«Не идет»?!
Вы нам не поверите, но православный народ соскучился по… демократии. Да-да, той самой демократии, о которой на протяжении «лихих 90-х» на всех околоцерковных политических собраниях громогласно вещали, что она «в аду» (а «на Небе – Царство»). Корень этой ностальгии, в принципе, понятен: Поместный Собор не созывался больше 18 лет, а последние президентские и парламентские выборы из-за слишком большой предсказуемости никак не могли удовлетворить потребность в «волеизъявлении» политически активных «товарищей верующих».
Только не подумайте, что мы глумимся над церковным народом. Более того, нам хорошо известно, что в древности не только Предстоятели Поместных Церквей, но и епископы, и священники, и диаконы, и даже низший клир соборно избирался церковными общинами. Вот только за последние десятилетия (да что там говорить, — века!) чувство соборности в нашем народе, увы, поизносилось так, что теперь чаще всего выражается в форме банального «политправославия».
Прежде чем вернуться к теме избрания Предстоятеля, пару слов о «политправославии». Надо сказать, что формы сей феномен может приобретать самые разные, с многочисленными оттенками и коннотациями. Однако магистральных течений – два.
Первое из них – кликушеско-царебожническое, его неизменные атрибуты – пафосный антиэкуменизм и стеснительная (в силу страха перед УК РФ и правоохранительными органами) юдофобия. Именно в данном направлении зарождаются такие его изводы, как «православный сталинизм», «диомидовщина» и т.д., и т.п.
Второе течение – миссионерско-клерикалистское, представители которого желают воцерковить (а точнее, декларативно объявить «православным») все и вся: харизматические практики (наиболее яркий пример – позорный для Церкви «Альфа-курс»), рок-тусовки, сомнительных политиков etc ., etc . Представители данного течения не предлагают «побивать иудеев», но желают восстановить «Крест над Святой Софией» (для них совершенно неважно, что Царьград во время захвата турками-османами был униатским), а иногда в их риторике пробивается и потаенное желание стереть с лица земли исламский Иран.
Сложно сказать, почему так сложилось, что упокоение Патриарха стало триггером для начала битвы вышеупомянутых «суздальцев» и «новгородцев». Интернет-страсти вокруг блаженной кончины Святейшего начались с воистину бесовского глумления, устроенного некоторыми нашими согражданами вокруг прощания, похорон, жизни и самой личности новопреставленного. Но как только эта мерзкая пена схлынула, началась битва «политправославных», людей, публично именующих себя христианами, но для которых «крест, гвоздие, копие, смерть…» — повод не для личного покаяния и борьбы с собственными страстями, но для агрессивного принуждения к покаянию других, для борьбы с собственными ближними, с которыми еще вчера причащался от одной Чаши, а уже сегодня в мгновения ока записанными во враги Церкви и Отечества…
В итоге, едва похоронив Патриарха, многие «политправославные» бросились с нападками на того, кого Священный Синод благословил исполнять (уж простите нам это смешение стилей) его обязанности. И как только наш портал републиковал интервью с владыкой Кириллом, тут же нашлись люди, которые обвинили редакцию в «начале избирательной кампании», «пиаре митрополита Кирилла», «подвластию Кремлю», да чуть ли не в проплаченности материла!..
Потом оказалось, что это всего лишь цветочки, «ягодки» стали выдавать сайты, называющие себя православными. Грязные обвинения, которые в «лучшие времена» не позволял себе даже «Московский комсомолец», посыпались со страниц сайтов, еще вчера рассыпавшихся перед владыкой Кириллом в заверениях в сыновней преданности. Однако когда оказалось, что политическое мировоззрение митрополита якобы «недостаточно русское», что он отнюдь не собирается благословлять «побивать иудеев», ему припомнили все обвинения, которые раньше сыпались лишь со страниц куда более последовательных антицерковных ресурсов.
И вот теперь мы с болью видим, что все «это» на полном серьезе обсуждают сотни православных людей, читающих утром молитвенное правило, подносящих своих детей ко Причастию, улыбающихся знакомым на своем приходе, т.е. с виду как будто обычных, наших единомышленников, братьев и сестер во Христе… И уже на страницах всевозможных «ЖЖ» можно встретить незамысловатое: «Я владыку не поминаю. Как-то не идет, извините». Почему? Неужели кто-то из смущенных «политправославными» сегодня готов публично обвинить Патриаршего Местоблюстителя в «неправославности» ? Да нет же! Просто «не идет»!
После этого все возможные рациональные доводы обрушиваются, и хочется лишь слезно просить: «Люди! Вспомните, кто вы есть! Покайтесь! Подумайте, каково новопреставленному Патриарху смотреть на свою распадающуюся паству!»…
А между тем борьба нарастает. Одни «политправославные» настолько навязчиво и беспардонно агитируют за Патриаршего Местоблюстителя, что раздражение в их адрес неизбежно экстраполируется на владыку. Другие продолжают извергать хулы, ворошить всевозможные сплетни и настаивать на выборах Патриарха жребием, ссылаясь на Промысел Божий, но надеясь явно не на оный, а на банальную теорию вероятностей.
Однако избрание Патриарха – это не «Спортлото» и не выборы Президента. Действительно, ничего на этом свете не происходит без Божьей Воли. А потому мы хоть с нетерпением, но смиренно ждем Поместного Собора и любого соборного решения относительно избрания Предстоятеля нашей Церкви. По слову владыки Кирилла, можем повлиять на решение Собора только одним: горячей и искренней молитвой ко Господу. Будут избирать жребием — слава Богу за все, тайным голосованием из нескольких кандидатов — слава Богу за все, открытым утверждать одного кандидата — слава Богу за все! Лишь бы заткнулась помойная труба «предвыборных страстей».
В общем, перефразируя Матвея Ганапольского: «Дайте Собору спокойно избрать Патриарха!»
Михаил Тюренков, политический обозреватель, главный редактор портала «Фонд Питирима Сорокина»Пелагея Тюренкова, аспирантка факультета журналистики МГУ, колумнист портала «Правмир»