Навигация бетонных морей
Кусково, Останкино, Коломенское, Царицыно, Кунцево, Фили, Лыково, Узкое — острова прошлого в море бетонных коробок советского стройкомплекса. Таких мест довольно много, чаще всего это храмы, которые становятся центрами культурной и духовной жизни московских окраин. Храмам бывших и настоящих окрестностей старой Москвы мы посвящаем наши прогулки, и первую мы совершим в две замечательные церкви — Покрова Божией Матери в Филях и иконы Богородицы «Знамение» в Кунцеве.
Москва растет из века в век, заполняя все новые пространства. Кремль, Китай, Белый город, Скородом, Камер-Коллежский вал — бывшие границы города, столица преодолела эти рубежи. Ныне Москва «разливается» за пределы МКАД — современной городской черты: Бутово, Переделкино, Новокосино, Куркино, поселок Северный. Пригороды стремятся слиться со столицей, уже не отличишь где Реутово, а где Новокосино, где Химки, а где Москва. Ходят непроверенные слухи, что Москва и область в скором времени объединятся. И все же хрущево-брежневские новостройки спальных районов не везде смогли заслонить сельское пространство бывших окрестностей довоенной Москвы.
Яхта обязательна
Начнем с Филей. Покровский храм — символ эпохи, знак начала петровских преобразований. С постройкой этой церкви связывают появление нового стиля в русском искусстве — нарышкинского. Но давайте сначала. Село Фили, известное с 1622 года как владение Мстиславских, отмечено деревянным Покровским храмом с приделом Зачатия праведной Анны. Название села происходит от речки Фильки или, другой вариант, Хвилки. Заключенная в трубу и от этого невидимая Хвилка впадает в Москву-реку. По руслу этой небольшой речушки ныне проходит открытая Филевская линия метро. Став в XVII столетии дворцовым, село по окончании века жалуется Льву Кирилловичу Нарышкину — дяде молодого царя Петра Алексеевича. Сооружение нового Покровского храма в камне связано с обетом Льва Кирилловича. Во время стрелецкого бунта 1682 года Нарышкин избежал смерти, запершись в покоях царицы (его сестры — Натальи Кирилловны), он молился пред иконой Спаса Нерукотворного Образа. Тогда и было дано обещание построить церковь. Храм Покрова в Филях не имеет точной датировки, нам известна лишь дата окончания строительства — 1694 год (этим годом датируются лампады, пожертвованные Львом Кирилловичем). Царь Петр пожаловал на возведение церкви приличную по тем временам сумму — 400 рублей. Царь любил этот храм, бывал здесь не раз (при жизни дядюшки, в 1690-х годах), слушал службу с особого балкона, пел на клиросе. Поэтому церковь в Филях не только обетная, но и царская (этим объясняется то, что главы над алтарем и притвором завершают кресты с коронами), тем более интересна ее архитектура. Церковь Покрова в Филях считается программным и, что особенно важно, первым произведением так называемого нарышкинского стиля. Особые его черты: первое — столпность, достигнутая здесь постановкой на основание — четверик — нескольких убывающих в размере восьмериков. Второе — лепестковый план, где каждый «лепесток» (полукруглая пристройка к четверику) завершен отдельной главой, в итоге храм завершает каноническое пятиглавие. Третье — богатый декор: белокаменные детали на краснокирпичном фоне стен. Широко применен в деталях разорванный фронтон, украшающий наличники, порталы, верхи стен. Интересно, что Покровская церковь воспроизводит древний тип храма «иже под колоколы» — когда звонница располагается в храмовой главе: в данном случае колокольня помещена в третьем ярусе-восьмерике, куда ведет специальная внутристенная лестница. Храм окружает открытая галерея, куда ведут три двухпролетные лестницы. В нижнем этаже (подклете) Лев Кириллович разместил теплую церковь Покрова, основной верхний храм (холодный, здесь служили исключительно в теплое время года) освящен в честь Спаса Нерукотворного Образа. Архитектура церкви Покрова, построенной в вотчине царского родственника, сама царственна, это знак царя Петра, незадолго до постройки храма возглавившего русский престол. Подтверждение этому — строительство подобных «храмин» в вотчинах московской аристократии — Уборы, Лыково, Петровское. Нарышкинский стиль — последний вздох русского средневекового искусства, недаром он так полюбился народу, а композиция восьмерик на четверике надолго определила силуэты городских и сельских пейзажей русской провинции. Церковь Покрова в Филях уникальна, она не только сохранила свою первоначальную архитектуру, но, что исключительно, первоначальный интерьер. На фоне белых стен ярким пятном смотрится семиярусный резной иконостас, большинство икон — подписные работы царских изографов Карпа Золотарева и Кирилла Уланова. Напротив иконостаса над западным входом царское ложе — деревянный резной балкон, завешенный балдахином в виде короны. К сожалению, главная святыня храма — маленькая икона Спаса Нерукотворного, пред которой молился храмоздатель, — украдена в 1941 году. Теперь в храме Покрова в Филях музей (филиал Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева), верхний храм можно посетить в теплое время года, купив билет и заказав экскурсию. Нижний храм передан верующим; символично, что настоятелем церкви Покрова является кандидат искусствоведения протоиерей Борис Михайлов.
