Наука и религия
13 апреля 2005 г. скончался Выдающийся отечественный ученый в области нефтедобычи В.Н. Щелкачев.
Владимир Николаевич Щелкачев родился 3 ноября 1907 г, в городе Владикавказе. В 1926 г, окончил Московский государственный университет. Вся его дальнейшая деятель была связана с изучением и разработкой нефтяных месторождений в нашей стране и за рубежом.
На рубеже 20-х — 30-х годов ХХ в. он был подвергнут репрессиям за свои религиозные убеждения. В 1932-1944 гг. В.Н. Щелкачев преподавал в высших учебных заведениях Алма-Аты, Днепропетровске и Грозном, кандидата (1939) и доктор (1941) технических наук. После недолгой работы в Наркомнефти, с 1946 г. до конца жизни — преподаватель Московского государственною института (ныне университета) нефти и газа имени И.М. Губкина. ученый создал и долгое время возглавлял кафедру теоретической механики, а также лабораторию по изучению и обобщению зарубежного опыта нефтедобычи, некоторое время был заведующим кафедрой разработки нефтяных месторождений. В.Н. Щелкачев является автором 310 научных работ, в том числе 36 монографий, подготовил 44 кандидата наук и был научным консультантом 14 докторских диссертаций. За Выдающиеся научные заслуги ученый награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, серебряной и золотой медалями академика П.А. Капицы., званиями лауреата Сталинской премии (1950), заслуженного деятеля науки и техники, Высшей школы, нефтяной и газовой промышленности. Всю свою жизнь, в том числе и в годы гонений на Церковь, В.Н. Щелкачев был глубоко верующим человеком. Он никогда не противопоставлял религию и науку, как еще недавно любили делать скороспелые популяризаторы-атеисты, но всегда видел тесную связь двух этих проявлений высшей духовной деятельности человека. Своими мыслями о неразрывной связи веры и знания, о той роли, которую имело стремление к высшему в научной биографии многих великих ученых, В.Н. Щелкачев охотно делился с другими. Последние годы он, несмотря на возраст, много выступал перед молодежной аудиторией. Семена его дела пали на добрую почву и дали обильные всходы..
Лекция, прочитанная Владимиром Николаевичем Щелкачевым в домике при Обыденном храме пророка Илии 9 октября 1998 года
Аксиома — это истина, не требующая доказательства как очевидная, которую легко проверить. Само слово аксиома,- по-гречески «аксиос», — значит достойный, то есть аксиома — это достойная истина. Примером такой истины — аксиомы в теории познания в естествознании может служить утверждение: «Из ничего не может появиться что-либо». Наша вера тоже основана на утверждениях, которые бесспорны, справедливость которых можно доказать. И в этом смысле наша вера ничем не отличается от науки (в смысле достоверности). Кратко определить, «что такое вера»,- нельзя. Начну с определения слова наука.
Что такое наука? Наука — это область знаний или область познаний, основанная на наблюдениях, на опыте и на умозаключениях. Каждая наука систематизирует итоги знаний в какой-то области: в области социологии, или в области естествознания, или техники, или технологии, или психологии. Но, какую бы область наука ни затрагивала, она обязательно основывается на наблюдении, на опыте и на умозаключении.
Сошлюсь на Владимира Даля, автора толкового русского словаря, человека глубоко верующего. Его толкование русских слов хорошо совпадает с нашими религиозными убеждениями. Даль так просто определяет слово наука — это умение и знание, но, конечно, основанные на опыте. Изучается ли какое-то явление, какой-то процесс, который многократно повторяется, приборами это фиксируется, и именно на основании этого делаются выводы. То, что проверено опытом, может стать достоянием науки.
В 1912 году умер один крупный французский ученый, который был математиком, механиком, астрономом. В каждой из этих областей науки он был творцом, а не просто явления или факты только описывал. Это был Анри Пуанкаре. Когда я был студентом, я изучал написанные им книги и воспитывался его трудами. Переводил книги Пуанкаре с французского на русский язык Николай Михайлович Соловьев; замечу, что Н.М. Соловьев всю свою жизнь посвятил апологетике. Слово апологетика переводится как защита, оправдание. Безбожники, как всегда, что-то искажают; говорят, что апологетика — это только восхваление. Конечно, в апологетике и Бога хвалят, но, подчеркиваю, главное в апологетике — оправдание и защита веры. Я старался понять это слово буквально. Слово это греческое. Если буквально его перевести, то получится — заключительный процесс познания.
