Не превращайте чтение в правило!
Помимо пищи телесной во время поста очень важна пища духовная — молитва, богослужение. К духовному, конечно же, можно отнести и чтение.
Для начала, наверное, к душевному. Поначалу человек приобретает опыт чтения для душевной радости, душевного успокоения и настроения. Такое состояние даётся ещё ребёнку при чтении детских сказок, потом — повестей, рассказов, романов. Когда человек возрастает, он ищет уже то, что ему нравится.
В слове «нравится» чётко выявляется корень «нрав». Человек делает то, что ему «по нраву». Но нрав часто уводит нас от духовного, от Бога, от цели, от веры.
Нраву нельзя поддаваться. Нрав ребёнка есть проявление естества, природы, а нрав человека взрослого — часто проявление его привычек, душевных несовершенств. Таким образом, если человек старается жить по-христиански, он должен с этим нравом разобраться. Этот нрав, употреблённый неправильно, будет мешать человеку в духовной жизни.
Чтение и внимание к этому чтению есть способ исправления нрава. Чтение духовной литературы подразумевает чтение Евангелия, других книг Священного Писания.
Для того, кто не раз прошёл круг евангельского чтения, уже понятны высокие истины, близки эти понятия. Ему кажется, что можно двигаться дальше.
Между тем, в Священном Писании есть то, что скрыто от нас — может быть, не окончательно. И нужно пытаться открывать это чтением Псалтири — как молитвенного правила, чтением Ветхого Завета — пророческих и исторических книг.
Они помогают человеку разобраться в очень многих вопросах духовной жизни. Там есть такие истины, которые открываются чистому сердцу и помогают ему воспринимать Евангелие более глубоко и осознанно.
Чтение Книги Деяний святых апостолов позволяет человеку, который, может быть, никогда не читал и не прочтёт учебников, разобраться в истории Церкви. Эта книга написана Духом Святым через апостолов и, если мы попытаемся проникнуть в те истины, которые открываются через неё, она тоже станет для нас важным опытом духовной жизни.
Не надо делать из чтения только правила. Не надо делать из него открытия духовных истин. Истины открываются человеку постепенно. Читайте — и через это внимание, через это малое откровение попытайтесь понять, что хочет сказать Господь именно сейчас вам лично.
Малое — потому что лучше читать понемногу. Глава, или пол-главы, или даже одно зачало из обычного церковного разделения — достаточно для того, чтобы в данный момент принять то Слово, которое Сам Бог сейчас хочет вам сказать.
Итак, не ищите только лишь исполнения правила, но ищите откровения, которое Господь даёт Вам в данный момент.
В чтении Святых Отцов тоже нужно найти для себя утешение. Может быть, это будет странным — ведь Святые Отцы пишут достаточно строгие для нас книги, в которых мы открываем глубину нашего отпадения от Бога, нашей страсти. В чём же утешение?
А утешение в том, что человеку открывается, что он может стать лучше. Он реально может стать таким, каким Господь его задумал и хочет видеть. И через это отношение мы видим, как наше желание стать лучше и наше стремление в борьбе с грехом соединяются в слове Божием — и получается результат. Тот результат, которого мы все ждём и, к огромной радости, когда мы сделаем мало — получаем много.