Елена Мялкина, заместитель директора по воспитательной работе, работает в Ишненской средней школе 30 лет. Это место стало ее вторым домом, и она очень эмоционально рассказывает о случившихся событиях:
— То, что нашего директора заставляют уволиться, мы узнали еще в июле. А 18 августа ее вызвали в управление образования и объявили об увольнении. Мы, естественно, сразу все собрались, нас было около 20 человек. И мы все поехали в управление образования. Это ведь беспрецедентный случай — увольнение без объяснения ситуации. Ей не сказали, за что ее уволили, почему.
Человек, который построил школу
Именно этот вопрос учителя начали задавать в управлении образования — за что? Второй вопрос, который волновал всех — почему на должность директора не назначили человека, уважаемого во всем коллективе? А такие люди, заслуженные учителя, в школе есть.
— Наталья Клюева пришла в нашу школу всего лишь 7–8 месяцев назад, она по образованию — учитель начальных классов, а ее назначили исполняющим обязанности директора школы. Пока все ее достижения — ремонт в школе, — продолжает Елена Мялкина.
Людмила Федотова отработала в Ишненской школе 38 лет. На вопрос перечислить все ее заслуги Мялкина теряется, потом снова начинает эмоционально и горячо говорить:
— Она построила эту школу, это самая главная ее заслуга. Она работала здесь завучем, она работает здесь директором, бессменным единственным директором в этой школе. Понимаете? Я даже не знаю, сколько можно еще всего перечислять. Сколько мы выпустили учеников, которые получили золотые медали? Наверное, это заслуга директора. Дети, которые получают 98 баллов на ЕГЭ, — наверное, это заслуга директора в том числе.
У Федотовой есть звание «Отличник просвещения», много грамот, она получает их каждый год, наверное, это всё ее заслуги, — перечисляет Елена Мялкина. — Но понимаете, самая первая заслуга — то, какой коллектив она создала, такой, что почти все мы пошли за ней. Она нас всех сплотила, потому что это Человек с большой буквы. У меня сейчас складывается впечатление, что времена доброты, человечности уходят. Приходят наглость, бесцеремонность, разговоры с высоты.
18 августа учителя задали главе района вопрос: «Объясните, почему, за что? Какие привилегии есть у человека, который встал на это место? И что плохого сделал человек, которого уволили позавчера?»
— Что вам ответили?
— Ничего нам не ответили, обозвали клоунами, так и сказали: «Не устраивайте здесь клоунаду». Глава района, который обещал встретиться с коллективом, этому коллективу сказал: «Нет, я никому ничего не обещал. У меня не запланирована на сегодня наша встреча».
А был ли компьютер?
Людмилу Федотову уволили по 278-й статье ч.1 п.2 Трудового кодекса РФ — расторжение трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа. Предлогом для увольнения администрация назвала неумение директора пользоваться компьютером.
Предлог этот вызывает сомнения — как человек, управляющий школой, может не знать азы компьютерной грамотности? Елена Мялкина утверждает, что это неправда. Как и прочие ее коллеги — учителя Лариса Кирпичева, Мария Шиханова, Оксана Хомченко. Все они, включая директора, давно прошли обучающие курсы Intel.
Может ли возраст послужить причиной для увольнения? «Извините, в нашем районе есть люди постарше ее, и они до сих пор работают. Почему же их не увольняют?» — горячится Елена Мялкина. В науке, медицине, образовании возраст — не помеха.
Возмущение учителей вызывает не только стремительное, как взмах гильотины, увольнение. Но и то, что новым директором был назначен, что называется, варяг. Пришлый. Что и привело к драме районного масштаба «Чужой среди своих».
— Мы бы поняли, если бы предупредили, допустим, за полгода, еще зимой: «Людмила Александровна, ваша задача — подготовить человека, так как с 1 сентября вы должны будете уйти с поста». И коллективу никто не сказал: «Товарищи, давайте попробуем выдвинуть кандидата на должность директора, так как Людмила Александровна давно в пенсионном возрасте, она должна покинуть свой пост, может быть, есть желающие?» Желающие у нас были, — продолжает Елена Мялкина.
— На коллектив наплевали просто. И на директора нашего наплевали, на нее надавили и сказали: «Если не уйдете по-хорошему, значит, будете уволены по статье».
Человека, 40 лет проработавшего в школе, уволить по статье — это безобразие полнейшее, — продолжает она. — Это просто бесстыдство! Как поступили с директором и с коллективом — это очень некрасиво. Тем более, накануне нашего профессионального праздника. Такого уважаемого человека на заслуженный отдых нужно отправлять с почестями.