Я хочу привести цитату из книги Анри Пуанкаре: «Для поверхностного наблюдателя научная истина не оставляет места никаким сомнениям», то есть, если наука что-то сказала, то это как будто бы, без сомнения, все правильно. Оливер Лодж заметил, что математик, а тем более экспериментатор, не может обойтись без гипотез, предположений, которые делаются, но потом оказывается, что они не оправдываются. Поэтому нельзя считать, что всякий научный вывод является абсолютно верным. По этому поводу я процитирую такое высказывание уже упоминаемого мной величайшего математика и мыслителя Анри Пуанкаре: «Нельзя доказать, что нужно подчиняться Богу, хотя бы нас убедили в том, что Он всемогущ и что Он может нас раздавить; хотя бы нас убедили в том, что Он благ и что мы обязаны быть Ему признательными…. Но, если мы любим этого Бога, то все доказательства будут излишни, и покорность Ему покажется нам вполне естественной. Поэтому-то религия и имеет власть, тогда как метафизические учения ее не имеют».
Вы сами понимаете, что когда книги Пуанкаре были переведены на русский язык, то они подверглись невероятной критике, и, даже, не критике, а ругани со стороны В.И. Ленина. Он просто говорил, что нельзя всерьез принимать то, о чем говорит Пуанкаре. А у Пуанкаре из большого количества его книг посвящены вопросам философии и науки. Пуанкаре как ученый и мыслитель признан во всем мире; он — член почти всех академий мира. Но такое пренебрежительное отношение Ленина было не только к Пуанкаре.
Выше было сказано, как важно иметь гипотезы, — без гипотез, без предположений наука не существует. Одним из величайших ученых всех времен и всех народов был Ньютон, англичанин, который создал и современную математику, и современную механику (конечно, не только он один). Ньютон когда-то сказал: «Гипотез я не употребляю». Он старался механику создать без гипотез, хотя, по сути дела, в этом смысле он ошибался; по существу гипотеза у Ньютона была. Значительно позже раскрыли (Пуанкаре, Эйншнейн и др.), что это утверждение Ньютона было слабым местом в его теории. Но, однако, на базе законов Ньютона создана вся современная техника. Ньютон, кроме того, был величайший мыслитель. И этого величайшего мыслителя Ф.Энгельс просто называл «индуктивным ослом» (такова характерная для Энгельса критика).
Когда я учился в университете, я обязан был сдавать экзамен по книге Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», по книге Энгельса «Диалектика природы». Я — математик, который читал книги Ньютона, Пуанкаре, а потом читал книги Энгельса и Ленина. Именно эти книги — Энгельса, Ленина, Бухарина и других — как ни странно, помогли мне еще сильнее укрепить мою веру. Я ясно увидел многое неверное из того, что было в их собственных сочинениях. Например, основное утверждение материалистов, принимаемое ими за аксиому, таково: «Материя существует вечно». Но возникают законные вопросы: как и откуда появилась материя? На эти вопросы разумных и обоснованных ответов не было в цитированных сочинениях материалистов. Энгельс и Ленин ругались именно потому, что не могли по-другому доказать свою правоту, причем ругали тех людей, которые превосходили их несопоставимо по вкладу в науку. Хочу сказать, что в Англии существует Академия наук, которая называется «Лондонским Королевским Обществом». Девизом этого Общества является: «Ничего, основанного на словах», то есть это общество (Академия) признает только то, что основано на наблюдениях, на опыте; поэтому и критика не может основываться только на словах. Это очень хороший девиз! Возвращаясь к ранее сказанному, напоминаю: только поверхностно мыслящие люди могут думать, что в науке все достоверно.
Человечество было заинтересовано узнать, как образовалась наша солнечная система. Есть солнце, есть планеты, а как они появились? Был крупный ученый Лаплас, который первым создал такую, как будто вполне обоснованную космогоническую гипотезу: вначале была туманность, которая вращалась и из которой произошла вся Солнечная система. А вот откуда взялась туманность, и почему она вращалась — этого Лаплас не объяснял. Это принималось за гипотезу. Допустим, что туманность вращается и, благодаря силам притяжения между частицами туманности, она сжимается. Но когда вращающееся тело сжимается, оно обязательно ускоряет свое вращение, и поэтому от туманности отделяются (под влиянием центробежных сил) кольца. Когда сделали подсчеты, то оказалось, что современный момент количества движения у всей Солнечной системы в 27 раз меньше того, который должен был быть по гипотезе Лапласа. Почему? А потому, что внук Чарльза Дарвина Джорж Дарвин — объяснил это влиянием сил трения, той самой силой трения, которая на Земле тормозит движение. Следовательно, Дж. Дарвин, учитывая теорию тяготения Ньютона (т.е. теорию взаимного притяжения тел друг к другу) и учитывая влияние сил трения, дополнил гипотезу Лапласа, а, вернее, создал новую более усовершенствованную космогоническую теорию. А потом начали подсчитывать, и оказалось, что и Дарвин не прав. Поэтому появились еще более новые гипотезы — например, Фая или Шмита и другие. Следовательно, есть гипотезы, которые живут только сравнительно долго.
