Этот фильм Вера Глаголева снимала, не зная, сколько осталось. Она была уже тяжело больна. Работу над фильмом завершала съемочная группа. Простая и жизненная история: бедный провинциальный городок, где нет работы и перспектив. Пожилая мать двух взрослых дочерей Гали и Милы, которым она старалась дать образование и помочь «выбиться в люди». Одна, после неудачного брака, остается с двумя детьми и выходит замуж за мужчину из Средней Азии, другая приезжает из другого города, потому что запуталась в отношениях с любовником и заводит роман с мужем сестры.
Кажется, что это – история любовного треугольника. Один мужчина и две влюбленные в него женщины. Говорят, что к этому фильму присматривался режиссер Алексей Балабанов, хотел снять социальную драму о столкновении двух культур. Вера Глаголева изменила не только финал оригинальной истории. Она сняла другое кино, свою историю, в которой главным героем становится высшая справедливость, общность людей на том уровне, который связывает нас со времен глины и ребра.
Герои фильма, как и все мы, ушли далеко от такой любви, какой ее задумывал Бог. Пожилая мать своих дочерей любит и помогает, но понять их не может. Она не поддерживает выбор Гали, жены Рустама и осуждает Милу. «Ты не видишь, что мне выть хочется?» — говорит героиня фильма, полюбившая мужа сестры. И, как это ни печально, мать действительно не видит, потому что, когда выть хочется тебе самой – разглядеть чью-то еще боль сложно.
Выть хочется и Рустаму, молодому красавцу из-за которого разгорелась нешуточная война. Где бы он ни находился в кадре, его ощущение «я не на своем месте» ощущается почти физически. Он чувствует себя чужим в городе, в этой семье, в этой жизни, поэтому любить ни одну, ни вторую женщину не способен.
Кажется, что искренняя любовь доступна только его жене, она говорит о нем с неподдельным восхищением, но и эта любовь «уродлива», во имя нового мужа Галя высылает из дома старших детей.
Участие детей в этой семейной драме кажется поначалу почти незаметным. Они боятся, что их отправят в интернат, потому что видят, что не нужны матери и «дяде Рустаму», думают, что мешают бабушке. Не замечают их и герои драмы, увлеченные своими трудностями. Исчезающих в «глиняной яме» детей даже не сразу начинают искать.
Этот фильм напоминает «Нелюбовь» с той разницей, что любовь, пугающая, извращенная и опасная там все-таки есть и, кажется, лучше бы ее не было совсем. Ведь она оказывается страшнее равнодушия. Любви ищут Галя и Мила, пытаясь увидеть ее в беспросветности и, принимая за нее все, что хоть как-то любовь напоминает. Любви и благодарности ищет мать взрослых дочерей, которые не оправдывают ее ожидания. Любви ищет Рустам в объятиях чужих женщин. И дети. Дети, которые любить пока умеют, о пьянице-отце помнят только хорошее и, кажется, единственные в этой истории, никакой любви не получают, а потому решают навсегда уйти.
Эти незаметные маленькие герои и их чувства – настоящие, мощные, всегда современные, как любовь из послания апостола Павла, находятся словно над беспросветностью маленького города, может быть, поэтому взрослым так трудно ее замечать.
Объединяющая сила этой любви – единственная способна сделать не чужими родственников, которые затеяли вражду, людей из разных культур, потому что «нельзя плакать как типичный немец».
Сильные чувства, как высшая правда, стоят над любой разницей в воспитании. Не чужими эта сила делает героев и зрителей объединяющей картины, в которой Вера Глаголева сознательно изменила финал. Хотела оставить зрителям надежду.
Выход из глиняной ямы оказался там же, где и вход – в отчаянной попытке успеть спасти и сохранить любовь в гиблом месте. Там, где увидеть высшую правду так же сложно, как следовать ей.
Тяжелая, но вдохновляющая история о прозрении и прощении заставляет задуматься о том, что мы в итоге унесем с собой в глиняную яму, а главное — поверить в то, что на свете, наконец, появилось хорошее российское кино.