Средний балл по ЕГЭ — выше, чем по России
Мария Шиханова работает в школе восемь лет учителем русского языка и литературы. Она разделяет мнение большинства коллектива:
— Я считаю, что директора уволили несправедливо, поступили с ней незаконно и необоснованно. Отсутствует всякая мораль у тех, кто это совершал, вот так. Обвинения в компьютерной безграмотности — неправда, наш директор выступает с презентациями, защищает проекты на совещаниях. Она действующий, а не формальный руководитель, очень современный педагог.
Людмила Федотова всегда была за своих учителей, стремилась создать педагогам условия для эффективной работы, отмечает Мария Шиханова.
— Она неконфликтный человек, какие-то проблемные вопросы, шероховатости всегда старалась сгладить и искала положительные пути решения проблемы. Поэтому у нашей школы такие высокие показатели и высокие результаты. У нее прекрасные отношения с родителями, с родительским комитетом. «Мы хотим, чтобы наши дети учились у этих учителей и именно с этим директором», — говорят нам родители.
Родителей можно понять. Ученики школы участвуют в различных олимпиадах и конкурсах и блестяще сдают ЕГЭ. Например: средний балл по математике по России — 49,6, в Ишненской школе — 64; по русскому — 76, в школе — 86; по обществознанию — 54,4, в школе — 60; по физике — 52,4, в школе — 61; по информатике — 58, в школе — 69; по химии — 54, в школе — 70.
Школу поддерживают и давно закончившие ее выпускники. Как говорит педагог Оксана Хомченко, «с учениками у нее тоже были хорошие, доброжелательные отношения — ее уважали, она не вводила никого в ступор, в стресс».
В поддержку директора объединились почти все учителя школы. Несколько человек держат нейтралитет.
— Вспомните известный фильм-сказку «На золотом крыльце сидели». Там один из солдат говорил: «Я за вас, но не против себя. Я за себя, но и не против вас». И у нас в школе есть такие же, — улыбается Лариса Кирпичева, учитель русского языка и литературы.
Остальные учителя настроены решительно — вплоть до увольнения. В идеале они хотели бы восстановления в должности предыдущего директора с тем, чтобы она за полгода-год подготовила смену. И этот человек должен давно быть частью коллектива. Похоже, это единственный способ решить вопрос миром.
«Премий вы больше никогда не увидите»
Новый директор при общении с подчиненными никак этот конфликт не комментирует. Точнее, учителям озвучили: если хотите, пишите заявления, увольняйтесь, наберем новый штат. Учителям уже предлагают новые места работы, в Ростовском районе есть нехватка кадров, особенно квалифицированных. В Ишненской школе несколько учителей — с высшими категориями.
— Конечно, когда коллеги узнали о нашей беде, к нам стали поступать звонки: «Не хотите ли вы к нам перейти? У нас все замечательно, никто ни с кем не сражается». Мне предложили новое место работы. Но я со своими буду до конца, — говорит Мария Шиханова.
— 18 августа четырем нашим учителям позвонили директора других школ и прямо сказали: «Мы знаем вашу обстановку, поэтому приглашаем вас на любых условиях», — говорит Лариса Кирпичева.
— Конечно, учителя, у которого средний балл по ЕГЭ — 86, возьмет любая школа. Только нас почему-то не считают за людей здесь. Почему с нами так?
Одна из версий — улучшить качество образования. Нам на прошлой неделе глава администрации сельского поселения в присутствии всех сказал: «Подумаешь, будете работать интенсивнее». Куда уже интенсивнее? Разве мы плохо работаем? Тогда давайте всех остальных директоров снимем. Это настоящее унижение.
Оксана Хомченко, учитель физики, химии, астрономии, работает в школе 23 года:
— Мы надеялись, что хотя бы год еще Людмила Александровна останется с нами. Я с этим человеком почти всю жизнь — училась в этой школе, сюда вернулась на практику, потом на работу. Я при этом человеке росла и доросла до преподавателя высшей категории. У нас дружный коллектив, мы праздники вместе встречали. Людмила Александровна — человек лояльный, деликатный, мудрый, добрый. У нас, в отличие от многих школ, премиальный фонд был всегда. Эта стимулирующая надбавка тоже говорит о порядочности директора.
Газета «Коммерсант» пишет, что новый директор сразу заявила коллективу: «Премий вы больше никогда не увидите, это не ваши деньги».