Иногда про религиозных людей говорят «Вот вы, люди темные, все думаете, что Господь Сам создал солнце, планеты, а на самом деле — вот как происходила солнечная система». На самом же деле Сам Господь повелел нам, чтобы мы занимались познанием всего мира сами, чтобы мы не были темными людьми. Следовательно, мы должны научитыя понимать величие Божье, которое сказывается во всех Его творениях. Так надо подходить к пониманию всей окружающей нас природы.
До сих пор осталось еще много неизвестного. Начнем с самого первого — что такое тяготение? Вот я взял книгу, она падает. Почему она падает? Потому что действует сила тяжести. Но до сих пор не знают: как возникла гравитация? Вот я сел на стул и измерил вес себя, сидящего на стуле. А если я под стул подложил 10-20 толстенных слоев чугуна или свинца, то мой собственный вес от этого не изменился бы. Сила тяготения через все проникает, но никто до сих пор не знает: что такое сила тяготения, т.е. гравитация. Почему она действует? Не знают. Силы притяжения между телами действуют обратно пропорционально квадрату расстояния между ними, — это нам известно. Итак, на основании того, что мы знаем о том, как действует сила тяготения, но не зная, что такое эта сила, все же можем на основе этого делать расчеты. Какие расчеты? Мы запускаем спутники, — тела, которые летят к Луне или к Венере. Смогли запустить такой спутник, чтобы он мог догнать комету Галлея. Этот спутник, догнав комету, смог даже сфотографировать ядро кометы Галлея! Мы все смогли увидеть, что оно (ядро кометы) из себя представляет. А для того, чтобы запустить какой-либо спутник, надо, вопервых, знать: какова величина массы Земли. Должны еще знать: какое расстояние от Земли до Луны или до Венеры и каковы массы этих тел. Теперь эти массы Земли, Солнца, Венеры, Луны, планет известны и они подсчитаны относительно точнее, чем подсчитывают массы лекарств, которые мы получаем в аптеке (относительно, конечно, в процентах). Величины сил притяжения к Земле или к Луне подсчитывают по закону Ньютона. Причем сам Ньютон был глубоко религиозный человек. Если он произносил слово Бог, он снимал шапку! И весь конец своей жизни он посвятил толкованию «Апокалипсиса».
Перейдем к другим вопросам. Все считают, что звезды неподвижны. Неверно, все звезды двигаются. Все вы знаете созвездие Большой Медведицы, имеющей вид «ковша», — мы его видим, зарисовываем. А когда сравнили с тем, что видели 2 тыс. лет тому назад, то обнаружили разницу (в древней и современной формах созвездия), так как звезды передвигаются относительно друг друга. Как передвигаются? Например, просто двигаются по прямым линиям. Когда начали изучать движение самой яркой звезды, Сириуса, то оказалось, что она двигается не по прямой линии, а волнообразно, примерно синусообразно. Возник вопрос почему многие звезды движутся по прямым линиям, а Сириус движется по-другому? Крупный немецкий ученый Бессель сказал: «Сириус с кем-то, наверное, танцует вальс». Как это понять? Вблизи Сириуса имеется другая мощная звезда, которую простым глазом мы не видим, и они двигаются друг относительно друга, вращаясь вокруг их общего центра масс. Это предположение было высказано в 30-х годах прошлого века. Прошло с тех пор более 30 лет. В 60-х годах прошлого века английский ученый Альван Кларк создал новый мощный телескоп и увидел вблизи Сириуса маленькую звездочку. Оказалось, что она имеет огромную температуру; определили и большую массу этой звезды — спутника Сириуса. Назвали ее «Белый карлик»: белым потому, что он светился белым светом, а карликом из-за его размеров. Определили, что в одном кубическом сантиметре вещества «Белого карлика» содержится масса более 10 тонн — такова огромная плотность вещества этой звезды. Это было замечательное, новое открытие! В науке все время появляются новые открытия. Появилось еще и такое открытие: целый ряд звезд, которые с Земли простым глазом не видны, испускают только рентгеновские лучи. Их обнаружить можно было только с помощью специального аппарата, который ловит рентгеновские лучи. И таких звезд, оказывается, даже больше, чем видно обычных звезд с Земли. А поэтому с полной убежденностью скажем: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым …». Господь сотворил видимое и невидимое, но и Сам Господь и видим, и невидим. «Бога никто не видал и видеть его не может, а познать может». Мы Его познаем, как можем. Я выше привел цитату из Первого послания Апостола Иоанна
