Священное Писание обоих заветов настойчиво предостерегает нас от идолов; кажется, для нас, живущих в мире, совсем непохожем на мир апостолов и пророков, эти предостережения просто излишни. Какая-то ненужная архаика.
Никто не скандирует «Велика Артемида Ефесская!», никто не приносит жертв Зевсу, никто, тем более, не сжигает младенцев в жертву Ваалу. Значит ли это, что увещевание апостола «Дети! Храните себя от идолов» (1Иоан.5:21) К нам больше не относится? Нет, увы. Мы живем в мире, полном идолов – даже если не замечаем этого.
Одна из причин этого состоит в том, что мы привыкли относить поклонение вообще – и идолопоклонство в частности – в область «религии» как «организованного поклонения сверхъестественным силам». Но поклоняться можно и вполне посюсторонним реальностям – например, собственным удовольствиям, как пишет апостол о некоторых «их бог – чрево» (Фил.3:19), или гению божественного императора – именно отказ поклоняться ему и навлекал на Христиан гонения.
Идол – это то, что является предметом поклонения, не являясь при этом Богом. Что есть поклонение? Не просто проявление почтения – нам, например, заповедано почитать родителей, пастырей, царей и вообще друг друга.
Поклонение полагает в ком-то или чем-то ценность, превосходящую все другие ценности. Поклонение императору, например, означало провозглашение «я не признаю над собой власти большей, чем твоя власть».
Почитание наивысшей ценностью в жизни партии, нации, родины, демократии, прогресса, науки, искусства – чего угодно, что не есть Бог, есть идолопоклонство. Причем все эти вещи вовсе не обязательно плохи сами по себе. Просто если именно они – а не Бог – стоят в центре Вашей жизни, Ваше сердце отдано идолам, а не Богу.
Почему люди отдают свои сердца идолам?
Две глубочайшие потребности человека – это потребность в общности с другими людьми и в осмысленности своей жизни. Это часть нашей природы, более глубокая, чем еда или пол.
Как где-то пишет отец Александр Мень, в истории тысячи людей отказывались от всех телесных радостей и добровольно принимали жизнь в суровом самоограничении, потому что видели что-то более важное и более желанное.
Эта потребность в общности и осмысленности сильнее, чем даже инстинкт самосохранения – последователи религий и идеологий охотно отдавали свои жизни, чтобы утвердить свою верность своим соратникам или убеждениям.
Дело тут часто даже не в обещаниях посмертной награды. Камикадзе умирали за императора и Японию, нацисты – за торжество арийской расы, а коммунисты – за светлое будущее всего человечества, не веря ни в какое посмертное воздаяние.
Они умирали, потому что ценили единство со «своими» больше самой жизни. Император и Япония, арийская раса или пролетариат давали им чувство того, что их жизнь имеет смысл и ценность.
Квазирелигия, которая до сих пор по всему миру наиболее эффективно гонит людей убивать или умирать – национализм – сам по себе не интересуется посмертным воздаянием, хотя и может приворовывать у христианства обетование вечного утешения своим адептам. Люди идут убивать и умирать за свою принадлежность к племени.
С точки зрения адептов каждой из этих идеологий приверженцы других находятся в тяжком безумии; с точки зрения любого национализма соседский национализм является воплощением зла.
Идолопоклонство остается серьезной, если не сказать, главной, проблемой для нас, современных христиан. Беда в том, что идол, во-первых, маскируется, во-вторых, поклонение ему представляется чем-то само собой разумеющимся.
Начнем с маскировки. На идоле обычно нет большой надписи «Идол. Принимаю поклонение в нарушение первой и второй заповеди». Идол толерантен, он ничего не имеет против христианства. Более того, он не против того, чтобы именно его адепты и называли себя истинными христианами. Это Новый Завет воспрещает быть идолопоклонником; идолы, со своей стороны, ничего не имеют против Нового Завета.
Тот же национализм отлично поглощает и переваривает христианство в любых дозах – хорватские усташи, например, были глубоко религиозны и имели с собой монахов и священников. Молитвы ко Христу об укреплении мышцы Вотана – явление парадоксальное, но вполне обычное.
Люди ищут прилепиться к чему-то – к нации, к политической партии, к «мировому сообществу», к чему угодно еще. К чему-то, что дает им чувство принадлежности к чему-то большому и хорошему, важному и достойному. К каким-то людям, о которых можно с непередаваемым чувством сказать «наши».
А потом начинают яростно препираться о том, чья Артемида Ефесская лучше и достойнее поклонения. Ладно бы препираться – убивать друг друга. Все это тяжкое извращение.
Но само наличие извращений указывает на существование нормы – какое-то природное влечение, имеющее свою должную цель, сбилось с курса и обратилось на недолжный объект. Это так и в духовной сфере – наше стремление принадлежать и жить осмысленной и достойной жизнью указывает на что-то подлинное и реальное.
Мы созданы для общения с Богом и Его святыми. Как сказал блаженный Августин, «Ты создал для себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Идолопоклонство – это главная трагедия человеческой истории. Как сказал Пророк, «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13).
У нас есть общность, к которой мы принадлежим – это небесный Иерусалим, где правит Христос, где живут ангелы и святые. «Наши» – это святые киевские и московские, как и святые из всех народов. Наша жизнь исполнена глубокого смысла – мы призваны на службу самим Царем Мироздания. Именно у Бога мы и должны искать оправдания нашей жизни,
Мы не должны искать осмысленности и принадлежности где-то еще.