«Не переставайте считать себя алкоголиком». Что нужно больному вместо ярлыка и нашего приговора
Не секрет, наверное, но почти всегда на исповеди или же просто в дни дежурства в храме любой священник встречает человека, который приходит ему рассказать об одной страшной беде. Эта беда – алкогольная зависимость.
Тяжелая болезнь, которая в чем-то похожа даже на одержимость, когда и самая малая доза употребленного алкоголя способна вывести человека из реальности на несколько дней, недель, а то и месяцев, когда, подчинившись непреодолимой тяге, он приводит себя в состояние утраты контроля над своими поступками, мыслями и решениями, замкнувшись в себе, теряет связь с близкими людьми, да и вообще с окружающим миром, попадая в адское колесо запоев и тяжелого одиночества.
Чаще всего, конечно, приходят родственники тех, кто страдает алкогольной зависимостью, не найдя никаких решений, измучившись и отчаявшись что-либо сделать, они идут в храм, иногда как в самое последнее место надежды. Так бывает, когда их пьющий родственник отказывается признать свою болезнь и не желает обращаться за медицинской помощью, не хочет что-то менять, продолжая свою муку и приводя своих близких в почти такое же беспомощное и болезненное состояние. Это горькая правда: болен не только страдающий зависимостью, заболевают и страдают вместе с ним и те, кто пытается всеми силами помочь ему, вытащить из этой ямы, спасти. И разница лишь только в источниках их болезни. Один страдает от яда, который парализует его волю, способность и желание жить, другой – от этого человека. Зависимость и созависимость очень часто идут рука об руку.
Мне как-то вспомнился смешной рисунок «Митьков», сюжет которого заключался в спасении ими – «Митьками» – пивного ларька от «общества трезвости». Этот день не о сухом законе, не о поголовном закрытии алкомаркетов и выведении алкогольной продукции за пределы обычных магазинов. Это невозможно.
Хотя справедливости ради стоит заметить, что с учетом того, как и сколько в нашей стране пьют, пять или шесть алкомаркетов на квартал, не считая замаскированные под кафе бары и шинки – это явная охота на людей. Ну, это если бы как в заводь или омут во время нереста бросить сеть. Сравнение неудачное, наверное, но, когда общаешься с людьми, видя и зависимых, и созависимых, складывается ощущение, что хозяева маркетов или баров вполне себе в курсе проблемы и просто пришли на рыбное место с динамитом. С таким же успехом можно открывать центры реабилитации под шефством винно-водочных заводов.
Абсолютную трезвость и поголовный отказ от алкоголя невозможно навязать. Все мы помним штурмы магазинов в 11 утра и кефирные свадьбы. Опять же потому, что огромное количество людей приобретают алкоголь на праздники, употребляют его редко и вообще не имеют никаких пристрастий и побочных последствий. Здесь разговор о том, КОМУ пить не стоит, и не просто не стоит, а действительно нельзя. И общества трезвости в данной ситуации – это не ОМОН против пивных ларьков, а скорее сигнал о том, что среди нас, живущих здесь и сейчас, очень много людей, страдающих тяжелым и страшным заболеванием.
Поэтому нередко бывает так, что я советую человеку, чей родственник болен алкоголизмом, немедленно оставить всякие попытки борьбы с ним и его болезнью и начать молиться. О заболевшем и о себе самом. Но, разумеется, этим наш разговор не заканчивается. Обычно я советую человеку начать получать хотя бы самые простые сведения о том, с чем он имеет дело. И тут, конечно же, лучше всего обратиться к специалисту. Это может быть психотерапевт, нарколог, это могут быть психологи, специалисты, которые имеют хоть какое-то отношение к проблеме зависимости/созависимости. Сейчас такая возможность существует.
Но самое важное, наверное, понять, что алкоголизм – это очень серьезное заболевание. Не распущенность, не следствие плохого воспитания, не результат безнравственной жизни, а именно болезнь, которая могла человеку достаться генетически и была запущена в действие уже тогда, когда он впервые в жизни вообще выпил. И уже потом все его недостатки и проступки – это скорее следствие того, что он болен.
Образ алкоголика в нашем обществе скорее стереотипен. Это забулдыга, немытый, нечесаный, грязный и опустившийся. Но это далеко не так.
