Святой Лука еще и Дееписатель. Конечно, какая книга может быть важнее Евангелия? Какой писатель важнее Евангелиста? Что за вопрос!
Однако же Апостол Лука оставил после себя Евангелие и «продолжение» Евангелия – книгу Деяний Апостолов. Вспомним о ней в день, когда Церковь чтит великого своего Дееписателя (31 октября). Деяния Апостолов в чем состояли? В том, чтобы донести именно евангельскую весть до всех людей. Никакие препоны, запреты и карательные меры не могли их остановить.
Заканчивается книга Деяний на том, что Апостол Павел просвещает людей в Риме, в самом сердце огромной империи. На Павле в Риме одеты железные узы, но слово Божие не вяжется. Оно свободно и освобождает людей. Из самого страшного рабства – освобождает из рабства греху и погибели.
Начинается с Христа
Книга Деяний начинается не с Апостолов, а – с Того, Кто их нарек Апостолами. Воскресший Христос приходит к Своим ученикам, заповедует им оставаться в Иерусалиме, пока они не примут небесную силу Святого Духа. И возносится на небо. Он не оставляет их на земле одинокими, Христос невидимо будет пребывать с ними всегда. С Него всё у нас и начинается.
На праздник Пятидесятницы Апостолы получают дары Святого Духа и выходят на открытую проповедь Евангелия. К этому дню многочисленные паломники ежегодно съезжались в Иерусалим. Великий праздник! И великое чудо, благодатная проповедь Апостолов услышана. Тысячи людей принимают весть о Христе и крестятся во имя Отца и Сына и Святого Духа. Этот момент часто называют днем рождения Церкви.
За один день община учеников Христовых выросла многократно. Многие новокрещеные со временем вернулись в свои дома, в страны постоянного проживания. И там проповедали Христа. Так началось распространение христианства.
Не всем это было по душе
Кто-то принял Христа, а кто-то считал апостольскую проповедь страшным соблазном. И перед лицом соблазна старался сложа руки не сидеть. Церковь сразу же столкнулась с мощным противодействием. Не обошлось без чудес и тут. Апостола Стефана за проповедь арестовали, «судили» синедрионом и повлекли на побиение камнями.
В этот мученический час мы видим фигуру сравнительно молодого человека по имени Саул (в латинизированной форме: Павел). Он на стороне врагов Церкви. Саул возмущен евангельской проповедью и выступает с инициативой новых гонений на учеников Христа, находит поддержку своей инициативе на уровне первосвященника.
Внезапная мистическая встреча с Христом заставляет его переменить свои убеждения. Саул встает на сторону гонимых, получает крещение. И сам подвергается жестоким преследованиям. За что? За проповедь о Христе!
Дороги вели в Рим
Как известно, ученики Христовы были из провинциальной Галилеи. В книге Деяний мы видим, как сердце церковной жизни начинает биться уже не в Галилее, а в Иерусалиме. Это важный шаг вперед.
Иерусалимскую общину возглавляет ближний круг учеников – из числа Двенадцати Апостолов: Петр, Иаков… В Иерусалиме происходит первый церковный Собор. Еще один важный шаг. Апостольский Собор засвидетельствовал, что Христос исполнил Моисеев закон; те, кто верует во Христа Спасителя, не обязаны принимать обрезание и многие другие ветхозаветные заповеди закона. Бог заключил с людьми Новый Завет.
Сейчас трудно поверить, понять-почувствовать, насколько апостольский Собор широко открыл дверь для тех язычников, которые готовы были прийти к истинному Богу.
Павел тоже стал Апостолом Христовым. И оказался неутомимым проповедником, поистине Апостолом язычников.
В книге Деяний есть красочные рассказы о его миссионерских поездках. Начиная с 16-й главы в этих рассказах появляются «мы-отрывки». Как это? Вот святой Лука спокойно в третьем лице описывает, что Апостолу Павлу было духовное видение о том, чтобы пойти с проповедью в Македонию. Они, он…И сразу же спокойно переходит на первое лицо: мы…
Прочитаем Деян. 16:8-10 внимательно: «Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу… После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию». Переход с «они-ему» на «мы» не оставляет сомнений: Лука раньше писал по рассказам Апостола Павла, а теперь пишет как очевидец, от первого лица.
Правда, в греческом оригинале это не так резко выражено, как в русском переводе: местоимения «мы» в греческом тексте нет, есть лишь форма глагола в первом, а не в третьем лице: «положили отправиться» (эзитисамен екселфин). Если задать дополнительный вопрос: «Кто положил отправиться?» – из греческого текста следует однозначный ответ: «Мы положили отправиться».
Выходит, что Апостол Лука с 16-й главы пишет личные воспоминания. Причем не старается в личных воспоминаниях выдвинуть себя на первый план – хотя бы раз-другой – даже намека на это нет. Дееписатель убежденно держится в тени. Не о себе пишет. Не для самовыражения старается.
И Апостол Павел не для себя трудится, а для Христа, всей душой, всей крепостью своей и силой Божьей. Вот почему враги Христовы его искали убить, устроили ему надуманный арест и хлопотали получить от властей максимально суровый приговор. А Павел всё равно не отказался от христианской веры и от деяний, подобающих Апостолам.
Местный суд над Апостолом зашел в тупик. Как римский гражданин Павел потребовал пересмотра его иерусалимского дела в суде высшей инстанции, у римского кесаря. И был отправлен в Рим. Закованным, со стражей. И внутренне свободным. Апостол Павел ехал в центр тогдашнего мира с радостной вдохновенной вестью о Христе.
Христианство никогда не получится загнать на периферию жизни. Оно по воле Божьей будет в самом центре мира. До скончания века. Аминь.