И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чтó Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Лк. 8: 26—39
Христос приходит в Гадаринскую страну и находит бесноватого, который много лет был одержим бесами, причем в такой степени, которая нам мало известна. Его заковывали в цепи, он их разрывал и убегал. Он не одевался в одежду и жил не в доме, а в гробах. Гроб — это пещера, в которую очень трудно пробраться — ее заваливают большими камнями. Вот в таком гробу жил гадаринский бесноватый.
Спаситель, видя его страдания, исцеляет бесноватого. На первый взгляд — против его желания. Тот ведь не говорит: «Исцели» или «Помоги». Он не может сказать: «Помоги», — потому что это «помоги» не идет из глотки, которая лапой сатанинской схвачена и удержана. Но это внутреннее «помоги» Спаситель почувствовал без слов, потому что для человека естественно не быть во власти бесов, а быть во власти Божией, которая вовсе не есть власть в нашем человеческом значении повеления и приказа, но властное желание и радость быть с любимым.
Христос изгоняет бесов. И вот «немощные дерзости» бесовские: бесы пытаются обмануть Христа. Появилась, как им показалось, возможность сыграть с Христом. Не желая, чтобы он отправил их в бездну, они просят направить себя в свиное стадо — как если бы оказавшись в этом свином стаде, они не привели неповинную скотину к гибели.
Бесы не могут себя поменять. Бес, даже полагая, что он поступит иначе, всегда стремится к бездне, к небытию. Святые отцы говорят о меональности зла, о небытийственности зла: его не существует, зло — это вакуум добра. И бесы бросаются в бездну и утопают вместе со стадом свиней, как им и было предназначено. Бесы представили себе, будто Христос не знает, что с ними случится. Нелепая, абсолютно бесовская попытка поставить Господа в неловкое положение.
У Христа нет согласия с сатаной. Апостол риторически вопрошает: Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6: 14—15).
Поэтому, когда мы слышим грубые или тонкие, прямые или косвенные намеки на нравственный компромисс, мы всегда должны знать, что речь идет о том, чтобы сбросить нас в бездну.
Что бы нам ни говорили, как бы нас ни убеждали, какие бы песни нам ни пелись, когда предлагают так или иначе отступить от Христа, нас ведут к бездне.
Были в Гадаринской стране и другие люди, которых впрямую не коснулось происшествие с бесноватым. Они — свидетели, но свидетели недобрые, не желающие, чтобы их коснулся Христос, потому что, если Он коснется, что же будет со всеми остальными свиными стадами? Увидев происшедшее, они просят, чтобы Он ушел. Им — а все эти люди верующие, потому что не было людей неверующих, — не нужен Живой Бог, такой непредсказуемый, такой подлинный, такой настоящий. Им нужен «бог в коробочке», не требовательный, подтверждающий правоту того, что они делают. Но такого Бога нет. Такими бывают ложные боги, на которых ополчается Спаситель.
Каждый евангельский отрывок, который мы читаем или слышим за службой, обязательно почему-то — всегда так бывает — относится к тому моменту, в котором мы с вами живем, он очень важен именно сейчас для каждого из нас. И всегда нужно думать о том, почему именно этот евангельский текст я сегодня улучил за службой или прочел дома. Сегодня нам это говорится для того, чтобы мы не были безразличны. Чтобы не просили Христа уйти, чтобы не были злыми свидетелями, а стояли на страже своей души, не давая туда войти демонам. Потому что впускаем мы, а выгонять придется Христу ценой Своей бесценной Крови.
Когда одержимый видит Христа, он — то есть, конечно, не он, а тот легион бесов, которым он одержим, — Его спрашивает: чтó Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Потому что появление света и правды очищает душу человека, который прикасается к этой правде, и губительно для сатаны. Обратим внимание, что бесы называют Христа Иисусом, Сыном Бога Всевышнего. Но для них это называние, это признание мучительно: они бросают оземь человека, устами которого признают Иисуса Сыном Божиим.
И вот Христос изгоняет легион бесов. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус. Проповедуя, он тем самым называет Его Богом. Он желал бы остаться с Ним, с Тем, Кто его исцелил. Но Тот, Кто его исцелил, велит ему идти и рассказать, что сотворил ему Бог. И человек идет и с радостным усердием не только в доме своем, как было ему сказано, но и по всему городу говорит о милости Божией и об Иисусе как о Боге. А ведь Христос не сказал ему: «Я — Бог». Он не сказал даже: «Да, я Иисус — сын Бога Всевышнего». Он просто сделал то, что мог сделать только Бог. И человек, освобожденный Им от бесов, радостно, а не с мукой, как прежде, когда им владели бесы, Бога в Нем узнает.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»