Сюжет: памятник Сталину в Якутске
Андрей Десницкий:Огонь и генералиссимус
Прежде всего, мне хочется поздравить всех с днем Победы и выразить глубокую благодарность и почтение тем, кто сражался, страдал и умирал, чтобы наш народ мог существовать. Но в эти дни пришла новость об открытии в Якутске памятника Сталину — что вызвало массу резких отзывов, и в частности, предсказуемые сравнения Сталина с Гитлером. Мне кажется, от таких уподоблении лучше воздержаться.
Уподобление — это литературный прием, который использует одну вещь для описания другой, которая подобна ей в некоторых отношениях, а в других — не подобна. Например, когда мы говорим, что солдат дрался как лев, мы имеем в виду, что он дрался яростно и отважно — но не то, что он кусал врагов зубами. Можно ли уподоблять Сталина и Гитлера? Ответ на этот вопрос зависит от того, в каком отношении уподоблять. В некоторых отношениях уподоблять эти нацистский и сталинистский режимы другу другу вполне возможно, в некоторых — ошибочно, а в некоторых — просто несправедливо и оскорбительно. Просто проводя аналогию “Сталин = Гитлер”, не уточняя, в каком отношении мы их сравниваем, мы можем вызвать непонимание.
В каких отношениях оба деятеля подобны? Оба были бесчеловечными тиранами, погубившими миллионы невинных людей. Оба были лидерами вождистких диктатур, функционировавших по похожим принципам — однопартийная система, террор в отношении реальных или потенциальных политических противников, массированная пропаганда, система партийных, молодежных, трудовых и спортивных организаций, призванная обеспечить контроль над обществом. Оба принимали квазирелигиозное поклонение от своих подданных. В общем, аналогий мы можем провести множество. Но были вещи, в которых режимы не были аналогичны. Идеология одного провозглашала, что есть раса господ, а есть унтерменши, которые могут быть только ее рабами; а некоторые народы — это вообще кровососущие паразиты на теле человечества. Идеология другого провозглашала достоинство и равенство всех людей. Один режим практиковал хорошо технологически налаженное истребление людей по признаку принадлежности к этнической группе; другой этого не делал. Сталинский режим навязал народам восточной Европы свирепые диктатуры; но если бы победил гитлеровский, само существование этих народов (см. “Генеральный план “Ост”) было бы весьма сомнительно. Здесь говорить о подобии режимов было бы ошибкой.
И есть аспекты, в которых говорить о подобии режимов было бы оскорблением — оскорблением для тех, кто сражался и умирал в годы Великой Отечественной Войны. СССР мог быть ужасен — но это не СССР напал на Гитлеровскую Германию, а наоборот. Советские солдаты сражались за свою Родину, на которую напал беспощадный враг; гитлеровские солдаты сражались за “жизненное пространство” для все той же “расы Господ”. Ставить знак равенства между теми, кто пришел частью поработить, а частью истребить “унтерменшей” и теми, кто не давал им это сделать, было бы явной неправдой. Одни зажгли печи Освенцима, а другие их погасили — и тут не замечать разницы было бы довольно дико. И — в видах разоблачения сталинизма — контрпродуктивно.
Поясню, что я имею в виду. Представьте себе, что некий пламенный противник нацизма станет горячо утверждать, что нацисты ездили верхом на волках и питались человечиной. А кто в этом сомневается, тот, очевидно, нацисткая гадина. Какой эффект произведет эта пропаганда? Обратный. Мы знаем, что про волков и человечину — полная чушь, и когда она смешивается в сознании людей с подлинными свидетельствами о преступлениях нацистов, сами эти свидетельства начинают выглядеть менее убедительно — ага, ага, газовые камеры, вы еще про волков расскажите, а мы послушаем. Явно неправдоподобные обвинения подрывают доверие и к вполне истинным. Отождествление Сталина и Гитлера (и их режимов) в некоторых отношениях явно неправдоподобно. Мы же все знаем, кто погасил печи Освенцима, на самом-то деле. Поэтому лучше не делать таких отождествлении — особенно в день Победы.
