«Я исписал 15 тетрадей задачами по математике». Лайфхаки Артема Дмитриева, который получил 300 баллов
«Читаешь задачу и не понимаешь, как нарисовать картинку»
— Как ты определялся с предметами для ЕГЭ? Почему физика и математика?
— Я выбирал их методом исключения. В 9-м классе я сдавал русский, математику, физику и биологию. Но потом биология отпала. Она мне нравилась, но с ней, очевидно, пришлось бы сдавать химию и поступать в медицинский, а я туда совсем не хотел.
Поэтому оставалась физика. Только потом понял, что техническое направление — мое. Может быть, я полюбил его в процессе, но теперь уже не представляю себя в чем-то другом.
Артём учился в школе №1 г. Можайска (Московская область).
— С чего ты начал готовиться и когда?
— В 9-м классе, когда закончились одни экзамены, я стал думать про другие. Первый год занимался с репетиторами, но к 11-му классу прогресс остановился. Мне чего-то не хватало, и я перешел на онлайн-курсы. Выбирал их по совету друга, который прилично, на 86 баллов, сдал математику. Для прошлого года это хороший результат, потому что задачи по планиметрии, стереометрии были мегасложные — я их потом все прорешал.
— Тебя не испугал масштаб?
— Когда без подготовки в первый раз читаешь такую задачу, ты даже не понимаешь, как нарисовать картинку. И только через несколько месяцев начинаешь ориентироваться в том, что делать, какие теоремы использовать, как оформлять.
Даже если ты круглый отличник и знаешь школьную математику, это не сильно поможет. Конечно, первую часть и парочку номеров из второй ты заберешь, но не больше, и то если отточишь и не заволнуешься на самом экзамене. То есть школьная программа даст баллов 60–70.
Некоторые почему боятся ЕГЭ и не идут в сложные задачи? Они думают, что там что-то сверхъестественное. Но попробуй разбери хотя бы одну задачу или посмотри один вебинар — пусть даже он будет в открытом доступе.
15 тетрадей по математике
— Страшные задачи второй части — реально ли там набить руку?
— Все задачи красивые! Последние номера бывают и олимпиадного уровня, но там как повезет. Я видел задачи, где используются теоремы, которые даже в вузе не сразу изучают. Их можно решить логически, но на экзамене ты вряд ли так быстро сообразишь, поэтому ты просто должен знать все идеи решения. Допустим, признак равноостаточности, делимость на 3-9, идея минимальной суммы… То есть ты запоминаешь не шаблоны, а именно идеи. В теории чисел несколько идей накидываешь — уже пункты «а» и «б» готовы. Пункт «в» обычно труднее.
— То есть если ты прорешал тысячу задач, это еще ничего не гарантирует.
— Нарешка помогает в номерах первой части и в начале второй (не берем стереометрию, для меня она была даже сложнее теории чисел). Нарешать номера второй части, тем более такие объемные, как параметры, не получится. Они все разные, в них невозможно попасть — нужны идеи.
Я исписал две с половиной тетради А4 на 96 листов по одним только параметрам, а всего по математике у меня 15 таких тетрадей. По моему опыту, если прийти на курс и год плотно заниматься, делать все домашки, можно вполне получить высокий балл.
— Что у тебя выходило на пробниках по математике?
— Я писал их регулярно в 11-м классе, потому что только тогда смог решать их полноценно. А до этого решал первую часть и какой-то номер из второй. Школьные пробники не считаю — все же учителя не эксперты ЕГЭ. Там нас проверяли по ответам, но проблема в том, что в решении могут оказаться ошибки, даже если ответ правильный.
Экспертная проверка была на курсах, иногда мне снимали баллы за ход решения и даже ставили нули, потому что я где-то накосячил, хотя ответ верный. В спешке я мог написать не ту букву, например. Мой самый лучший балл на пробнике — 98, причем пробник был повышенной сложности. Самый низкий — около 60, в 10-м классе. Так что за год я хорошо спрогрессировал.
Мама, папа и русский
— А как с физикой дела?
— Физике я полностью переучивался за год, тоже в онлайн-школе. Я понял, что школьные методы решения выглядят примерно так: выхватываешь куски — и никакой логики. На ЕГЭ это засчитывается. Но мне было уже неприятно так решать, когда я научился нормально. У меня в решении всегда много текста, я все пишу словами, все законы, и только где-нибудь в конце будет формула. Кстати, этого требуют правила оформления ФИПИ.