Из всего, что я сказал, вытекает, что в науке все время что-то новое открывают, и это замечательно. Мы видим замечательные технические достижения: на самолетах летают, ездят на автобусах, троллейбусах, автомашинах. Но, конечно, надо всегда помнить, как иногда превратно люди трактуют научные достижения, извращают науку. Был такой ученый: Тимирязев Климент Аркадьевич. Это — крупный ученый. Он исследовал хлорофил, который необходим растениям. Однако, он же искажал науку. В своей книге «Исторический метод в биологии» он, например, пишет: «Все живое происходит из клетки». В какой-то мере многое, действительно, происходит из клетки. Кроме того, следует отметить, что это не его цитата. Эту цитату Тимирязев взял, несколько видоизменив, у немецкого ученого Вирхова, а Вирхов говорил по-другому: «Каждая клетка происходит из клетки», — значение этой цитаты Вирхова совсем другое, чем у Тимирязева. Науку уважать надо. С помощью науки создано много замечательных вещей, которыми и любоваться можно и пользоваться. Наука помогает познавать мир, но всегда надо помнить, что мир — Божий! Переходим к другому важному основному вопросу: Что такое вера? Ходячее определение веры, которое верующим людям часто подсовывают: «Вера — это такое убеждение, которое принимается разумом, но без должноro обоснования». Это значит, что вера противоречит знанию. Такое определение веры неверное. Правильнее дать такое определение: «Вера — это убеждение, воспринимаемое всей душой», то есть и сердцем, и разумом Под сердцем подразумевают нравственное проявление души человеческой. Когда говорят «сердечный», подразумевают высокую нравственность, доброту и прочее. Продолжаю определение веры: «Вера -это убеждение, воспринимаемое всей душой, основанное на рассуждении, на наблюдении, на опыте», то есть вера основывается на том же, на чем основывается и наука.
Попутно отмечу, что недавно моя родственница подарила мне книгу, которая издана в Свято-Тихоновском Богословском институте. Эта книга называется «Катехизис». Это — курс лекций, очень хорошая книга Но я считаю необходимым остановиться на небольшом недостатке в этой книге. Как в этой книге определяется вера? «Вера — состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытом опровергнуты». С этим определением веры я не согласен. Наоборот, — положения веры могут быть логически доказаны и могут быть проверены. И в то же время в книге написано: какое великое значение имеет разум в религии. Мне кажется, это просто описка при определении веры. Такие определения дают повод обвинять религиозных людей в том, что мы не связываем веру с разумом.
А как вера определяется в Новом Завете?
«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в нем».
Под верой понимают иногда сам предмет уверенности.
Я хочу подчеркнуть, что мы никогда не должны соглашаться с тем, что вера основана только на недоказуемых положениях. Это неверно. Я сегодня буду говорить о том, насколько наша вера доказуема, насколько она обоснована. Конечно, вера без дела мертва. Однако правильно и то, что не должно быть веры слепой.
Приведу цитату из интересной, полезной книги иеромонаха Роуза «Опыты православной педагогики». Там даются советы, — как православный человек должен преподавать, вести себя как педагог. В этой книге Роуз цитирует высказывание генерала Антона Ивановича Деникина. Сам Деникин цитирует профессора, у которого он учился, — известного профессора Петербургского университета, профессора психологии Александра Павловича Введенского: «Бытие Божие воспринимается, а не доказывается». Я же хочу сказать, что Бытие Божие не только воспринимается, но и доказывается. Все сказанное выше относится к определению веры.
А что такое религия? Религия — это вероисповедание, то есть воззрение, поведение, определяемое верой. Есть разные определения религии,- каждый по-своему определяет это слово, каждый по-своему строит свое поведение и мировоззрение. Слово религия в переводе с латинского языка означает: «ре» — повторение действия, «легар», глагол, — соединяться, «релегар» — воссоединятыя. Значит, религия — это воссоединение человека с Богом.
Еще одна цитата из «Катехизиса», где как раз подчеркивается, какое значение имеет разум: «Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека». Значит, повторяю, если какой-то человек считает, что разум следует выключить из религиозной жизни, то это очень тяжело будет сказываться на всем его духовном строе жизни. Только что процитированная книга «Катехизис» очень хорошая. Она составлена иереем Давыденковым как курс лекций в Свято-Тихоновском Богословском институте.
Сделаю некоторое отступление от основной темы нашей беседы.
Прихожанкой нашего храма была Елена Владимировна Апушкина (урожденная Быкова). До этого в течение многих лет (в двадцатые годы и в начале тридцатых) она была прихожанкой храма Николы в Клениках. В эти годы я жил в Москве и много хорошего слышал о священнослужителях этого храма и его прихожанах. Елена Владимировна была духовной дочерью настоятеля храма Николы в Клениках протоиерея Алексея Мечева.