Кроме храма в Филях была усадьба и село. Село находилось много южнее церкви и тяготело к Большой Смоленской дороге, оно известно прежде всего тем, что здесь в доме крестьянина Фролова (это был самый большой дом в селе) остановился при отступлении русской армии Михаил Илларионович Кутузов. В стенах избы 1 сентября 1812 года произошел знаменитый Военный совет, на котором было принято решение об оставлении первопрестольной Наполеону ради сохранения армии и дальнейшем отступлении русских по Рязанской дороге.
Была и усадьба со всеми причитающимися атрибутами — господским домом, парком, прудами, многочисленными павильонами. При очередном владельце усадьбы Александре Александровиче Нарышкине Фили посетить изволила сама императрица Екатерина II . Интересный факт: после «обеденного кушанья» матушка императрица осмотрела яхту, «которая до начатия еще российского флота сделана и храниться в доме… в нарочно устроенном месте». Вот так. А мы думали, что самое древнее русское судно — ботик Петра в Переславле-Залесском на Плещееве озере. Отсюда из Филей Екатерина отправилась в соседнее Кунцево. И мы отправимся за ней.
В Кунцево ведет прямая, как стрела, Большая Филевская улица, эта улица соответствует Большой липовой аллее, соединявшей две усадьбы. Согласно местному преданию, аллея была сооружена за одну ночь к приезду Екатерины. Красивая, но маловероятная история. Бывшая аллея приводит нас к Знаменскому храму в Кунцеве.
Кунцевский неовизантийский
Кунцевский храм — это совсем другая история. Он построен в 1913 году, в последнее мирное лето Российской империи, в те дни страна праздновала 300-летие царствующего дома Романовых.
Но храм стоит не в память известных торжеств. Новый храм строился на месте старого, тоже каменного, по инициативе Надежды Григорьевны Солдатенковой, вдовы Василия Ивановича Солдатенкова, владельца Кунцева, в память об усопшем супруге.
На подобное строительство требовалось разрешение Императорского Археологического общества. На место приезжала специальная комиссия, постановившая, что церковь «сильно перестроена» и «вообще не представляет интереса», и поэтому разбор старой церкви комиссия разрешила. Проект нового храма был сделан архитектором Виктором Александровичем Мазыриным, автором знаменитого морозовского особняка на Воздвиженке (дом 16), однако проект заказчику не понравился. Тогда за дело взялся мастер неорусского стиля академик архитектуры Сергей Устинович Соловьев, он создал храм в духе храмов Равенны VI века — маленький шедевр Кунцева. В новой церкви помимо главного были еще два придела — мученицы Варвары и преподобного Василия, небесного покровителя усопшего мужа Надежды Григорьевны. В подвале храма была устроена усыпальница Солдатенковых. Церковь в Кунцеве — редкая для Москвы и окрестностей постройка в неовизантийском стиле. Приставка «нео-» означает принадлежность к эпохе модерна, кунцевский храм — это византийский модерн. Многое здесь напоминает о стиле империи: крупный барабан, завершенный арками и сферическим куполом, кладка, имитирующая полосатые плинфяные сооружения империи ромеев, черепичное покрытие. Особенно хороши белокаменные декоративные вставки в стенах, ныне полностью восстановленные. Византийское храмостроение не знало колоколен, были звонницы — кирпичные стенки с рядами арок-прорезей для колоколов, наподобие наших псково-новгородских звонниц. Но заказ, видимо, требовал от архитектора строить именно колокольню — столпообразное сооружение с площадкой звона вверху. Так он и построил. Четырехгранный столп завершается характерными арками и небольшим куполом — чудно, но очень органично, колокольня действительно получилась византийской. Колокольня в советское время была разобрана, ее восстановили недавно на новом месте, к востоку от церкви. К сожалению, Знаменский храм был закрыт в 1930-е годы, были уничтожены интерьеры с мраморным иконостасом. В бывшем «здании культа» долгое время находился физкультурный зал, при этом в усыпальнице Солдатенковых была устроена сауна. Но время вернуло все на круги своя, ныне Знаменский храм, окруженный кирпичными пятиэтажками, действует и принимает все новых прихожан.
Через дорогу от храма усадьба и парк. Господский дом Нарышкиных стоит на обрыве к Москве-реке. Парк — кусочек сельской Москвы. Кунцеву повезло: у него есть свой историк — Иван Егорович Забелин, написавший историю места (книга «Кунцово и древний Сетунский стан») по просьбе знаменитого владельца усадьбы — Козьмы Терентьевича Солдатенкова, предпринимателя и мецената, коллекционера и знатока искусств. Малоизвестный факт: в коллекции Козьмы Терентьевича находилась знаменитая икона Спас Андрея Рублева. Проводил время Солдатенков в Кунцеве весело, устраивал фейерверки, «задавал луккуловские обеды» и вообще жил на широкую ногу. По праздникам и воскресениям девушки и юноши из соседних селений Мазилово и Крылатское водили вокруг усадебного дома хороводы и получали за это «пряники, орехи и другие подарки». Дачи появились в Кунцеве еще в начале XIX века, но больше всего их стало возникать при Солдатенковых. Кто здесь только не живал: Карамзин (это еще одно место, где задумывалась «Истории государства Российского»), Лев Николаевич Толстой, Огарев (и Герцен в придачу), братья Третьяковы (у них жили Крамской и Саврасов), Иван Тургенев, Денис Давыдов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар. Список впечатляет.
Уже с конца XIX столетия в Кунцеве появляются первые промышленные предприятия, возникают рабочие поселки. В 1925 году Кунцево получает статус города, а после войны входит черту столицы — неминуемая участь предместных городов, окружающих Москву.
Александр РАКИТИН