Сказано в Писании: «Не любите мира, ни того, что в мире». Из этого производят массу каких-то следствий, которые хочется назвать человеконенавистническими.
А нужно подумать, так ли на самом деле это или нет.
Не сказано одной вещи при этом: «Не любите Божьего мира», потому что мы не должны забывать, что мир создан Господом, Который увидел, что это хорошо, и даже хорошо весьма.
Так стоит ли нам не любить этот мир, который «Господня земля и исполнение ея, Вселенная и все, живущие в ней», как сказано в псалме? Конечно, нет! Божий мир прекрасен, и люди, Божьи дети, наполняют этот мир, и Господь не отменил того, что Он сказал: «Плодитесь, размножайтесь, заполняйте Землю и живите!», — это же совершенно не отменено.
В каком же смысле «не любите мира»?
А немножко в другом. Речь идет о том мире, у которого лукавый князь мира сего…
«Не любите мира» значит — не любите то, что внесено в этот мир порчей первородного греха.
В очень многих вещах, в очень многих случаях дьявол диктует свои правила для людей. И это понятно, потому что у него нет другого выхода.
Он ничто. Он пуст. У него нет сил, у него нет средств, у него ничего нет.
Единственное, что он может делать — это пленять людей и действовать через них, действовать человеческим языком, человеческими руками, человеческим сознанием. Вот этого мира — действительно — любить нельзя. Склоняться перед теми правилами, которые привнес в мир сатана, — нельзя.
Поэтому всякие слова типа «знаете, так уж повелось, не нами это началось, не нами это кончится», может быть, в какой-то степени, так оно и есть, но очень хочется сказать, что это все на самом деле — большая ложь. Мы не должны спускаться до нисхождения к сатане, до потворства сатане.
Он может очень многое в этом мире, он посылает войны, болезни, рознь, разделение. Среди всего этого очень трудно жить. И вот этого-то любить и нельзя.
Все эти разговоры о том, что можно ненавидеть то, что нужно ненавидеть — откуда вы знаете, что нужно ненавидеть? Нужно ненавидеть дьявола и всего его дела, ложь, прежде всего. Ложь — это действие дьявольское. Он — отец лжи, этим все сказано. Поэтому нельзя опрометчиво идти на ложь. Всякие разговоры о том, что бывает ложь во спасение — не бывает лжи во спасении, это просто неправильное чтение. Там сказано: «Ложъ — конь во спасение», и это наречие, означающее «напрасно», то есть — на коне не ускачешь, конь не спасет от опасности, от опасности спасает Бог. Ни о какой «лжи во спасение» в Писании ничего нет.
Ложь — это первое и основное орудие первого и основного нашего врага. И чем искать врагов вокруг себя, полезнее всегда обращаться против того самого врага.
Есть такое упражнение духовное — чтение Псалтири. Иногда Псалтирь читают целиком, есть такое, когда ты дошел до очень большой степени отчаянно-нехорошего положения — сядь, брось все дела и читай Псалтирь. Сколько на это уйдет часов, столько и уйдет. А есть правило выборочного чтения Псалтири, когда очень сильно на кого-то обижен, — «тот нехороший, этот нехороший» — и получается, что «очень много нехороших людей, не может же быть, что я одна хорошая, — такого не бывает, это вы бросьте». Так вот, нужно сидеть и читать те псалмы, в которых речь идет о врагах. Сначала возникает чувство успокоения: «не только я на всех окрысилась, вот в Писании тоже сказано», но чем дольше читаешь, тем больше понимаешь, что это не о людях, враги мои — бесы, все о них. На этом и следует успокаиваться и твердо на этом стоять.
Человек может быть не прав, человек может ошибаться, я тоже могу быть неправа и могу ошибаться. Господь не создал нас для того, чтобы мы друг с другом ругались. Господь сказал: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою». Но мы ведь и этого не соблюдаем. Он ничего не говорил насчет того, что «а кто не Мои ученики…». Был ведь случай в Евангелии, когда апостолы говорили, что они запретили кому-то ходить вместе с собой, потому что «их здесь не стояло», на что Христос сказал, что это неправильно, что «всякий, кто не прямо против Меня, тот за Меня», «никому не запрещайте».
Это не значит, что всех нужно принимать равно с распростертыми объятиями, потому что «враги человеку домашние его», но это и не значит, что с ними нужно сражаться, это значит, что они действуют так, что тебе становится плохо. Это можно преодолеть не взаимной враждой, а какими-то другими путями и способами, мягкостью, любовью.
Если ты чего-то не можешь объяснить своим близким и уже начинаешь идти на какую-то войну — отстань от них, просто отстань, успокойся сам. Может быть, это разделение внутреннее останется навсегда, а может быть, они тоже смягчатся, и ты смягчишься. И постепенно вы друг друга поймете, и придете к какому-то согласию. Но ругаться-то зачем?
Вот что нужно не любить в мире — ложь, ругань и дьявольские козни.
А сам прекрасный Божий мир достоин любви, благодарности и преклонения. Он — источник нашей жизни, он — источник нашего восторга, он — источник красоты. Он преобразится в вечности. В нем сгорит все, что от дьявола, и останется все, что от Бога.
Не будем самопроизвольно – это мне нравится, а это не нравится, это я буду любить, а это не буду любить. Тут надо подходить с гораздо большей осторожностью, постоянно нужно следить, что — от Бога.
Аудиофайлы предоставлены «Библиотекой Предание»