«Не перегружайтесь» и «не трудитесь больше восьми часов» — почему эти советы не работают? Алена Владимирская
Фото: Freepik
Фото: Freepik
Год без отпуска и один выходной в неделю — это реальность для многих людей. Советы «работать меньше» и «подумать о балансе карьеры и личной жизни» их только раздражают, потому что изменить ситуацию не всегда возможно. Как работать в режиме высокой нагрузки? Публикуем фрагмент из книги рекрутера Алены Владимирской «Уставшие», которая недавно вышла в издательстве «Бомбора».

Перегрузки — это реальность

В классических учебниках по выгоранию первой его стадией называют усталость. Но, если это так, — мы все обречены. Работать и не утомляться невозможно. Отдыхать так, чтобы всегда быстро и качественно восстанавливаться — крайне сложно и дорого. Нам конец? Мы все умрем?

Я утверждаю, что перегрузки не приведут к карьерной усталости, если вы нашли в своей деятельности смыслы. К проблемам со здоровьем могут, к выгоранию — нет. Особенно если вы вменяемый человек и понимаете, что надо периодически расслабляться. Главное — держать в голове, что вы работаете не для того, чтобы перенапрягаться. А чтобы быстрее и лучше сделать нечто для вас важное.

Вспомните, как вы трудились на интересном проекте по 12 часов ежедневно и оставались веселы, энергичны и счастливы. Это обязательно случалось в вашей жизни хоть один раз. И тут обычно говорят: «Ну, это было в молодости». Только причина не в ней. Вы также будете довольны в любом возрасте, если разглядите в работе значимый для себя смысл. Другой вопрос, что от перенапряжения вы можете заболеть. Но выгореть при наличии смыслов — не получится никогда.

Перегрузки, безусловно, помогают проверять смыслы на истинность. Они позволяют понять: «А так ли это мне нужно?» и «Делаем ли мы это правильно и с достаточным профессионализмом, если так перерабатываем?»

Когда я выгорела, начала очень активно читать книги об этом состоянии. В них давали «действенные» советы: «не перегружайтесь», «не трудитесь больше восьми часов», «не берите сверхурочные», «не выполняйте скучную работу», «корректируйте свою загрузку». Это очень правильные, но нереализуемые в найме рекомендации.

Наверное, авторы никогда не были сотрудниками корпораций. В смысле «откажитесь от неинтересных заданий»? Как это «не оставайтесь сверхурочно», когда и весь отдел, и начальник рисуют срочную презентацию для клиента? Что значит «не берите дополнительную работу», если руководитель велел немедленно что-то сделать? И как все это соотносится с советом «сами приоритизируйте свои задачи»?

Давайте перестанем говорить о несбыточном. Потолкуем о реальном: как поступать, если вы не начальник и вас перегружают? И при этом сейчас нет возможности или желания менять работу.

Алена Владимирская. Фото: Анна Данилова

Не делайте чужую работу

Если вы понимаете, почему перенапрягаетесь и внутренне на это соглашаетесь, даже если ворчите. Если это компенсировано, причем не обязательно деньгами, а, например, должностью, похвалой, интересным проектом в портфолио — главное, чтобы вас это вознаграждение устраивало. В этих случаях перегрузки неприятны, но не ведут к выгоранию. А вот если вы с ними не согласны и уволиться не можете, то ведут.

Задайте себе вопрос: а не работаю ли я больше, чем мои коллеги? Не перекладывают ли они свои обязанности на меня просто потому, что я позволяю им это делать? Если ваш ответ «да», то не давайте так поступать с собой!

Ладно, начальство свои задачи на вас перекинуть может. Это обидно, но жизненно. Но коллеги НЕ ДОЛЖНЫ так делать.

Прекратите вестись на просьбы: «Помоги, пожалуйста, с этим справишься только ты».

«Как?» — наверняка спросите вы. И я скажу: научитесь говорить «нет». Вежливо, но непреклонно. Я не буду учить вас этому — в интернете есть множество бесплатных тренингов и инструкций на эту тему. Просто воспользуйтесь ими и освойте этот навык.

Расскажу историю. После института Наташа год работала там, где в большом городе мечтает строить карьеру любой молодой специалист — в крупнейшей консалтинговой компании. Задач всегда было много, но однажды на нее свалился очень важный проект с неприятным клиентом. С тех пор исчезли выходные, а трудовой день ежедневно длился 14–16 часов.

— Это нормально, — говорили коллеги. — Мы все через это проходили. Так закаляется сталь, то есть именно так и становятся крутыми консультантами.

