В неделю 24-ю по Пятидесятнице – Лк 8:41–56 (зач. 39):
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.
Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Сегодня мы совершаем празднование Архистратигу Божию Михаилу и всем ангельским воинствам. Мы знаем, что те ангелы, которые остались верны Богу и не последовали за Денницей в его гордостном падении, – эти ангелы светлы и святы. Они верные служители Триипостасного Божества, точно и усердно исполняющие Его волю. Им опытно неведомы грех и страсть, болезнь и смерть. Они поистине блаженны.
Но, как говорит апостол Павел, «не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр 2:16). Не с ангельской природой соединяется Бог, но с человеческим естеством. Желая исправить грех, совершенный прародителями, желая исцелить поврежденную этим грехом человеческую природу, Сын Божий становится Сыном Девы, принимая от Нее плоть и кровь, делается подобным нам во всем, кроме греха.
И вот – Бог оказывается среди людского страдания и боли. И мы знаем, что Богочеловек не пребывал в некоем отрешенном олимпийском спокойствии. Нет, всем своим любящим сердцем Он откликался на просьбы тех, кто приходил к Нему со своими скорбями. Откликался – но неизменно ставил веру в качестве единственного условия для чудесной помощи страждущим.
И сегодня мы становимся свидетелями двух чудес: исцеления кровоточивой женщины и воскрешения двенадцатилетней девочки. О кровоточивой сказано, что она всё свое имущество истратила на врачей, но ничего не достигла, а лишь пришла в еще худшее состояние (Мк 5:26). Думается, не в осуждение медицинской науки говорят об этом евангелисты, но желая засвидетельствовать: бывают в жизни человека моменты, когда все земные средства исчерпаны и осталась надежда лишь на Бога.
Что же касается девочки, то ее отец, начальник синагоги Иаир, отправился к Иисусу просить помощи, когда дочь была при смерти, – но тут же узнаёт, что та умерла. Понятно, что и здесь медицина бессильна.
Совершая исцеление и воскрешение, Христос помогает Иаиру и женщине победить страх. Кровоточивая боялась прикоснуться к нему, зная о своей (с точки зрения Закона – Лев 15:19–33) нечистоте. Но Христос не упрекает ее в том, что она все-таки прикоснулась к краю Его одежды, – нет, Он ободряет ее и хвалит ее веру. Иаир – в страхе перед свершившейся смертью, перед силой, которой неспособен противостоять человек. Но Христос говорит: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!», входит в дом, берет ее за руку – а ведь по Закону (Чис 19:11) прикоснувшийся к покойнику нечист семь дней! – и воскрешает, побеждая тем самым и смерть, и страх.
Своими чудесами Спаситель, всемогущий Бог и сострадающий Человек, преодолевает страх, и болезнь, и смерть. Но вместе с этим преодолевает он и время сотворенного Им мира. Ибо лишь в Царстве Отца, после кончины века сего, не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Но уже здесь, уже сейчас, до своей смерти и восстания из гроба, до всеобщего воскресения Христос побеждает тление, свойственное человеческой природе. Как это происходит? По одному ли божественному всемогуществу? Нет, Богу здесь помогает человек, его вера.
Это та самая вера, которая может не только переставлять горы, но и делать нечто гораздо более чудесное, нужное и важное: являть здесь и сейчас Царство, пришедшее в силе,– являть его посреди мира, во зле лежащего, среди людей, подверженных греху и тлению. Как сказал современный богослов, «уверовать – значит дать Богу доступ к себе».
Именно поэтому Христос всегда требует веры от тех, кто обращается к Нему за помощью. Если ты надеешься на себя, на что-то земное, то ничего не выйдет. Сам по себе человек – ничто. Но если человек открыт Богу, если он способен впустить Бога в свою жизнь, если сумеет посторониться и дать действовать своему Творцу и Спасителю, – тогда человек станет свидетелем и участником великих и чудесных дел Божиих.
Читайте также
Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира