Не человек
В эпицентр общественного обсуждения попадают, как правило, вопиющие случаи аморального поведения: насилие над детьми, над беззащитными или инвалидами, даже насилие над животными.
Но есть тема, на которую говорить не принято: насилие над теми, чей моральный облик обществом осуждается. Действительно, соболезновать людям, вызывающим сочувствие, намного проще, чем пожалеть избитую проститутку или заключенного, отбывающего срок за совершение уголовного преступления.
А ведь если посмотреть непредвзято, именно в этом андеграунде творится настоящий ад. И в первую очередь — ад безысходности. Как попросить о помощи, когда в глазах других ты почти что сор под ногами? Как надеяться, что кто-то в тебя поверит, когда и сам в себя не веришь?
С понятием «человек» ассоциируется беззащитный младенец, благовоспитанный семьянин, выдающийся ученый, заслуженный спортсмен и так далее. Но не опустившийся наркоман, женщина легкого поведения или сидящий в тюрьме. «Они потеряли человеческий облик», — так звучит рефреном общественное мнение. Да, может быть, потеряли, но почти никогда и никто не захочет увидеть в этом, в том числе, и свою вину — за молчание, за безразличие, за осуждающий морализм, отведенный взгляд и прохождение мимо.
Никто не заставлял
Знаете ли вы, что в Европе уже давно существует движение за криминализацию действий «клиента» при покупке интимных услуг? Казалось бы, вполне очевидно, что наказание за пользование чем-то крайне аморальным — бесспорно и верно: наркотики, например, даже хранить запрещено. Но при этом покупать на несколько часов тело живого человека — можно. И за это не будет штрафа. И об этом будут затем за пивом в баре бахвалиться перед друзьями.
Я был просто шокирован, читая статьи на эту тему. В комментариях люди вдруг превращаются в пламенных борцов за свободу: «Это их свободный выбор!» Многие и многие совершенно безразличны к судьбам выброшенных за борт благополучного социума женщин: «кто ее заставлял», «получают удовольствие, да еще и деньги зарабатывают». Любое же упоминание о колоссальной криминализации проституции пропускается мимо ушей. Какая разница, что многие из женщин не достигли совершеннолетия! Какая разница, что их бьют, насилуют и убивают! Какая разница, что рядом наркотики, алкоголь и порноиндустрия. Какая разница? Ведь «сама виновата…»
Бесстрашная рука
И вот опять Христос задает вопрос осуждающим женщину, взятую в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7).
Вот Его пречистые ноги омывает Мария Магдалина: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14:3-9).
Этих примеров множество, и общий подход Иисуса из Назарета выражается в словах: «Пойдите, подумайте, что это значит: милости хочу, а не жертвы; ведь Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13).
После этих строк невозможно не задуматься о словах, что тьма не может поглотить свет. Что этот свет есть в каждом из нас, и Бог видит его и верит в него. Верит в человека даже тогда, когда не верит социум. Верит даже тогда, когда человек не верит в себя сам.
И если мы дерзаем называть себя христианами, от нас тоже требуется именно такая вера. Требуется дерзновенное усилие преодолеть свое безразличие, брезгливость, пустой и звенящий гордыней морализм. Преодолеть и увидеть в жертве своего ближнего. Сколь бы ни было тяжело рассмотреть человека в том, кто оступился, это необходимо.
Ведь завтра оступиться может каждый из нас. Ведь в момент наших ошибок больше всего душа жаждет одного: прощения и понимания, протянутой руки. Той руки, что не побоится испачкаться в чужой грязи…