Поначалу я нагонял курс, потому что пришел в середине октября: смотрел вебинары в записи, чаще всего на удвоенной скорости. Преподаватель говорит медленно, вебинары идут часа по четыре, поэтому удобней ускорить. Я понимал, что курс рассчитан на год и, если я его пройду, буду подготовлен.
За неделю до экзамена проводили интенсив — 10 вебинаров по четыре часа. В день я смотрел минимум по два вебинара, к каждому делал домашку. На интенсиве мы все повторили, и получилось, что две задачи, которые разбирал преподаватель, выпали на ЕГЭ! Но и сам экзамен в этом году стал проще, потому что убрали некоторые номера.
— Тебе же наверняка было что-то непонятно. Кто в таких случаях помогал?
— Интересно, что за год я ни разу не обратился к кураторам. Не потому что было страшно им написать, а потому что не было нужды. К задачам есть подсказки, я по ним старался, если непонятно, разобраться. Если совсем ничего не понимал, пересматривал вебинар заново — задачи же в основном по вебинарам. Иногда отправлял эксперту на проверку, он делал пометки, показывал, чего не хватает.
— Что тебе больше по душе — физика или математика?
— Когда-то физика, когда-то математика. Они обе крутые, их нельзя сравнивать. Они как папа и мама. Меньше всех нравился русский.
— Почему? Самый простой экзамен.
— Вот в русском иногда приходится зубрить, возьмем те же ударения или словарные слова. Но здесь как раз работает система «прорешать тысячу заданий»: слова повторяются, ты набиваешь руку. Наверное, поэтому по русскому много стобалльников.
Везде, где можно увидеть систему, я пытался ее увидеть, у меня такой склад ума. Если уж совсем никакой закономерности, как с ударениями, запоминал как скороговорку или стишок. Допустим, «завидно — повидло».
Сочинение на ЕГЭ хорошо тем, что в нем есть система, это конструктор. Ставишь проблему, потом пишешь комментарий: первый аргумент из текста — вывод, второй аргумент из текста — вывод, связка. Потом позиция автора, своя позиция, вывод. Ты запоминаешь некоторые клише и просто добавляешь свои слова. Аргументы я приводил из литературы, мне так удобнее. У меня в запасе было около 20 произведений: «Капитанская дочка», «Отцы и дети», рассказы Чехова…
— «Война и мир»?
— Вот ее полностью не прочитал. А смысл тогда брать произведение? Конечно, я мог бы прочитать в интернете аргументы и зазубрить, но зачем?
Будильник по выходным
— Я смотрю на твои тетради и не понимаю, когда ты жил.
— Моя работоспособность зависит от того, насколько хорошо я отдыхаю. Иногда я не мог решить задачу, куда-нибудь уезжал и держал ее в голове. Бывало, на ходу придумывал решение. Я гулял с друзьями, ездил кататься на лыжах, даже пошел в спортзал! То есть нагрузка увеличилась, но я стал активней отдыхать. А раньше говорил: «У меня учеба, отстаньте».
Очень люблю горные лыжи. Катаюсь довольно неплохо, в этом году гид сказал, что я мог бы участвовать в соревнованиях по фрирайду. А второе хобби — рыбалка. Но не такая спокойная, с поплавком, когда птички поют, а на моторных лодках, например.
Все это не в ущерб учебе, конечно. В 11-м классе я начал ставить будильник даже на выходной. Старался сделать по максимуму утром, когда лучше думается. А под вечер выделял часок на прогулку или спорт, мог просто полежать. В среднем ложился плюс-минус в полночь и старался не засиживаться.
— У тебя не было выгорания, когда все эти тетради летели куда-нибудь в соседнюю комнату?
— Я горжусь своими тетрадями! Знаю, кто-то после ЕГЭ все сжигает, а я даже продать их не готов. Это мой труд, они мне пригодятся, когда буду повторять материал к вузу. У меня есть тетради для домашек, а есть для конспектов, там все развернуто, очень подробно.
Конечно, были моменты, когда не хотелось ничего делать. Но чтобы все бросить — нет. Я понимал, что зашел слишком далеко (смех). Так что я не жаловался. Ну только если параметр не получался. Последний месяц меня особенно поддерживала Настя (кивает на девушку за соседним столом).
— Твоя девушка?
— Да. Она тоже очень круто сдала экзамены, историю и английский.
— Значит, в 11-м классе есть время на личную жизнь, не все так печально.
— Зачем себя ограничивать? Да и не все же стремятся к 100 баллам. Я точно не стремился. Просто делал то, что от меня зависело.
— Здесь у кого-то просыпается чувство вины: я пошел гулять или лег спать пораньше, а мог бы лишний вебинар посмотреть.
— У меня такое было, и от этого правда очень трудно отделаться, особенно первое время. Остается только принять: да, я сейчас переживаю, потому что не учусь, а ведь мог бы. Но вот я сидел, учил, медленно соображал, делал ошибки. Сейчас отдохну — и тот же материал пройду в два раза быстрее.
Так что я ничего не терял, никуда не опаздывал, даже когда до ЕГЭ оставалось три дня. Кто-то начал бы паниковать, что не успел до конца пройти тему, но я понимал, что если сейчас напрягусь, то могу успеть. А если не успею — то и ничего страшного.
«Меня пару раз узнали продавщицы в магазине»
— В каком состоянии ты пришел на экзамены?
— Алкогольного опьянения.
— Оставлю это в интервью.
— Конечно! Ладно, шутка. Важнее всего перед экзаменами было успокоиться. Из-за волнения обычно случаются глупые ошибки, описки. Мой друг так потерял пару вторичных баллов — забыл в первой части перевести часы в минуты.
Я сказал себе: «Так, я готовился, на ЕГЭ не будет сюрпризов». Мне повезло с преподавателем по математике, он целый год заряжал нас, чтобы мы не боялись и не относились к задачам как к «гробам». На математике у меня вообще у одного в аудитории была линейка. «А вы чего линейку не взяли? Как планиметрию решать будете? Никто не собирается?»
Во второй части многим и правда хватает уравнений и неравенства — так называемый «джентльменский набор». В этом году он был совсем детский. Подарок, я считаю. Дальше надо было помучиться, но решаемо. Может быть, не все согласятся. Для меня стереометрия была легкая, а кто-то даже рисунок не сможет нарисовать.
На физике и математике я вообще справился быстро и потом проверял, сидел до последнего, пока не сказали положить ручки. Вот на русском словил паничку! Написал кусок сочинения — и не знал, как подобрать второй аргумент из текста. Как-то выкрутился. В такие моменты, возможно, надо просто посидеть или выйти подышать. Но я не выходил.
— Расскажи, как тебе приходили баллы.
— Русский и математика пришли в один день. Я открыл сайт, чтобы посмотреть русский (за него чуть-чуть переживал), но увидел и математику. Мы ехали в машине. Я держал телефон: «Мам, как думаешь, сколько?» — «Сколько?» — «Ну как ты думаешь?» — «Я не знаю!» — «Давай лучше остановись на обочине».
Я не рассчитывал на такие баллы, но вот по физике уже хотелось сотку. Преподаватель сказал, что физика — это святое. Она пришла, когда мы с друзьями садились в электричку. Я не слишком эмоциональный человек, поэтому от бурной радости из вагона не выбегал и на крышу не залезал.
— Ты сразу стал популярен.
— Да уж, меня пару раз узнали продавщицы в магазине: «А я тебя где-то видела!» После экзаменов мне позвонили из приемной губернатора. У нас в области было еще два трехсотбалльника, мы все думали поступать в Физтех, и нам организовали туда поездку. Мы вдвоем поехали на встречу с ректором (третий парень уже ездил до нас) и сразу оставили оригиналы.
Не ботаник
— Почему ты выбрал Физтех?
— Еще месяц назад я его критиковал, думая, что там учатся одни ботаники. Но потом съездил несколько раз, пообщался с ректором и понял, что там собирается вся физико-техническая мощь. Про запас я подавал документы в ВШЭ, в Бауманку, но в результате выбрал Физтех, это был мой высший приоритет.
— Чувствуешь себя ботаником? Таким классическим, в очках…
— Я все время в очках, даже на ЕГЭ в них был (надевает солнечные очки).