Обладая особым даром- вести регулярные повседневные записи — Елена Владимировна систематически записывала проповеди и беседы, которые проводил о. Алексей Мечев и его сын протоиерей Сергей Мечев. Записи носили не простой описательный характер, а отражали глубокие убеждения и верования описываемого человека, как бы воскрешая его духовный облик. Именно такие записи Елены Владимировны положены в основу недавно изданной замечательной книги, посвященной о. Алексею Мечеву. Книга имеет такое название: «Пастырь добрый». С Еленой Владимировной я познакомился в 1931 году, когда она и я были в ссылке в г. Алма-Ате.
Мне выпало счастье познакомиться при весьма особых обстоятельствах еще с одним прихожанином храма Николы в Клениках — духовным сыном о. Алексея Мечева — врачом Сергеем Алексеевичем Никитиным! И он, и я сидели в 1930 — 1931 г.г. в Бутырской тюрьме в разных камерах, не будучи знакомы друг с другом. Окна наших тюремных камер выходили в тюремный же двор, в который на краткую прогулку (под надзором) выводили заключенных. Гуляющих заключенных мы видели из окон тюремных камер. Конечно, надзирающие за прогулкой зорко наблюдали за тем, чтобы прогуливающиеся заключенные не переговаривались с заключенными, стоящими около окон в своих тюремных камерах. Все же как-то раз один из заключенных, сидевших со мной в камере, указал мне на прогуливавшегося в тюремном дворе человека, назвал его имя, отчество, фамилию и добавил, что он очень верующий человек и прихожанин храма Николы в Клениках. Указанный человек был именно Сергей Алексеевич Никитин. Урывками времени, когда Сергей Алексеевич проходил мимо моего окна, я, стараясь делать это незаметно, начал ему кланяться; он стал отвечать мне поклонами, и кто-то, сидевший с ним в камере, назвал ему мою фамилию, добавив, что и я сижу в тюрьме по религиозному делу. Спустя несколько лет, когда после ссылки он и я на время приехали в Москву, нам удалось познакомиться лично, и я хочу рассказать об одном эпизоде, сведения о котором могут быть полезны и для всех меня слушающих. Как-то Сергей Алексеевич спросил меня, читал ли я книгу Н.В. Гоголя «Размышления о Божественной литургии»? Я признался, что этой книги ранее не читал. Совет Сергея Алексеевича прочитать эту книгу я выполнил и убедился в том, что содержание упомянутой книги Гоголя замечательно. Рекомендую всем моим слушателям обязательно прочитать эту книгу Гоголя. В ней, в частности, указано, что каждый священник в нужные моменты произносит в алтаре тайные молитвы. В части одной из таких молитв сказано: «Подай в настоящем веке познание Твоей Истины».
Позже врач С.А. Никитин принял (сначала тайно) сан священника, а потом был рукоположен в сан епископа под именем Стефана. Он умер и был похоронен в ограде храма в подмосковном поселке «Отрадное» (около Белорусской ж.д.). Рассказ о Сергее Алексеевиче я привел как доказательство замечательных духовных сыновей о. Алексея Мечева.
Поделюсь еще одним воспоминанием.
В двадцатые годы я был прихожанином храма Николы в Плотниках (на Арбате). В начале октября 1930 года вместе с настоятелем этого храма, протоиереем Владимиром Воробьевым, я был арестован и заключен в Лубянскую тюрьму по обвинению (ложность обвинения теперь официально подтверждена) в участии в контрреволюционной церковной организации, возглавляемой протоиереем Воробьевым. Между прочим, он является дедушкой ныне здравствующего протоиерея Владимира Воробьева ректора Свято-Тихоновского Богословского института.
В храме Николы в Плотниках прот. В. Воробьев и многие прихожане особенно почитали икону с образом «Державной Богоматери». После нашего ареста храм Николы в Плотниках был полностью разрушен, и о судьбе содержавшихся в нем икон я долго ничего не знал. И вдруг, с радостью узнаю, что находившаяся ранее в храме Николы в Плотниках икона «Державной Богоматери» сохранилась и теперь находится в нашем храме пророка Илии (Обыденном).
Эта икона помещается рядом с Распятием (сзади стены помещения хора) в левом притворе храма в честь Иоакима и Анны. О переносе в наш храм этой иконы мне сообщила бывшая прихожанка нашего храма — Наталья Владимировна Подолыкая, которая достойна особой благодарной памяти всех прихожан нашего храма. Она — доктор филологических наук, человек огромных знаний, большой мудрости, богатой веры. Именно она написала, незадолго до своей смерти, очень хорошую книгу по истории нашего храма. Всем советую познакомиться с этой книгой, которая, конечно, есть в библиотеке нашего храма.
С Натальей Владимировной я был хорошо знаком и знаю, что она, в порядке личной благотворительности, оказывала большую материальную помощь двум старушкам, погорельцам, сбежавшим (без всяких вещей) из Грозного во время Чеченской войны и помещенных в Москве в доме-интернате для престарелых. После некоторого отступления возвращаюсь к основной теме нашей беседы. Борьба с верой, борьба с религией была в нашей стране очень сильной. Приведу по этому поводу некоторые высказывания из очень хорошей книги «Очерки христианской апологетики», написанной Николаем Михайловичем Фиолетовым. Это был профессор, крупный ученый, которого стали сразу преследовать после революции. Он был членом Православного Собора в Москве в 1917 году, на котором избрали Патриарха. Потом много лет он жил в разных городах; ему не давали в одном городе долго жить. Потом его посадили в концентрационный лагерь, где Николай Михайлович и умер от истощения. Книга его сохранилась, редактором нового издания ее является отец Глеб Каледа, в сем вам известный. В своей книге Николай Михайлович фиолетов много говорил о том, что творилось в нашей стране в начале революции. Государственная победа большевизма ознаменовалась разнузданной антирелигиозной пропагандой, уничтожением духовенства, церковно-активных мирян, разрушением храмов. В школах и в институтах учили, что Бога нет, что Христос — это просто миф, что религия — это выдумка эксплуататорских классов, направленная на то, чтобы держать в повиновении з массы трудящихся, что нет и не может быть общечеловеческой морали. Внушалось, что морально только то, что помогает делу пролетарской революции, а аморально все, что ей мешает. О христианстве, особенно о православии, слагались самые чудовищные небылицы. На верующих смотрели как на скрытых врагов государства; их церковно-православная деятельность приравнивалась к контрреволюционной деятельности. В РСФСР за нее судили «тройками» и выносили приговор по ст. 58 уголовного кодекса.
Кстати говоря, и меня арестовали и судили тоже по этой же статье, называя врагом народа за принадлежность к упоминавшейся выше контрреволюционной организации, которой не было. Из 33-х человек, якобы принадлежавших к «центру» этой организации, в живых сейчас остался только я один. Заметьте, судили по уголовному кодексу. А почему? Учтите, что я — математик; я привык к точности, то есть привык доказывать сообщаемые сведения или фактами, или формулами. Так вот факты: вспомним, например, как определял Маркс, что такое религия. «Религия есть настроение бессильного мира, дух бездушный и подлый. Она (религия) есть опиум для народа». Это изречение Маркса многократно и везде повторялось при проведении антирелигиозной пропаганды. Ленин о религии говорил несколько более «доходчиво» для простого русского народа: «Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитализма топят свой человеческий образ, свои требования сколько-нибудь достойной человеческой жизни». Приведенные дословные цитаты из сочинений Маркса и Ленина противоречат фактам; они злобно искажают роль и значение религии и влияние Церкви на души и разум людей. В противоположность смыслу и духу только что приведенных цитат из сочинений Маркса и Ленина воспроизведу цитату из сочинения великого русского ученого и мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова: «Наука и вера суть дщери Великого Родителя и в распрю зайти не могут, аще кто, по тщеславию своему, на них вражду всклеплет».
В связи с этим же вспоминаю высказывания хорошо известного мне и любимого мною профессора Московской Духовной Академии — протоиерея Александра Ветелева. Профессор Ветелев сочетал духовную мудрость и многосторонние познания новинок современного естествознания с особенно нежным человеколюбием. Вот, например, один из советов, который о. Александр Ветелев часто повторял всем его знакомым: «Старайтесь воспринимать знания не только умом, но и сердцем». Перед смертью, когда он лежал в больнице, его последние слова были направлены на защиту Церкви против обвинений безбожников: «Церковь никогда не вредила государству, старалась помочь людям внутренне возродиться и быть честными, добрыми, справедливыми».
Теперь о самом главном: вспомним установленные Иисусом Христом для всех нас две Евангельские Заповеди, выше и значительнее которых Он считал, что ничего нет.
Первая заповедь: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей». Вдумайтесь: возлюбить Бога надо не только всем сердцем, всей душой, но и всем разумением, причем возлюбить не просто, а крепчайшим образом!
Вторая заповедь, по важности подобная первой:
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Эти 2 заповеди совершенно одинаково сформулированы первыми тремя Евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой.
Как сказано в Евангелии: на этих двух заповедях, важнее которых ничего нет, утверждается весь закон. Поэтому всем нам эти две заповеди всегда надо помнить и любые возникающие у нас вопросы или сомнения именно с помощью них разрешать.
