Наша планета Земля движется не только в физическом пространстве, но и в духовном, не только в небесах, обусловленных законами механики, но и — в Небесах вечноживых. (Конечно, все мы помним слова апостола Павла, что при земной жизни этих Небес глаз человеческий не видел, и ухо не слышало, да и по своему житейскому опыту греха и зла знаем, что человеку, увы, куда более знакомы реалии ада, чем рая, — но сердце снова и снова пытается одолеть этот предел, хотя бы в мечтах представить себе вещество жизни вечной, и эти мечты находят свое воплощение в лучших произведениях поэтов и художников. Вспомним, например, что писал о Земле, планете, оккупированной злом, ждущей освобождения, замечательный христианский писатель Клайв Льюис в своей «Космической трилогии»…).
Раз уж способность к фантазии дана человеку, раз уж возможно использовать ее во благо, то используем фантазию и мы: представим, что, двигаясь в духовном пространстве, наша планета – плотский дом, в котором мы живем – раз в год наиболее близко приближается к тому или иному участку вечных Небес.
Вот восток зарозовел, потом – заалел, вот – яркое живоносное светило встало над нами, и мы ожили, расцвели, и какой-то период живем в лучах этого светила, радуемся ему, вплоть до заката… Мы прощаемся с уходящим за горизонт солнцем – и печалимся, но одновременно и полны надежды и радости: мы знаем, что это не солнце погасло – это мы в своем движении снова отдаляемся от него. Отдаляемся – но в свой срок встретимся снова. А когда-нибудь все, наконец, изменится – и светило, Солнце Правды, не уйдет за горизонт, останется с нами навсегда.
Вот так всходят над нами, ежегодно, в свой срок, христианские праздники. Рождество и Пасха Христова – не даты в календаре, рассчитанные «вруцелетно», определенные типиконом и отмеченные красным, не символы и не повод для благочестивых воспоминаний об основах нашего вероучения. Это, конечно, и не такие события, которые каким-то непонятным образом механически повторяются каждый год. Это события, которые произошли и живут в живых Небесах, у Бога. Не они раз за разом приходят к нам – мы попадаем в них раз за разом, тленные – в нетление, временные – в вечность Христову.
И это не просто «события». Это – живительные прорывы в глухой оболочке зла, коконом опутавшей оккупированную – употребляя выражение того же Льюиса – планету. Праздник Христов – это разрыв в тучах, сквозь который нам подаются свет и воздух, спасение от греха, мир, любовь, смысл, — все то, что мы вкладываем в выражение «благодать Божия». С капитанского мостика доносится сообщение: «Внимание! Наш корабль вступает в сферу жизни вечной – всем приготовиться!» И команда начинает готовиться. Все мы – разные, и готовимся по-разному к выходу в жизнь (готовимся серьезно, как узник готовится к побегу из тюрьмы, — кому-то, действительно, по слову Евангелия, придется при побеге пожертвовать рукой или глазом, чтобы спастись самому…). Пост – и есть часть такой подготовки.
Мы часто забываем о том, что такое есть Церковь Христова, и считаем пост чем-то вроде одного из обязательных условий для членства в организации: не будем поститься – исключат из Церкви. Повод для того, чтобы так считать, вроде бы налицо: каноны и детальные предписания о посте, отработанные веками. Однако и смысла этих канонов мы, увы, тоже часто не понимаем.
Первое и главное, что нам надо бы держать в уме и в сердце – встреча с праздником, встреча со Христом, к которой мы готовимся постом, есть радость, наша радость, не чья-то там. Радость быть со Христом воскресшим, — если она не лежит в основе нашей веры, то тогда, действительно, уныла и страшна наша участь…
Почему иные святые всю жизнь проводили в посте, в телесной и душевной аскезе? Потому что жили этой радостью, этой любовью ко Христу, ожидание встречи с Возлюбленным и подготовка к ней поглощали их целиком. А эти самые каноны, на строгость которых мы то и дело ропщем – именно потому и даны нам Церковью, что мы , увы, такой степени, такого градуса влюбленности не имеем…
Из мудрого материнского снисхождения Церковь, не желающая, чтобы и самое немощное ее чадо лишилось радости участия в жизни вечной, во Христе воскресшем, дает ему возможность поучаствовать в этой радости, дает ему подпорочки, ходунки в виде устава поста: ну понимаю, слаб, не можешь готовиться постоянно – ну вот хоть такое-то и такое-то время в году, не один, вместе со всеми…
Так что поститься – это, в общем-то, не «обязанность» наша, невольник – не Богомольник, мы свободны в своем выборе. И тем более — не наша заслуга, если мы постимся: нет нужды напоминать, чья добродетель — оцеживание комаров и гордость соблюдением обрядов… Аскеза, возможность поститься – это подарок нам от Бога. Пока у нас есть возможность (а она ведь есть у нас не всегда), пока не поздно – надо его принимать. Хотя бы — вот эти сорок дней перед вхождением Земли в сияющее Рождество Христово, в область Солнца Правды.