый старец – преподобный Севастиан Карагандинский, духовный преемник и наследник последних Оптинских старцев.
В 1947 г. поступил в Московский Православный институт, преобразованный позже в Московскую Духовную академию и семинарию. В 1951 г. окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, которую получил по итогам защиты кандидатской диссертации на тему: «Значение Божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». 2 января 1962 г. назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии». Одновременно являлся председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды».
17 марта 1989 г. митрополит Питирим был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Являлся членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики.
13 сентября 1989 г. митрополит Питирим был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. 3 декабря 1994 г. в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет был освобожден от должности его председателя. 27 декабря 1994 г. освобожден от должности главного редактора «Журнала Московской Патриархии» и Председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Благодаря деятельности владыки Питирима издательское дело в Русской Православной Церкви удалось наладить на очень высоком уровне.
Помимо издания книг и периодики Издательский отдел предпринял съемку нескольких кинофильмов, посвященных церковной тематике, что имело большое значение для активизации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в связи с празднованием юбилея 1000-летия Крещения Руси.
Митрополит Питирим являлся крупным церковным ученым, чьи интересы лежали, главным образом, в области истории Церкви и церковного искусства. В различных журналах и сборниках митрополит Питирим опубликовал более 70 богословских статей и ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды митрополит Питирим был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской Академии естественных наук, являлся заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО «Золотое наследие Руси».
Митрополит Питирим значительное внимание уделял возрождению и популяризации русского церковного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, с большим успехом выступавших с концертными программами на Родине и за рубежом.
Митрополит Питирим совершал свое служение в Москве в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, который с советского времени являлся местом притяжения для творческой интеллигенции столицы.