Этот рисунок с натуры, скорее всего, уже пример стадии невозврата, перед которым были пройдены многие этапы и круги этого заболевания. Алкоголики бывают разными, и это заболевание не разбирается в классах и статусах. Пути, приведшие человека к алкоголизму, могут быть также очень разными. И корни его тоже.
Бытует мнение, особенно в церковных кругах, что алкогольная зависимость – это результат какого-то давнего нераскаянного греха. Но с таким же успехом, наверное, и любая другая болезнь может быть следствием греха. А с учетом последствий первородного греха эта логика и вовсе неубиваема. Но в этом случае на земле, наверное, просто не было бы неалкоголиков. Потому что согрешили все и все мы, в общем, болеем, стареем и умираем. Здесь все не совсем просто. И найти ответ на все вопросы самому очень сложно. Потому что с зависимостью невозможно бороться в одиночестве. А учитывая фактор того, насколько сильно отрицание этой болезни у зависимых, непризнание в итоге приводит к одиночеству и замкнутости и все в конце концов словно бы закольцовывается.
То, насколько сильно отрицание, можно хотя бы сравнить с любой другой болезнью. Аллергия на мед или варенье человеку, который этой аллергией страдает, совершенно ясно укажет – мне это нельзя. Он согласится. С алкоголем все сложнее. Человек будет очень долго оправдывать то, что с ним происходит, разными доводами. Будет оправдывать, пока не достигнет своего дна или не понесет серьезные потери. Пока в его жизни не наступит хаос и кромешный ад. Кому-то этого удается избежать, кто-то же дотягивает до самого дна и погибает, не желая быть честным к самому себе.
Это очень и очень большая и страшная беда. Но еще страшнее то, что в наших реалиях и в нашем обществе об этом реже всего говорят как о болезни и не относятся соответственно. Родственники ругаются и скандалят, требуют не быть тряпкой и привести себя в порядок, разумеется отсюда же и репутационные потери, утрата социальных связей, потеря работы и в итоге – одиночество. А оно – самый расчудесный собутыльник. А алкоголик рядом с вами может быть и вовсе незаметен как алкоголик. Опять же потому, что все мы чаще всего в плену стереотипов.
Это, возможно, очень хороший человек, порядочный и общительный, отзывчивый и исключительно добрый. Нет? А таковые есть. Есть люди, которые однажды, увидев кошмар и дно своей болезни, сделали шаги для того, чтобы навсегда изменить свою жизнь. И они не перестали считать себя алкоголиками, как не перестают себя считать диабетиками диабетики, аллергиками аллергики. Просто потому, что они признали себя больными. Нет, не повесили статус на груди, а признали себя заболевшими и приняли решение изменить свою жизнь. Очень важно, болея, признавать себя больным. Но не менее важно и то, чтобы атмосфера вокруг тоже хоть немного изменилась.
Возможно, именно в этот день имеет смысл задуматься, что, видя на улице, в своем окружении, на работе или, упаси Бог, дома страдающего алкоголизмом человека, важно не вывешивать ему ярлык или подписывать приговор, но попытаться увидеть именно страдающего, больного человека. Человека, которому важны не увещевания и угрозы, не призывы, а именно информация о том, что с ним происходит. Доступная и простая. И нет, не принесение себя в жертву ради его трезвости, а, возможно, долгий и серьезный, а самое главное – спокойный разговор об очень опасной и страшной болезни. И, возможно, этот разговор у него должен состояться не с вами.
Очень многие из тех, кто страдает алкоголизмом, совершенно искренне ищут ответ на этот вопрос. И, к счастью, ответы они находят.
И инструменты здесь в общем-то совсем не сложные: желание бросить пить и предельная честность к себе. Нет, не с понедельника. А только сегодня.
Именно это послужило фундаментом настоящего чуда для многих отчаявшихся. Чудо это простое – трезвость. Так немного для повседневности, но так важно для тех, у кого эта повседневность многие годы была адом.
Важно не оставаться одному.
И хорошо бы, конечно, в этот день постараться вознести молитву о тех, кто страдает. Это то, что мы реально можем для них. Но эта молитва важна именно потому, что она есть не просто воззвание о болеющем, но призвание силы Божьей и Света Его в жизнь этого человека. Чтобы ему открылось. Чтобы жизнь реальная, но не существование в измененном состоянии сознания была для него смыслом и целью. А обман, каким бы он ни был, все равно рано или поздно уйдет. И важно, чтобы это было не поздно.
Фото: rawpixel.com