Мне подарили книгу об Иоанне Крестьянкине. В конце этой книги приводится запись дивного старца, сделанная им в момент особого откровения. Есть там такие слова: «Будьте всегда и во всём осторожны». Я прочёл и задумался: как же это всегда и во всём быть осторожным, что это значит? Ну, невозможно же, в самом деле, во всём и всегда следить за собой?
Прочёл внимательно ещё раз и всё думал, думал…
Вот так, размышляя, я зашёл в трапезную и сел обедать. Ещё отметил про себя, что воротник на подряснике тесноват, но не придал этому значения. Взял блин, стал жевать, довольно поспешно, сделал глоток и вдруг понял, что кусок великоват — застрял в горле. Я попытался его проглотить… ещё раз… ещё… и вдруг с ужасом осознал, что подавился. Слёзы выступили из глаз, я стал задыхаться, хотел крикнуть — но не мог. Ужас овладел мною. Я стал молиться!
К счастью, в кухне оказалась повариха, женщина искушённая в житейских делах. Уже теряя сознание, я вбежал в кухню, махнул рукой, указывая на спину, и повариха, мгновенно сообразив, в чём дело, крепко стукнула меня пару раз кулаком между лопатками. Блин выскочил, я стал дышать, приходя в себя и понимая, что получил бесценный урок: «Будьте всегда и во всём осторожны».
Точно в закрепление пройденного материала, придя домой, я прочёл короткую заметку на новостном сайте: «Немецкий гостиничный магнат, торговец недвижимостью и предметами искусства Дитер Бок умер сегодня в собственном отеле, подавившись куском бифштекса…» Вот так, очень просто.
Потом я вспомнил, что и апостол Павел говорит о том же: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Эф. 5: 15,16). Дни лукавы — это значит, что по нашей небрежности и беспечности они могут пресечься в любой момент, и виноват в этом будет не Бог, «допустивший такое», не наш Ангел-Хранитель, а мы сами — не захотевшие внимательно и серьёзно отнестись к призыву «быть осторожными».
Я привёл этот случай лишь для того, чтобы поговорить об отношении современного человека (и, в первую очередь, молодёжи) к собственной жизни вообще и к своему телу, в частности.
Странным образом отношение к телу у нас (особенно в молодёжной среде) именно лишено благоразумия. Это отношение как-то бросается от откровенного обожествления плоти к дерзкому небрежению в обращении с ней. И между этими двумя крайностями – пустота.
И здесь уместно сказать вот о чём.
Вознесение Господа Иисуса Христа, которое мы праздновали несколько дней назад, кроме прочего, означает обожение человеческого естества, в том числе и плоти.
Апостол Павел прямо называет тело храмом Духа Святого, так что относиться к нему нужно с должным благоговением и ответственностью. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог»(1 Кор. 3, 17) — говорит апостол о страсти блуда, но это относится и ко всякому неблагоразумному и дерзкому обращению с собственным телом.
Мы знаем, что смерть тела сама по себе не страшна, но только если она не отягощена тяжкими, нераскаянными грехами. Господь так и говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).
Мы знаем также, что множество мучеников, исповедников претерпели страдания, муки и насильственную, жестокую смерть. Но их отношение к телу отнюдь не было безрассудным! Их смерть была именно следствием сознательного и твёрдого отвержения греха ради Христа. О такой смерти Господь говорит: «Потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Мф. 10, 39).
Но в наше время всё чаще встречается странное отношение молодёжи к своей жизни, отношение, увы, безбожное и беспечное. Мальчики и девочки точно играют в жизнь, не понимая, что за этот благодатный дар придётся дать ответ перед Богом. Что жизнь – это талант, который мы должны приумножить сознательной верой, исполнением заповедей Божиих, заботой о тех, кто нуждается во внимании, любви, утешении, добром слове, молитве…. Так много людей нуждается в нас, что Господь ещё две тысячи лет назад сказал: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9,37). Ведь не только Апостолы – великие и святые мужи — призваны к этому «деланию», но и все мы, каждый из нас. Посмотрите, сколько горя вокруг, одиночества, надломленности, страданий!
Какое широкое поле для приложения сил, какая благословенная возможность отдать себя на служение, на радость другим!
Но вместо этого, от бессмысленной праздности, от эгоизма и нежелания занять себя чем-то действительно добрым и важным – тысячи молодых людей играют в «русскую рулетку» с Богом, рискуют не только временной жизнью, но и вечностью, которую так легко потерять по своей ожесточённой и упрямой беспечности. Сколько ребят гибнет бессмысленно, глупо, и эта смерть, увы, не случайна: она — прямое следствие безбожного, беспечного отношения к дару Божьему – к своей душе; следствие самолюбия с его жаждой «острых ощущений», нигилизмом и пренебрежением не только к собственной жизни, но и к жизни других людей.
Со скоростью эпидемии растёт увлечение экстремальными видами спорта, в которых реальный риск для жизни – обязательное условие. И о том, что жизнь может в долю секунды оборваться по его же вине, человек если и задумывается, то уж точно играючи, именно искушая Господа Бога своего.
Акрострит, фриран, роуп-джампинг, роллерблейдинг, сёрфинг, фрирайд, даунхилл, каньонинг, фристайл, могул, сноубординг, рафтинг, бейсджампинг — все эти «невинные увлечения» в считанные секунды способны ввергнуть душу в вечную муку. Ведь рискуюший своей жизнью ради «прилива адреналина» человек забывает о необходимости служения другим. Погибнув, какой он даст ответ о своей жизни, о её смысле и содержании, о том, как он воспользовался бесценным и невосполнимым Божественным даром?! Страшный вопрос. А ещё более страшным будет момент, когда придётся дать ответ на этот вопрос нелицеприятному Судье.
Да, смерти (в смысле совершенного прекращения жизни) нет. У Бога все живы! Только есть те, кто живут на земле и ещё властны как-то повлиять на свою будущность. И есть те, кто от земной жизни отошли в вечность и ничего поменять в своей участи уже не могут. И как же мучительно, безотрадно состояние тех, кто сознательно пренебрёг своей жизнью!
Погибшим так страшно – по собственной беспечности – могут помочь усиленные молитвы. Но родственники этих несчастных должны внимательно пересмотреть свою жизнь, стать христианами не по имени только, а по сути, чтобы молитвы их были услышаны и благотворно повлияли на участь безвременно ушедших в вечность родных людей.
Так хочется, чтобы вера, ответственность и молитва входили в нашу жизнь не после страшных трагедий, а во времена благоденствия. Чтобы наши дети узнавали как можно раньше о святом предназначении жизни и не тратили этот бесценный дар так беспечно!
Сейчас всё чаще можно слышать о нравственной, духовной альтернативе «прожиганию жизни» – о движении волонтёрства. Вот обширное поле для доброй деятельности души, вот возможность наполнить свою душу высоким смыслом и содержанием!
И радостно видеть, что в Церкви организуются общины, где молодёжь имеет возможность сознательного и плодотворного приложения своих сил. Это так важно! И пусть таких общин не много пока, но, юные человеки, полные сил и энергии, оглянитесь вокруг, посмотрите, как вы нужны в этом мире, как много вы можете сделать для других! И даже если жизнь пройдёт как один миг в этом служении, даже если она сгорит, как метеор, то это горение обогреет и озарит жизнь многих людей, станет воистину той «гибелью души» ради Христа, которая служит лишь предвестием благодатной и радостной вечности.