Не могу себя отнести к ботаникам. Я слышал, что учиться в Физтехе правда трудно. Но так и должно быть. Если легко, значит, ты недорабатываешь, чего-то недополучаешь от вуза. А новые знания критично нужны. Пока я все равно на школьном уровне, и у меня есть четыре года, чтобы прокачать голову. Если халявишь, тогда зачем туда поступать? Можно сразу идти работать.
— Насколько у вас высокий конкурс в этом году?
— Проходной балл на моем направлении — 304. Это минимальная планка. Поэтому ты должен был пободаться, даже если у тебя 300 баллов. Бюджетных мест около 90, около 90 ребят с правом БВИ, но некоторые потом перешли на другие направления.
Я набрал 310 баллов за счет олимпиад. У меня были дипломы регионального призера Всероса по биологии, русскому и обществознанию. Каждый диплом дает по 5 баллов, но максимум можно получить 10.
— Многие бросают все силы на ЕГЭ или олимпиады и не гонятся за золотой медалью, потому что трудно объять необъятное. Но у тебя и медаль, и олимпиады, и ЕГЭ.
— Все 11 лет я был отличником, хотя в последние два года расслабился. Учителя меня сильно не мучили, понимая, что я занят другими вещами.
Последние полгода все шло по накатанной.
До этого я старался, готовился, учил, зубрил… Нет, зубрил — неправильное слово. У меня не получается зубрить. Я люблю разбираться в сути. А зубрить не могу. Например, с историей было вообще тяжело — слишком большой объем. Я пытался придумывать ассоциации, но все равно надолго они в голове не задерживались.
— Почему ты сосредоточился на ЕГЭ, если так хорошо шли олимпиады?
— Я всегда ставил на ЕГЭ и в перечневых олимпиадах не участвовал. Конечно, они помогли бы, но ЕГЭ надежней. На олимпиады меня отправляли учителя. До 11-го класса я готовился, что-то читал дополнительно, а потом просто писал на остаточных знаниях. У меня не было цели забрать призера — я участвовал, потому что меня просили.
Самое интересное, что на олимпиаду по биологии я ездил с девочкой, которая в конце года сдала ЕГЭ по биологии на 95. Но на олимпиаде у меня было баллов чуть больше, хотя при этом я даже ничего не повторял. Не знаю, как так вышло.
Сом, Хоттабыч и удача
— Что бы ты хотел делать в будущем?
— Открыть свое дело, потому что это дает свободу, в том числе материальную. Но сначала, наверное, поработал бы в какой-нибудь компании, чтобы понять, как все устроено изнутри. В Физтехе учишься быстро ко всему адаптироваться, физика же все изучает в моделях. Разобрался в физике — разберешься и в остальном.
— Заметила, что ты очень рационален, у тебя все расписано, есть план: первое-второе-третье. А если помечтать?
— Помечтать?!
— Да, представь, что я привела старика Хоттабыча и он говорит: «Артем, три любых желания».
— Сложно…
— Что угодно, хоть собаку завести.
— У меня и так дома живут два больших паука-птицееда. За ними очень удобно ухаживать, их надо кормить всего раз в неделю: они запасаются и спокойно живут. Мне только такие животные подходят… Я же могу подумать?
— Да, пока не скажешь три желания, не отпущу.
— Боюсь, это будет что-то плоское, материальное.
— Почему нет?
— Тогда поучаствовать в какой-нибудь фрирайд-банде: они проводят междусобойчики, хотелось бы просто покататься с ребятами-единомышленниками. Но для этого не нужен Хоттабыч.
Миллион долларов на карту — тоже выполнимо… Пожалуй, мне не хватает терпения на книги. Я бы хотел больше читать, но мне этот процесс не нравится. Я больше люблю воспринимать информацию визуально. А взять книжку — даже книжку по бизнесу, саморазвитию — ленюсь. Так что я бы хотел научиться любить и понимать книги.
Еще в детстве у меня была мечта поймать сома на 100 килограммов. Сейчас вижу, что это трудно осуществить.
— Проще сдать ЕГЭ на 100.
— Чтобы сдать ЕГЭ, нужно много времени. А сом — дело удачи. Вот это вопрос к Хоттабычу. Удача — тоже важная вещь, но на экзамене я на нее особо не рассчитывал. Я готовился к тому, что будет сложно. Всегда лучше сделать больше, чтобы перестраховаться.
Фото: Юлия Иванова