Наташа стиснула зубы и тащила проект. Она знала: еще два месяца, и он завершится. «Я молодая, здоровья хватит», — думала Наташа. А через три месяца у нее были намечены отпуск и… свадьба.

Недели за три до окончания проекта, когда силы у Наташи оказались на исходе, к ней подошла ее подруга Света.

— Наташа, у меня плохо получается работать с Excel. А ты в этом большой специалист. Помоги, пожалуйста, со сложным макросом.

Наташа ценила Свету. А еще знала, что у нее не очень хорошо обстоят дела — начальство Светой недовольно. Не факт, что девушка пройдет испытательный срок. Поэтому, несмотря на собственную загрузку, согласилась.

Макрос оказался труднее, чем предполагала Наташа. Вместо двух запланированных часов она занималась им пять. А потом ей пришлось вернуться к той части своего проекта, которую надо было закончить к утру. Поспать не вышло.

Перед работой Наташа глотнула кофе, почувствовала адскую боль и потеряла сознание. Очнулась в больнице уже после операции. «Случай очень тяжелый: прободение желудка. Но вы молодая, поэтому у организма сил много — и все прошло хорошо. Лежите, восстанавливайтесь!» — сообщил врач. Вот таким зверским способом тело уложило Наташу на отдых.

Выписавшись, она пришла ко мне со словами: «Я боюсь возвращаться в консалтинг. Он меня убивает!»

Ситуацию мы решили. Она уволилась и перешла в более спокойную фармацевтическую отрасль. Перед уходом она сформулировала кодекс стажера. И он совсем даже не про новичков, а про всех, на кого взваливают много работы.

Фото: freepik.com

Жизнь в режиме переработки: 10 правил

  1. Читай должностные инструкции. Прежде всего, занимайся теми задачами, которые обозначены в них. Платят тебе именно за это.
  2. Во вторую очередь выполняй поручения от начальства. Ты от него зависишь.
  3. Все остальные задачи проверяй с эгоистической позиции. Что тебе выгоднее — сделать их или поспать? Если выбираешь отдых и при этом не хочешь конфликта, то поблагодари за доверие. Найди причину, по которой отказываешь, и главное, перепасуй задание кому-то другому. Помни, что человек — существо социальное. Когда у тебя есть возможность — помоги коллеге. Он потом ответит тем же. Но всегда внимательно смотри: а выручил ли он тебя в такой же ситуации? Если нет, то никогда больше не трать на него время и силы.
  4. Тебя периодически будут проверять на прочность, подсовывая чужие задачи по принципу «а вдруг получится». Когда прилетает поручение, которое не отвечает первым двум пунктам — не хватайся за него немедленно. Даже если на тебя давят, что это важно и срочно. Выясни у окружающих: а кто тебе его дал и должен ли ты следовать указаниям этого человека. Зачастую выясняется, что это проявление офисной дедовщины. На нее всегда вежливое, но непреклонное нет.
  5. К каждой задаче, которую взял в работу, прибавляй треть дополнительного времени. Если тебе кажется, что ее можно выполнить за шесть часов, значит, в реальности ты справишься с ней за восемь.
  6. Большинство встреч, на которые тебя зовут, тебе не нужны. Научись использовать это время с пользой для себя. Но помни: печатать на компьютере или в телефоне много нельзя, иначе поймут, что ты занимаешься чем-то другим. Но можно мысленно решать, как выполнить ту или иную свою задачу. Или просто отдыхать. А еще вполне допустимо в середине совещания выйти — никто не запретит тебе отлучиться в туалет. А за это время ты спокойно справишься с парочкой дел. Так сократится бессмысленная трата времени.
  7. Ставь в свой календарь не только внешние встречи, но и внутренние задачи. Надо создать презентацию? — Закрой нужные тебе часы в календаре, чтобы не наслаивались другие дела. Даже обед добавляй. Так ты поймешь свою реальную загрузку, а не только хронометраж встреч. Это правило я выделила специально, ведь ему практически никто не следует, а оно очень важное. Я и сама однажды обнаружила, что ежедневно работаю по 13 часов. И прекратила так делать.
  8. Если в отделе все постоянно перегружены, то это значит, что в компании в целом или у твоего руководителя в частности беда с организацией бизнес-процессов. Это плохая новость — бардак и твое перенапряжение в этом случае будут только расти. Но можно взять инициативу в свои руки. Вероятнее всего, твое публичное предложение изменить процессы ни к чему хорошему не приведет. Как минимум, его будут год обдумывать и включат тебя в группу обсуждений. То есть у тебя появится еще больше бессмысленных совещаний. Как максимум — твой начальник обидится, и вы станете врагами. Поэтому постарайся оптимизировать работу «снизу» сам, где возможно. Для этого хорошо объединяться с такими же страдающими от перегруза сотрудниками. Так у вас получится в рамках своего подразделения усовершенствовать многое и быстро.
  9. Трать время и силы на оптимизацию своего труда. Это твоя жизнь — не жди милостей от компании. Хорошо освой Excel, используй искусственный интеллект, узнай, какие приложения и другие изобретения могут помочь конкретно в твоей работе и на твоей должности. Если организация не хочет тебя этому учить, потрать на подготовку свои деньги.