Из первой заповеди совершенно очевидно следует, что вера не должна быть слепой, а всегда надо заботитыя о все более и более глубоком ее уразумении. Подтвердить это можно многими поучениями в апостолыких посланиях:
«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму» — см. Послание апостола Павла к римлянам (глава 1, зачало 81, стих 28).
«Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» — см. Первое послание апостола Павла к коринфянам (глава 14, зачало 155, стих 15).
«Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» — см. Послание апостола Павла к ефесянам (глава 4, зачало 229, стих 17).
« .то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» — см. Второе соборное послание святого апостола Петра (глава 1, зачало 64, стихи 5 — 8).
В главе 12, зачало 108, стих 1 святой апостол Павел призывает к разумному служению Богу.
В приведенных цитатах я особенно старался обратить внимание на разумность нашей веры, так как атеисты, безбожники всегда утверждали противоположное, прибегая к обычному обвинению всех верующих в темноте и невежестве.
На самом же деле, если учесть, что всякая наука основывается на наблюдении, опыте и умозаключении, то такие же основы можно проследить и в нашей вере в Бога. Действительно, к вере в Бога, в промыслительность Божию, в Бога как Творца всей вселенной приводят наблюдения за явлениями природы, социальной жизни и т.п. Эти наблюдения сопровождаются, конечно, и умозаключениями. Верующий человек основывается и на опыте, который так же сопровождается умозаключениями — в приведенных выше первой Евангельской заповеди и в апостольских поучениях ясно указывается на значимость разумения в нашей вере в Бога. Конечно, упоминание об опыте в основе науки и об опыте в основе веры требует пояснения. Опыт или эксперимент в науке связан с исследованием свойств какого-либо вещества, или проверки какой-либо технологии и т.п. Говоря об опыте, как одной из главнейших основ веры, подразумевают духовный опыт. Духовный опыт верующий человек приобретает в собственной молитве, изучая писания Святых Отцов Церкви, участвуя в молитвах, возносимых в храмах, и в тех ощущениях, которые мы приобретаем, принимая таинства.
Значение духовного опыта для Богопознания очень хорошо было изложено в книге религиозного мыслителя — Михаила Александровича Новоселова,- имеющей соответствующее название: «Забытый путь опытного Богопознания».
Указывая на только что перечисленные основы религиозной веры, религиозные люди имеют крепкие обоснования, чтобы противостоять антирелигиозной пропаганде.
Многих безбожников можно назвать не просто верующими, но даже фанатично верующими людьми. Но веруют они фанатично и часто даже темно в то, что Бога нет.
Многие верующие люди имеют весьма глубокие научные познания, конечно знают 2 главнейшие Евангельские заповеди, стараются их соблюдать, воплощать в свои дела («вера без дел мертва») и, тем самым, укреплять свой религиозный опыт, стремясь все это передавать окружающим людям. Об особой важности миссионерской работы в современной жизни много говорится в посланиях нашего Святейшего патриарха Алексия II.
Примечания:
Ньютон умер в 1727 г. в Кенсингтоне и был похоронен в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве. На его могиле высечено: «Здесь покоится Сзр Исаак Ньютон, который почти божественной силой своего ума впервые объяснил с помощью своего математического метода движения и формы планет, пути комет, приливы и отливы океана. Он первый исследовал разнообразие световых лучей и проистекающие отсюда особенности цветов, каких до того времени никто даже не подозревал. Прилежный, проницательный и верный истолкователь Природы, древностей и священного писания, он прославил в своем учении Всемогущего Творца. Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью. Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода. Родился 25 декабря 1642 г. Умер 20 марта 1727 года.