Отменяет ли это как-то преступления Сталина? Нет, конечно. Точно также как в нашем примере с волками неосновательность обвинений нацистов в людоедстве никак не снимает с них других, подлинных обвинений. Сталин — не Гитлер, что не мешает ему быть чудовищным тираном и гонителем Церкви.
И тут перед нами встает вопрос что делать с теми про-сталинскими настроениями, свидетельством которых является этот памятник. Прежде всего — попытаться их понять. Риторика, которая имеет целью выразить, насколько в наших глазах омерзительно и чудовищно поклонение Сталину, может послужить некоторым целям — излить наши эмоции, обозначать нашу позицию (мол, прошу занести в протокол для Страшного Суда — я с самого начала был против) или ободрить тех, кто итак с нами согласен. Но она совершенно бесполезна в том, чтобы как-то достичь самих сталинопоклонников или колеблющихся.
Комментарий “Господь, жги!” который я увидел в фейсбуке к новости об открытии памятника, сильно напоминает соответствующий эпизод в Евангелии: “Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать” (Лук.9:54-56) Да, это идолопоклонники. Но Сын Человеческий пришел спасти идолопоклонников. Он возлюбил их и предал Себя за них. Эти глубокие старики с красными знаменами чудовищно заблуждаются. Но они прожили тяжелую жизнь, тяжко работали, а кто-то из них и воевал, давайте относиться к ним с пониманием и состраданием. Давайте проявим уважение — не к их заблуждениям, а к их возрасту их пережитым ими испытаниям.
Сталинолатрия есть квазирелигиозный феномен. “Квази” поскольку его идеология была (и остается) яростно атеистической, но “религиозным” поскольку он отзывается на потребности, на которые в нормальном случае отвечает религия. Это потребность в осмысленности своего существования, в человеческом достоинстве, в общности с другими людьми, в великой цели. Ее преодоление не есть политический, это есть миссионерский вопрос.
Люди отказываются от идолопоклонства не ради пустоты — а ради истинного Бога. “Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному (1Фесс.1:9)”. Задача отвращения людей от поклонения идолам есть задача проповеди Евангелия и наставления уверовавших. Сталин может занять — и занимает — только то место в сердце человека, которое не отдано Христу.
Конечно, мы немедленно столкнемся (и сталкиваемся) с проблемой синкретизма, когда люди готовы включить Христа в свей пантеон на своих условиях — как тот индуист, который, прочитав Евангелие, поставил икону Христа среди изображений своих богов. В человеке, который почитает и Благодатный Огонь, и Генералиссимуса, нет ничего удивительного — язычество носит инклюзивный характер, в нем ничто не мешает почитать Христа, Генералиссимуса, чистить карму и ожидать с небес летающих тарелок.
Попытка быть своим и Христу и тому окружению, которое человек привык считать своим — явление универсальное. Сидеть на двух стульях неудобно, но масса народа сидит. Судя по англоязычным новостям, там у них есть немало “христианских” абортмахеров и уж вовсе толпы “христианских” гей-активистов. У нас в России (как и везде) можно встретить множество “христианских” колдунов. Наши “православные” сталинисты — явление не уникальное. Что же делать? То же, что и во всех этих случаях — терпеливо свидетельствовать истину слова Божия, что Христос не собирается делить Вашу преданность ни со Сталиным, ни с Лакшми, ни с Перуном, ни с кем бы то ни было еще. Вы не можете совмещать правую веру ни с блудом, ни с убийством, ни с колдовством, ни с идолопоклонством.
Но начинать надо даже не с провозглашения того, нельзя, немыслимо для христианина — а с того, кто такой Христос и что он сделал. Несчастные старики у памятника Сталину просто не знают — никто не озаботился им рассказать. У нас, на самом деле, уже есть Вождь, за которым мы следуем, есть цель, к которой направлена наша жизнь и есть общность, к которой мы принадлежим. Золотые, серебряные или, как в этом случае, каменные идолы нам просто ни к чему. Это и следует — мягко и уважительно — объяснить этим почтенным пожилым людям. А не призывать на них огонь с неба.
Андрей Десницкий:Огонь и генералиссимус