Мне уже под пятьдесят. Всю жизнь я пашу — а денег нет. Работа с высокой зарплатой как будто от меня «убегает», хотя я знаю людей моей профессии, квалификации и опыта — они много зарабатывают. А я все время оказываюсь в ненужное время в ненужном месте… И как так относиться к деньгам, чтобы быть довольным своим материальным положением, а не мучиться, что их нет? Виктор
Надежда ЗАХАРОВА, менеджер по персоналу, психолог:
— Первый вопрос, который пришел мне на ум, когда я прочитала это письмо, был: «Почему, если эта тема действительно волнует читателя, это письмо такое короткое?» И подумалось, что либо этот вопрос присутствует в жизни человека в фоновом режиме («лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным»), либо как минимум есть некоторые проблемы в предъявлении себя. Например, человек стесняется говорить о себе или думает, что жаловаться на жизнь — это проявление недопустимой слабости. А ведь по сути процесс поиска работы в очень большой степени связан с умением заявить о себе. «Я не люблю, не умею себя хвалить» — иногда такой ответ можно услышать от человека, написавшего очень короткое резюме, из которого толком и понять-то невозможно, каковы же опыт и возможности потенциального сотрудника. Фактически это просто отсутствие опыта поиска работы, правильного разговора с работодателем, адекватного рассказа о себе. А ведь это навык, который можно тренировать. Я, например, всегда советую людям, которые не находятся в активном поиске работы, в случае, если им предлагают сходить на собеседование, не отказываться. Во-первых, появляется возможность посмотреть, как работают разные организации, — это всегда полезно, потому что расширяет наши представления о том, что и как происходит в этом мире. Во-вторых, это тренировка того самого навыка. И даже если не все такие встречи заканчиваются устройством на работу, вы тренируетесь в том, чтобы понимать, что нравится и нужно вам, а также в том, чтобы строить предположения, почему вы подошли или не подошли потенциальному работодателю? А это уже возможность получить ответ на вопрос, почему хорошая работа «убегает» от вас.
Но, безусловно, у подобных ситуаций могут быть другие, более глубокие корни. Во-первых, это уровень потребностей и мотивации. Мы можем двигаться куда-то только в том случае, если у нас есть мотив. Он в данной конкретной ситуации может быть очень разным: нужны деньги на что-то важное для семьи, хочется поехать на другой конец света, очень хочется соответствовать своим представлениям о том уровне дохода, который в нашем круге считается «нормальным». Если мотива нет, то изменениям в вашей жизни незачем случаться, вы не будете вкладывать достаточное количество сил и времени в то, чтобы искать что-то новое для себя. Второй уровень можно отнести к совокупности всего вашего жизненного опыта. Мне нравится идея, которую я прочитала в книге психолога Вячеслава Гусева «Средство от бедности». С его точки зрения, практически любое обязательство, которое мы берем на себя, имеет денежный эквивалент. Например, если мы чувствуем вину за то, что мало времени проводим с ребенком, то можем подменять проявление внимания дорогими подарками. Он говорит о том, что ощущение бедности, нехватки денег может овладеть человеком, если уровень его дохода меньше, чем денежный эквивалент всех обязательств, которые он несет. И можно проанализировать этот аспект, связанный с «моральными долгами», что накопились за всю нашу жизнь. Возможно, осознание того, что не все из них мы сможем «оплатить» и что не все они должны быть оплачены деньгами, поможет лучше понять, что именно влияет на ваше ощущение нехватки денег.
Еще один уровень сложно назвать строго психологическим, но он, безусловно, сильно влияет на то, какую жизненную стратегию человек реализует. Он связан с тем, как складываются судьбы в нашей семье, какие приоритеты и жизненные цели в ней присутствуют. Схемы поведения, которые мы непосредственно наблюдаем у своих родителей и близких, нами усваиваются и воспроизводятся бессознательно. Существует теория, согласно которой на нас оказывают подобное влияние и какие-то важные моменты в судьбах наших родных. Например, если с кем-то из родственников произошло трагическое событие из-за денег, кто-то из потомков может бессознательно избегать ситуаций, связанных с деньгами. Еще одним важным постулатом в этой теории является то, что вся наша жизнь пронизана невидимыми связями, и такие факты, как неудачный поиск работы или нехватка денег, могут быть следствием нарушения отношений внутри семейной системы. Например, если ребенок в детстве не получил достаточно внимания, заботы и безопасности от родителей, то в дальнейшем ему может быть сложно как принимать любовь других людей, так и в целом принимать какие-то блага от жизни, в том числе материальные.
Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области:
— Почти треть жизни уходит у нас на работу, на зарабатывание денег. И сколько душевных сил отнимает у нас работа! А деньги все равно исчезают. Если же нет, то деньги остаются, но зато мы исчезаем. Третьего не дано. «Скучно на этом свете, господа!», как сказал Гоголь.
Но на самом деле христианин вообще не должен работать. Христианин должен только служить. Слова апостола Петра: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2: 9) — обращены ко всем христианам, ко всем нам. Значит, все мы — священники Божии и все призваны к служению, а не к работе. Под служением обычно понимают лишь немногие виды человеческой деятельности: принадлежность к священной иерархии, воинское служение, врачебная и преподавательская деятельность. Но в действительности любое дело — служение Богу, если я делаю его ради Бога, как послушание воле Божией.
