Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:16-17).
Удивительная встреча – после утраты всякой надежды на встречу. «О, сладчайший глас Твой!» – восклицает автор Пасхального канона, парафразируя восторг Магдалины, услышавшей свое имя из уст Того, кто был распят, и Того, кто не смотря ни на что, – вне владений смерти.
Она касается, буквально, хватается, удерживает Его за Его ризы, она, обрадованная и названная по имени, узнавшая и узнанная, не желает новой разлуки в то время, как Он восходит, оставаясь словно прежним – но ещё более живым и прекрасным.
Но она желает прежнего – разговоров, странствий, радости трапез, страннической скудной и свободной жизни среди цветущих лилий, жаждет, увидев невозможное, с небывалой силой возвращения былого, галилейской минувшей весны… И она крепко держит Его за ризы Его. Она хочет навек оставить «земного Иисуса» рядом с собой и остаться с Ним навек – здесь, на земле.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Смысл этого запрещения еще тот, что Господь хотел этим сказать Марии: «Оставь Меня, ибо тебе нельзя быть со Мной неотлучно, не удерживай Меня, а иди и проповедуй Мое воскресение, Мне же надлежит теперь уже не оставаться больше с вами, а вознестись к Отцу Небесному».
…Тайна Евангелия Иоанна, удивительная крестообразная ткань его повествования никогда до конца не раскрывается читающему, ибо это Евангелие влечет ввысь и вглубь, никогда не договаривая все до конца.
Крест, словно осеняющий Иисуса до Воскресения и Вознесения, – знаменует и Воскресшего. По слову протоиерея Георгия Флоровского, Он навсегда знаменован Крестной смертью. Без Креста Иисус немыслим – и крещатый нимб с таинственным греческим словом, переводом священной тетраграммы, открытой Моисею при купине, а по-церковнославянски переведенной «СЫЙ» («Сущий), сияет над главой Воскресшего. «Сый благословен Христос Бог наш…»
И Мария, удерживающая Иисуса от «вхождения во славу» – ключевой термин Иоаннова богословия, так похожа на Петра, который при земной жизни, еще до воскресения Иисуса Христа, узнав Его, сказал, когда они были рядом с городом, построенным в честь земного бога, кесаря: Ты – Христос, Сын Бога Живаго! (Мф.16:16) – а потом стал удерживать….
Здесь – сначала тоже узнавание, здесь – тоже проникновение в тайну Мессии.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16:17-19).
Петр и апостолы «обрели Желаемого» – они услышали подтверждение своим интуициям, своим надеждам. Да – с ними Мессия! Воистину, с нами Бог! Теперь их путь по полям галилейским ничто не остановит, и они блаженны в своих странствиях, и земля кругом цветет, и пусть пять хлебов на всех, и несколько рыбок, и нет двух одежд, и камень вместо подушки – они нашли Мессию, Друга, Вождя, Сына Божия! Земля да радуется с ними, да цветет, словно галилейские нарциссы весенние!
Но что это? Христос открывает им тайны всё дальше….
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16:21-23).
Раввуни, учитель, дорогой, родной, будь милостив к Себе, да что такое Ты говоришь? Зачем уходить тебе? Поставим три кущи, будем странствовать и исцелять, и нам будут рады бедняки Израиля или даже пределов Тирских и Сидонских, раз уж ты и хананеянку помиловал. Не умирай на кресте, ведь это проклятая смерть бунтовщиков – ну а мы с Тобой, какие мы бунтовщики? Мы – смотрим на крины сельные и воробьев, на радость нашей весны галилейской, мы уже привыкли к этой радости, зачем нам иные? и да будет всегда, вечно, ибо Ты – живой. Учитель, будь милостив!
…Петр, презревший после слова жен о Восстании Христа, сделал это оттого, что был не мудрее Магдалины. Он тоже думает о земном, как и она.
«Еще земная мудрствует жена: тем же и отсылается не прикасаться Христу» (стихира на утрени, глас 8).
Два образа Церкви – Петр, деятельный, и Мария Магдалина, не менее деятельная.
Иисус Христос, Сын Божий словно уходит от Марии и Петра в сияющую и страшную бездну – и смерть Крестная, и Вознесение равно страшат и гнетут их сердце. Они не могут принять полноты той человеческой, именно и истинно человеческой славы, в которую входит Иисус… Не в этом ли тайна того, что в своей «Лествице» на первой ступени начертал преподобный Иоанн – «отречение от мира»?
И тогда и Петр, и Мария будут посланы благовествовать…
…Вспоминается пример, который приводил митрополит Антоний – если человек возьмет в руку дорогие часы, то он потерял эту руку. Если человек схватил мир, то он потерял то, что выше мира…
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф.16:24-25).
– Что ты плачешь? кого ищешь?
– Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин.20:15)
Но Его уже не взять, не унести, не удержать – Он свободен, и мы будем свободны. И свободы Христовой никто не отнимет от нас – если будем смелы, если не испугаемся неведомой Славы Крестной – Славы Воскресшего… Только надо – идти за Ним. Всё будет – не так как прежде, ибо прежнее прошло. Но всё будет – с Ним и в Нём.
+++
Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей,
и ешь!
Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!
Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.
Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь!..
Когда на солнце ляжет тень –
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…
…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей,
и ешь!
Так — одолев ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.