— У нас был создан совет школы, премии распределяли по заслугам, была целая система стимулирования. Мы всегда сдавали списки добрых дел, люди получали премии не просто так, а за то, что они сделали сверх своих обязанностей, за участие в конкурсах, за результаты. Если ты, допустим, на областном конкурсе первое место выиграл и еще где-то поучаствовал, можно было получить хорошую сумму, — рассказывает Хомченко про премии.
Понимаете, я сама не против нового директора, — продолжает она. — У нее есть светлые идеи, перспектива работать с ней, может быть, и есть. Но все равно увольнение Людмилы Александровны было очень грубым — не проводили спокойно человека на заслуженный отдых с почестями, которые она заслужила. И вся эта внезапность вообще никакого права выбора коллективу не дает. Нам никто не предложил проголосовать за определенные кандидатуры.
Заменить на эффективного менеджера
Ольга Мирясова, представитель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», рассказала «Правмиру»:
— Расторжение трудового договора в одностороннем порядке в сфере образования чревато тем, что дает возможность учредителям, то есть муниципальным или региональным органам власти, по своему усмотрению увольнять и назначать директоров. В большинстве случаев никто не принимает во внимание мнение коллектива. И это как раз та история, когда сплоченный коллектив настоит на своем. Потому что хороший директор — это залог того, что школа работает успешно, учителя не тратят свое время, нервы, силы на то, чтобы выполнять бессмысленные распоряжения. Хороший директор — важный фактор успешности школы.
Возраст мы точно не считаем аргументом против, — продолжает Мирясова, — люди, занимающие руководящие посты в правительстве, часто примерно такого же возраста. Им не ставят в упрек, что они недостаточно хороши, чтобы работать на этом месте. Профсоюз убежден, что мнение коллектива должно быть принято во внимание. Директора нужно вернуть.
Расторжение контрактов в одностороннем порядке создает много конфликтных ситуаций по стране. По этому поводу в профсоюз часто обращаются педагоги:
— Когда любимого директора заменяют на эффективного менеджера, как теперь принято говорить — ситуация распространенная. И для других отраслей она тоже актуальна. Например, в медицине — главврача больницы могут снять без объяснения причин. Такие истории не всегда в публичное пространство выходят. В Сибири в прошлом году к подобной акции прибегли, написали заявления об увольнениях по собственному желанию. Прямо в середине учебного года. И отнесли стопку заявлений главе муниципального района. Фактически это тоже забастовка, потому что нигде в селе никто не найдет сразу весь коллектив школы. Директора в школу вернули за неделю. Обошлось без публичной огласки.
В профсоюзе «Учитель» считают, что у Ишненской школы есть шансы вернуть директора. Или же увидеть на этом посту человека, с которым учителя захотят работать. Сейчас все зависит от настойчивости учителей и родителей. И очень важно бороться, потому что увольнение ценного директора рвет в школе множество важных связей. Профессиональных, эмоциональных, дружеских.
«Это социально значимая профессия, и учителя имеют право требовать для себя тех условий труда, в которых можно выполнять сложную работу», — заключила Ольга Мирясова.
«Как мы детям 1 сентября посмотрим в глаза?»
Директор Наталья Клюева говорила с корреспондентом «Правмира» одну минуту 10 секунд:
— Я не комментирую сложившуюся ситуацию. В моих интересах выполнить должностную инструкцию и подготовить школу к 1 сентября. Пока школа не готова по очень многим позициям, связанным с профилактикой коронавируса в том числе. У меня нет времени о чем-то разговаривать и рассуждать. Мне нужно работать для детей, чтобы учебный процесс в школе начался вовремя, с соблюдением всех требований. Все остальные комментарии я не даю.
До учебного года осталась неделя. Вопрос, кому ученики Ишненской средней школы будут дарить гладиолусы и георгины, кто будет их учить, если большая часть учителей уволится, остается открытым. В поселке Ишня Ростовского района Ярославской области всего одна школа, альтернативы, где учиться, нет. Да и кому захочется покидать школу, ученики которой демонстрируют столь блестящие результаты по ЕГЭ?
Елена Мялкина снова горячо говорит:
— Как мы детям 1 сентября посмотрим в глаза? А их родителям? У нас сейчас на каждом углу, у каждого дома это обсуждают. Понимаете, мы стали заложниками этой ситуации, а мы ни в чем не виноваты. Зачем с нами так поступили? Почему нельзя все это было решить по-человечески?
— Мы не понимаем, почему нас никто не слышит. Мы хотим мира, мы не хотим войны, — добавляет Лариса Кирпичева.