Не стоит превращать «женский вопрос» в искусственный водораздел между Москвой и Ватиканом
Разномыслие между православием и католицизмом насчитывает не одну сотню лет. Эта разница во взглядах по многим вопросам дает пищу для ума церковным историкам, богословам и дипломатам, стимулирует развитие межцерковного диалога, о важности которого регулярно говорят Русской Православной и Римско-Католической Церкви. Отношения между православными и католиками развиваются очень динамично, современность делает их естественными партнерами и единомышленниками по множеству этических вопросов. Как же обстоит дело в не теряющем актуальность в наши дни вопросе о роли женщин в Церкви и обществе?
Некоторые западные издания, пишущие на религиозные темы, ищут повода, чтобы посеять раздор в отношениях между сестринскими Церквями, например, повесив на Русскую Православную Церковь ярлык «антифеминистсткой», противопоставив позицию Папы Франциска и Патриарха Кирилла по вопросу о роли женщин в обществе Церкви.
Однако мои итальянские коллеги, решающиеся делать поспешные выводы о якобы принципиальных разногласиях в оценке православной Москвой и католическим Римом места женщины в Церкви, очевидно, очень плохо осведомлены о подлинном положении вещей в Русской Православной Церкви на этот счет. Что ж, можно дать краткое пояснение того, как обстоят дела на самом деле. Пояснение в каком-то смысле «из первых уст» — от женщины, мирянки, чада Русской Православной Церкви, работающей в образовательных структурах этой Церкви и довольно хорошо знающей настроения, доминирующие в церковной среде в том числе и по «женской проблеме».
В первую очередь, стоит ответить на вопрос: а существует ли, собственно, в Русской Церкви сегодня эта самая «женская проблема»? И без особых колебаний на него ответить: нет, такой проблемы в современной жизни русского Православия не существует. Так называемый женский вопрос на повестке дня в церковно-общественной дискуссии в России не стоит – просто потому, что необходимость его задавать отсутствует. И возможные ответы на него заранее понятны.
Никакие специальные дискуссии о роли женщины в Русской Православной Церкви не ведутся. Этот вопрос может обсуждаться отдельными публицистами на уровне эссе в православных медиа; изредка – подниматься и до общецерковного уровня (во время ежегодных форумов Союза православных женщин), может даже подвергаться анализу исследователями-богословами в научных институциях, следствием чего становятся монографии профессоров православных университетов и академий об исторической роли женщины в Православной Церкви. Однако во всех этих дискуссиях никогда не заходит речь о необходимости фиксации некоего «особого статуса» женщины в Церкви, о недостаточности имеющихся у нее прав и возможностей и уж тем более о необходимости наделять ее какими-либо функциями в литургической практике, кроме имеющейся сейчас возможности петь и читать в храме за богослужением.
Почему об этом не заходит речи? Да потому что в этом нет необходимости. В каком-либо особом статусе, дополнительных правах и полномочиях в Церкви у современной православной женщины нет никакой нужды. Потому что имеющееся положение вещей, имеющаяся палитра возможностей – и для духовной жизни, и для творческой работы, и для социальной самореализации – у женщин в Русской Православной Церкви есть в достатке. Феминизм по природе своей действительно абсолютно чужд русской православной женской природе. Он даже не враждебен нам – мы просто живем вне данного проблемного поля. Бог миловал – здесь у нас ничего не болит.
В новой и новейшей истории русского Православия женщины играли и играют особую роль. В годы воинствующего атеизма и государственного безбожия в СССР общины редких православных приходов состояли в основном из верующих мирянок. Как говорят, веру в России в ХХ веке спасли церковные бабушки – тем, что упорно приходили на службы, хранили в сундуках Евангелие и иконы, тайно крестили внуков. Их духовный подвиг верности своей вере неизменно отмечает Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях.
И в современной жизни Русской Церкви женщины играют активную роль. Многочисленные социальные, благотворительные, издательские проекты инициируются и развиваются женщинами. Главные редакторы ряда успешных православных медиа – мирянки с прекрасным гуманитарным образованием. С недавнего времени женщины стали занимать ответственные позиции в синодальных отделах, структурах церковного управления. Тем, кто решил связать свой путь с наукой, открыт доступ в образовательные учреждения – православные университеты, общецерковную аспирантуру. Созидательная, попечительная энергия Марфы, сестры Лазаря, находит свое применение во многих сферах церковной жизни. Но и поприще Марии, которая «благую часть избра», не остается пустым – в Русской Церкви открываются новые женские монастыри, развивается иноческая жизнь.
То есть сегодня в Русской Церкви перед женщиной открыты практически все двери – кроме, разумеется, двери в алтарь. Однако никому и в голову не приходит требовать свободного доступа женщин к горнему месту. И женское священство для нас – совершенно немыслимая категория. В обоснование этого можно привести немалое количество теологических аргументов. Однако я выскажусь с обывательски-бытовой точки зрения – как одна из тех, кому феминистские организации пытаются навязать искусственные потребности в виде якобы необходимых дополнительных гендерных прав. Гармония мира – в его многообразии и иерархичности. Мудрость настоящей женщины – в умении распознать те изобильные блага, которыми Бог оделил ее именно на ее женском месте в системе мироздания, и грамотно их использовать во всей полноте бытия.
Дополнительных прав и особого статуса обычно требует тот, кто ощущает себя ущербным, ущемленным в чем-либо. Феминистические пляски у входа в алтарь главного православного храма Москвы – проявление той же самой глубокой внутренней неудовлетворенности окружающим миром и неспособности найти в нем свое подлинное место. Однако в Русской Православной Церкви у женщины нет оснований для того, чтобы переживать по поводу своей ущербности. Такое переживание было бы свидетельством неспособности самой женщины воспользоваться тем, что предоставляется в ее распоряжение в том числе и миром Церкви.
Поэтому в Русской Церкви нет нужды дополнительно «превозносить» статус женщины – он и без того высок и уважаем в той мере, в какой мы сами, женщины, в этом нуждаемся. Думается, права дочерей Евы – отнюдь не та тема, которую кому-то удалось бы использовать для противопоставления двух крупнейших христианских Церквей, сообща выступающих за сохранение в европейской цивилизации понятия о крепкой семье, о гармонично взаимодополняющих друг друга ролях женщин и мужчин в Церкви, обществе и государстве.
Елена Жосул,
заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета,
кандидат политических наук
специально для издания Vatican Insider