Прочитав этот кодекс, мой партнер по бизнесу Сергей добавил еще один пункт:

10. «Приоритизируй задачи. На какой вопрос каждое утро должен отвечать себе хороший менеджер? — ЧТО Я СЕГОДНЯ НЕ СДЕЛАЮ. Это не про отсутствие обязательности. Это про распределение дел по степени важности.

Всему есть предел

Запомните три простых правила. Здоровый взрослый человек может:

  • работать в режиме перегрузки три месяца. Это больше восьми, но меньше 12 часов в день;
  • трудиться в офисе без отпуска год;
  • работать без выходных месяц. С одним выходным — до полугода.

Откуда эти цифры? Из опроса той же группы уставших, в которую, напомню, вошли около 200 участников. Также я задала вопрос коллегам, которые много перерабатывали: «Когда вы почувствовали настолько сильную перегрузку, что стали опасаться за свое физическое состояние?» Все они назвали примерно те же сроки. «Если трудиться в таком режиме дольше, — говорили они, — начинает “сыпаться” здоровье. Ухудшается зрение, появляются проблемы с сердцем, мигрени, перепады давления». Ну и все отметили нарушения сна и ослабление памяти.

Надо ли столько работать? Вопрос сложный. Все опять же зависит от ваших смыслов.

Вот я сейчас пишу книгу. И одновременно выполняю свои привычные задачи: занимаюсь рекрутингом, выступаю, провожу консультации. В среднем это отнимает по 11 часов ежедневно, кроме одного выходного. Но я знаю, что такой режим будет продолжаться в моей жизни четыре месяца. И он важен для меня — он помогает достичь нового смысла. Поэтому я на него соглашаюсь.

Надо ли трудиться по такому графику долго? Или даже бессмысленно, если вам его просто навязали? Конечно, нет. Оптимизируйте свои дела по «кодексу стажера» или меняйте компанию.

И еще. Если вы пожизненный трудоголик, то должны знать: вы за своим рабочим усердием от чего-то прячетесь. Не всегда это плохо. Например, я благодаря этому выживала, потеряв близкого человека.

Трудоголизм на определенный срок с очевидной целью — это нормально. Но если вы трудоголик всегда — это невыгодная для вас стратегия.

Во-первых, повторюсь, вы от чего-то прячетесь. А это всегда нехорошо. Во-вторых, вы живете чужой жизнью.

У меня есть приятельница, которая постоянно говорит, что ее начальник неправильно использует свой склад. Она размышляет об этом день и ночь. А он точно столько времени этому не уделяет. Зато охотно «ездит» на ее трудоголизме, перекидывая на нее не только задачи, но и ответственность. Моя знакомая давно уже «псевдособственник» бизнеса. Почему «псевдо»? Да потому что однажды босс продаст этот склад. Думаете, он поделится деньгами? Сильно сомневаюсь. Ну, возможно, выпишет незначительную премию. А сам положит в карман миллионы долларов. И приятельница, вероятнее всего, окажется не у дел: новый руководитель — новая команда управленцев. Она останется с пошатнувшимся здоровьем из-за такой работы. И абсолютно точно выгорит и от обиды, и от потери смысла, которым зачем-то назначила чужой бизнес.

К сожалению, «псевдособственников» очень много. И всегда это ощущение в них поощряют сами владельцы компаний, ведь такие люди крайне удобны. Они работают день и ночь, увеличивая капитализацию бизнеса, который потом выгодно продает реальный собственник. То есть один уходит с деньгами, а второй — с усталостью.

Какой тут дать совет? ПРОСТО НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК! Вы же взрослый человек. Контролируйте ваши отношения с работодателем, с чужим предприятием. А также уделяйте внимание вашим страхам, заменам и психологическому состоянию. И тогда не будет у вас выгорания по этой причине.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.