Рассказывает игумен Зосима (Балин), наместник Свято-Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омской области:
Тридцать пожилых людей из крупного профилактория
В нашу обитель паломники приезжают ненадолго, чаще – на один день. По факту монастырь, в том числе – храм во имя святителя Николая, – местные туристические объекты, интересные, прежде всего, для туристов из Омска.
Какого-то напряжения и неудобства паломники нам не создают. Наоборот, у нас появляется дополнительная возможность сообщить им о вере, то есть получается некая миссионерская площадка.
Вот приехали люди. Мы можем их никак не встретить, ходить с суровыми лицами: «Ездят тут, мешают!» А можем – встретить. Привезли с экскурсией, допустим, из крупного профилактория тридцать пожилых людей.
Подходишь к ним, начинаешь общаться, у многих – свои проблемы, свои сложные вопросы.
У кого-то родственники покончили собой, у кого-то – другие скорби. Надо человека выслушать, поддержать, рассказать о том, сколь много может менять в жизни человека молитва за наших усопших. Получаются некие простые катехизаторские беседы.
Но когда такие беседы ведутся в рамках экскурсии, мне кажется, они всегда более плодотворны. Ведь они накладываются и на исторический рассказ, и на визуальное восприятие – «богословие в красках», безусловно, влияет на человека: росписи, иконы, сама атмосфера храма.
Все начинается просто как экскурсия, вполне светское мероприятие, которое незаметным образом, при хорошей должной подаче, может перерасти в духовную беседу, в миссионерское делание, в катехизаторскую встречу.
Но я вижу, что люди уходят из храма после этой экскурсии не только наполненные сухими знаниями, сухой информацией о храме и о том, что в нем происходит, но уже нередко они несут в сердце частички тепла и любви Божией, которую они во время этой экскурсии получили.
Главное, относиться к ним с любовью, а не как к «мешающему, раздражающему фактору».
Экскурсовод – монах, боевой офицер в отставке
Важно, если человек к своему делу экскурсовода относится именно как к послушанию и не просто отбарабанивает какую-то информацию о храме, о монастыре, а старается более вдумчиво работать с людьми.
Сейчас экскурсии проводит наш благочинный, монах Николай (Лисицын). Он боевой офицер в отставке, имеет ранения и награды. И мне кажется, что у него хорошо получается проводить экскурсии, отвечать на вопросы паломников.
Сам я не слишком большой любитель ездить в паломнические поездки. Делаю это не часто. Недавно вот по благословению владыки в качестве духовника группы возил омичей на Святую землю. Мне кажется, каждый вынес из этой поездки что-то важное.
Я вообще не понимаю, обо что здесь «копья ломать». Ну приехал человек, посмотрел, где-то потрудился, – в чем проблема-то?
Если кто-то из монашествующих ищет именно уединения, то он вполне может найти себе такую обитель, где не будет полчища «духовных туристов», которые разоряют его духовный строй.
Не зря же говорят – если тебе что-то не нравится, значит, надо менять либо свое отношение, либо, если ты думаешь, что с отношением все в порядке, значит, может быть, надо поменять монастырь. Многие святые, например, Лев Оптинский, переходили из обители в обитель, ища более удобного для себя устава, строя, жизненного уклада. Какой смысл сидеть, ничего не делать и быть вечно недовольным?
Если паломники ведут себя не так
Не так ведут себя паломники? Ничего не понимают? Тоже два варианта: или злиться на них – или объяснять.
Проведу такую параллель. Вот, например, ребенок. Он зачастую ничего не понимает, специально упрямится, где-то капризничает, падает на пол, десять раз спрашивает: «А почему это, а почему это?» Можно накричать на него, можно сердиться. Но есть ли в этом смысл? А можно попытаться, отложив свою псевдозанятость, присесть с ним рядом, увлечь его. Чтобы он не воспринимал тебя как источник еды на столе и каких-то неприятностей в виде криков. А воспринимал тебя как друга, как близкого человека, как родителя. И потом уже, проложив эту тропочку, пытаться донести до ребенка какие-то воспитательные моменты.
Паломники – это часто люди в каком-то душевном разброде, незнании, непонимании, кто-то вообще в состоянии внутреннего конфликта и в претензии по отношению к Церкви. Да много вариантов. Но если ты захочешь, ты можешь попытаться поработать и эту ситуацию переломить. Или же просто не хотим работать ни над собой, ни над паломниками в данном случае.
И начинаем говорить, что паломники рассеивают наш духовный мир. Почему-то обильный людской поток не рассеивал духовный мир преподобного Серафима Саровского, Оптинских старцев, они в этом ощущали свое служение роду человеческому.
Мы же все взрослые люди. Каждый должен для себя четко осознавать – монах, мирянин, послушник, какие последствия те или иные действия несут для его души, для его жизни. И от чего-то отходить и что-то, может быть, пытаться преобразовать в своей душе, чего-то сторониться… То есть – думать прежде всего о своей душе, о ее устроении, а не метаться в поисках того, что же этому устроению мешает.