Конечно, есть иерархия человеческих занятий. Поэтому «высокое служение учителя» звучит естественно, а «высокое служение дворника» произносится только с иронией. Но эта иерархия внешняя. А с внутренней, духовной точки зрения, если Бог благословил мне служить в алтаре, то это — мой путь, по нему мне нужно идти, на нем я обрету благодать. Но если Бог благословляет человеку всю жизнь просить милостыню, а быть нищим — самая низкая из деятельностей (греховные деятельности вообще вне иерархии), то суть остается той же. Если нищий смирится и примет свою судьбу как Божие благословение, то и на этом пути он обретет благодать. «Царь и воин, богатый и убогий — в равном достоинстве или прославится, или постыдится» — поет святая Церковь.
Кажется, блаженной памяти отец Иоанн Крестьянкин вспоминал, что в советском концлагере, где он много лет чистил отхожие места, ему так легко было молиться, как никогда уже после освобождения. Поэтому не заработка нужно искать, а нужно искать свой жизненный путь. Сначала, естественно, нужно выбирать то, к чему лежит душа. И если «открывается дверь», то идти по своей дороге, благодаря Бога и храня заповеди Его. А если не «открывается», то в самом этом можно и нужно видеть волю Божию. Значит, мой путь в том и состоит, чтобы потерпеть — временно, а может быть и всю жизнь, — нелюбимое дело.
Но бывает, что нужны-таки именно деньги. Скажем, у талантливого школьного учителя пошли дети один за другим. Жена с ними дома, не работает, материально поддержать некому. Приходится уходить из любимой школы туда, где можно заработать. Но и в этом верующий человек увидит промысел Божий. Если он со смирением примет это, то Бог благословит и его, и семью его, и оставленных им школьников не забудет. Работа может быть скучной, но тому, кто предал себя на служение Богу, на исполнение воли Божией, тому скучно не бывает.
Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»:
— Cетования в письме очень похожи на сетования некоторых современных людей, которые говорят: «Не на ком жениться!» Но это ведь не значит, что действительно не на ком, это значит, что что-то не стыкуется: либо завышенные ожидания, несоответствие «товара и купца», либо неадекватная оценка себя и того, на что ты претендуешь. Так и с работой. Человеку может казаться, что он работник не хуже, чем коллега, а получает меньше. Но он может заблуждаться насчет себя. Как говорили святые отцы, увидевший себя — выше, чем тот, кто увидел ангелов.
Или человек может совершать поступки, которые очень влияют на отсутствие карьерного роста. К примеру, в любом коллективе время от времени сотруднику приходится выполнять более ответственную работу, чем он делает, — в случае болезни кого-то из коллег, например. И именно по таким ситуациям начальник судит, можно ли человеку поручить что-то более сложное (что нередко сопряжено и с повышением зарплаты). А человек и не заметил, что не справился.
Бывает, что человек стучится не в ту дверь. Может, он был бы прекрасным токарем или замечательным водителем и там имел бы нормальный достаток. Или пошел бы после школы не в институт, потому что это «престижно» (но не нужно тебе — экзамены все равно за деньги будешь сдавать), а на бензоколонку работать или подмастерьем в автосервис, — глядишь, к 30 годам имел бы уже свой бизнес! А он сетует, что мало зарабатывает, будучи журналистом в православном издании. Как говорит апостол Павел, блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает (Рим. 14:22). Нужны деньги — иди зарабатывай, нужна любимая работа — работай. И хватит мучиться! Если человек чувствует себя неудачником, есть два варианта: либо стать удачником, либо отсекать эти мысли, как отсекают блудные и хульные помыслы.
Вообще, поговорка, которой часто упрекают небогатых и неуспешных людей: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный» возникла в момент разрушения СССР. Но психология русского человека — общинная, не капиталистическая. Идея личной конкуренции, своей собственной карьеры до сих пор для большинства людей чужда. А вот идея «делай что должно и будь что будет» — близка русскому сердцу. Человек в идеале, если уж совсем высоко смотреть, должен делать дело Божие, то есть то, которое дал ему Господь. А дело может приносить деньги, а может не приносить. Это уже от Господа.
Но ругать деньги я бы не стал. Деньги — это ресурс. Такой же, как время, здоровье. Ресурса много не бывает никогда. Но для христианина всегда главным и определяющим является вопрос не о ресурсах — а о мотивах, целях и методах. Два монаха шли по пустыне и увидели мешок с золотом. Один перешагнул и пошел дальше — другой подобрал и построил богадельню. И их подвиги были признаны равными.
И еще важно понимать: мы с вами живем в эпоху, когда большинство наших потребностей специально сконструированы. Вы посмотрите, как жил миллионер сто лет назад. У него не было и пятой части того, что есть у современного обычного человека. Ведь даже холодильники совсем недавно появились в нашей жизни, а сегодня человек без холодильника уже будет ощущать себя обделенным. Человечество за XX век придумало столько новых потребностей! Потребностей, которые на самом деле ими не являются. Значит, вполне можно от чего-то отказаться. Только понять, от чего и ради чего.