ЛАПЛАС, ПЬЕР СИМОН (Laplace, PierreSimon) (1749-1827), французский математик, физик и астроном. Родился 23 марта 1749 в Бомон-ан-Ож (Нормандия). Учился в школе монашеского ордена бенедиктинцев. В 1766 приехал в Париж. Занимался математикой, публиковался в математическом журнале Ж.Лагранжа. В 1771 по рекомендации Даламбера стал профессором Военной школы в Париже. В 1790 был назначен председателем Палаты мер и весов. После прихода к власти Наполеона занимал пост министра внутренних дел (1799). Получил титул графа
ДАРВИН, ДЖОРДЖ ХОУАРД (Darwin, George Howard) (1845-1912), английский астроном и математик, сын известного естествоиспытателя Чарлза Дарвина. Родился 9 июля 1845 в Дауне (графство Кент). В 1868 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета, с 1873 преподавал там же астрономию и философию (с 1883 в должности профессора). Исследовал влияние приливного трения на эволюцию Земли, Луны и двойных звезд. Проанализировал некоторые вопросы происхождения и эволюции Солнечной системы,системы Земля — Луна, двойных звезд путем рассмотрения равновесия в рамках задачи о трех телах. В 1879 предложил гипотезу возникновения Луны, согласно которой последняя образовалась путем отделения от Земли в результате неустойчивости, возникшей в Земле под действием резонансных солнечных приливов. Свои идеи Дарвин изложил в классическом труде Приливы и родственные им явления в Солнечной системе» (The Tides and Kindred Phenomena in the Solar System, 1898). Умер Дарвин в Кембридже 7 декабря 1912
ВИРХОВ, РУДОЛЬФ ЛЮДВИГ КАРЛ (Virchow, Rudolf Ludwig Karl) (1821-1902), немецкий патологоанатом, антрополог, археолог и политический деятель. Родился 13 октября 1821 в Шифельбейне (Померания; ныне Свидвин в Польше). Начальное образование получил в семье и в частных школах. В возрасте 14 лет поступил в четвертый класс гимназии в Кешлине. В 1839 поступил в Берлинский университет, выбрав при этом тему сочинения «Жизнь, исполненная труда и борьбы, есть не иго, но благословение». В 1843 защитил докторскую диссертацию, в том же году поступил на работу в клинику Шарите в Берлине. В 1846 стал прозектором, в 1847 — профессором Берлинского университета. Основал журнал «Архив патологической анатомии и клинической медицины».
Фиолетов Николай Николаевич 1 декабря 1891 — 8 марта 1943) Сын священника из большого села Ерзовка (выше Царицына на Волге, ныне Волгоградская область), он с детства был воспитан в глубокой православной вере. Получив начальное домашнее образование, учился в Камышинском духовном училище, в Саратовской семинарии; Н.Н.Фиолетов затем поступил в 7-й класс Царицынской гимназии, а в 1909 г. — на юридический факультет Московского университета, после окончания которого (1913) был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Приватдоцент по кафедре церковного права Московского университета (1916), Н.Н.Фиолетов был переведен на должность профессора юридического факультета только что открытого Пермского университета (1917). Лекционная и литературная деятельность молодого канониста привлекала к себе внимание широкой общественности, он был избран делегатом на Поместный Всероссийский Церковный собор Православной Церкви от Пермского университета как мирянин Пермской епархии (он — самый молодой член Собора- 25 лет). Профессор Н.Н.Фиолетов принимал самое активное участие в составлении многих актов собора (15 авг. 1917). Летом 1922 г. Н.Н.Фиолетов переехал в Саратов для работы в должности профессора теории права и истории политических учений. Затем в 1924 г. в Ташкенте работал в САГУ (Среднеазиатском госуниверситете), пока в конце 20-х гг. не были разгромлены <крамольные» два его факультета — востоковедения, хозяйства и права, а профессор Н.Н.Фиолетов был объявлен «лишенцем». Весной 1931 г. он был приглашен во вновь открытый в Душанбе (тогда — Сталинабаде) Таджикский историко-исследователыкий институт. В 1932 г. Н.Н.Фиолетов был осужден на трехгодичную ссылку в Новосибирск по надуманному обвинению (в связи с работой в САГУ). Затем его перевели в Томск. После освобождения работал в Курске, Твери, но пришлось пробиватыя случайными уроками. Будучи безработным, профессор Н.Н.Фиолетов написал большую работу «Очерки христианской апологетики» — один из основных литературных и научных итогов своей жизни, высоко оцененную богословами. В 1941 г. по доносу провокатора, экономиста из Ташкента, Н.Н.Фиолетов был арестован, осужден на 10 лет лагерей и сослан в Омск. Его обвинили в лояльности к фашизму и предъявили обвинение в принадлежности к «тайной церкви».
8 марта 1943 г. Н.Н.Фиолетов умер от истощения в Мариинских лагерях и похоронен в безымянной могиле.
Новоселов Михаил Александрович родился в 1864 в с. Бабье Тверской губернии. Его мать и отец были из семей священников. К моменту окончания историко-филологического факультета Московского университета, он был горячо увлечен идеями Л. Н. Толстого, с которым был знаком еще с детских лет через своего отца. Будучи идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил решает на практике осуществить пропагандируемый Толстым образ жизни- жить на земле трудом своих рук. К 30-ти годам Новоселов преодолел соблазн толстовства и вернулся в Церковь. Этому способствовала дружба с В. С. Соловьевым. В ходе своего дальнейшего духовного развития Михаил сближается с о. Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь. Обретя истину и Бога в лоне Православной Церкви, он всю свою дальнейшую кипучую деятельность посвятил ей.
Оубликовано в журнале «Мир Божий» № 2, 2000 год, интернет-версия подготовлена www.pravmir.ru