Не вывозят сейчас все. Ну или мне так кажется от количества обращений на консультации с этим запросом. Последние полгода нам твердят, да и мы сами понимаем, что надо очень много работать плюс искать новые возможности. Понимаем головой. Даже пытаемся. Но не вывозим.
Гонит нас к компу чувство долга — давай, работай. Садимся и тупим.
Понятно, что это все последствия сильнейшего стресса — политика, экономика, личное, невозможность строить планы — психике выдерживать это сложно. Усугубляется все тем, что мы держим это в себе и, отвечая на вопрос «И что делать?», не делаем в итоге ничего.
Но все-таки как быть, если надо работать, а в голове — пустота, на работе хочется просто сидеть и смотреть в точку?
Расскажу, как вылезала я. Может, и вам поможет.
Перестать с собой бороться
Это как с болью. Ее проще переносить, если не сопротивляться, а принять и растворять в себе. Так вот. Звучит парадоксально, но… ПЕРЕСТАНЬТЕ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ СВОЕЙ РАБОЧЕЙ ТУПКЕ, признайтесь: «Я туплю. И ничего не могу». Это отправная точка для выхода.
«Я не прав, я все делаю плохо и ничего не успеваю, я останусь без работы», — можно корить себя сколько угодно, но вашей вины в этом нет.
Отпустите мысли о карьерных шансах. Есть они или нет — вопрос десятый для вас сейчас. Потому что даже если они есть, в таком состоянии вы их и не найдете, и если найдете, то запорете. Делайте свою текущую работу, но не думайте о новых проектах, о росте или, наоборот, сокращении — переключитесь на другое. Причем это другое должно быть процессом.
Вы будете смеяться, но меня спасают розы.
Я ужасный садовод. У меня дохнут даже кактусы. Поэтому я на балконе посадила три розы и поставила себе задание: они не должны умереть. И каждый день, методично, читая книжки, я пытаюсь их вырастить. Ощущение, что это занятие голову переключает и дает мозгу возможность отдохнуть, не уходя в отпуск.
Будьте эгоистом
Делайте минимум работы, перебрасывайте свои задачи на коллег. Делайте это в формате «посоветоваться»: обсуждайте задачи с коллегами, они помогут выйти из ступора и запустить процессы. А те задачи, которые требуют от вас активного включения, попробуйте затормозить. Если это невозможно — собирайте рабочие группы для их выполнения. Само наличие людей рядом, совместная работа вытянут проект.
Перестаньте прятать свое состояние
Кто-то, пытаясь скрыть истинное положение вещей, начинает разводить бурную деятельность, включается во все процессы и проекты на работе. Кто-то, наоборот, прячет голову в песок, предпочитая отмалчиваться. И то, и другое может усугубить ситуацию. Тихонечко тупите, соблюдая все сроки по рутинной работе (выше написано как). Состояние спокойной доброжелательной тупки воспримется всеми нормально, и вам не придется испытывать дополнительную агрессию от рабочего окружения.
Реже читайте политические каналы
Я не призываю не интересоваться происходящим — это невозможно. Но мы, читающие новости каждые полчаса, доводим себя до полусмерти, при этом понимая, что изменить ситуацию не можем. Это уничтожение себя. Просто уменьшите периодичность чтения, не переставая оставаться человеком.
Поставьте себе срок для восстановления
Ориентируйтесь на 26 августа — срок окончания сезонов отпусков. Почему? Потому что топ-менеджеры вернутся с отдыха и начнут трансформировать свой бизнес. Нужно успеть прийти в норму к этому моменту. Как выходить из тупки?
Как писала выше, обман мозга новым процессом (розы).
Очень помогают люди, у которых нет такого состояния. Это могут быть коллеги или знакомые, открывающие бизнес, а могут быть иначе заряженные, бодрые люди — спортсмены, туристы, дети и подростки. В общем, любые, кто живет в своих мирах. Чем меньше вы варитесь с таким же погасшим энергетически окружением — тем лучше. Тупка и заразна, и накапливается.
Ищите смыслы
Может помочь ощущение, что вашу экспертизу где-то ждут, кому-то нужна ваша деятельность, ваша помощь, что от вас что-то зависит — это все отрезвляет. Менторинг, волонтерство, благотворительность — сейчас это важно.
А теперь не очень этически правильный, но важный вопрос.
Как сымитировать нормальное состояние при смене работы? Например, вам сейчас нужно проходить собеседование, а вы в состоянии тупки.
Сразу скажу: научу, как это делать на собеседовании. Но это короткий, косметический эффект. Он держится неделю-две. Поэтому на новой работе риски, что вы запалитесь и не пройдете испытательный срок, чрезвычайно высоки.
Собеседование — как помочь себе?
Однако вот несколько советов, которые помогут не выглядеть уставшим и погасшим во время собеседования:
- Готовясь к интервью, заучите свое самопредставление и резюме. Сядьте перед большим зеркалом и рассказывайте о себе, записывая на диктофон. Слушайте запись и повторяйте, учитывая ошибки, четыре-пять раз. На следующий день повторите упражнение (да, опять четыре-пять раз). Повторять важно именно так, механически — рассказывать, записывать, слушать, исправлять ошибку. И так по пять раз в день. Это позволит вам выглядеть очень уверенно, структурно.
- На собеседовании говорите быстрее обычного своего темпа в полтора раза. Многие люди считают, что чем быстрее человек говорит — тем он деятельнее и бодрее.
- Рассказывайте структурно. Структурные люди кажутся деловыми и целеустремленными.
- Улыбайтесь. Улыбка говорит о хорошем настроении, дружелюбии.
- Смотрите чуть выше зрачков собеседника. Такой взгляд кажется заинтересованным, при этом у вас высоко поднята голова и прямая спина — как у стабильного и жизнерадостного человека (зрачок в зрачок смотреть не надо — мы подкорковым пещерным мозгом считаем это агрессией).
- Сходите на медицинский чекап и проверьте витамины и гормоны.
Помните, сейчас в психологической тупке практически все. Не вы больны — мир болеет. Поэтому не пугайтесь, не проклинайте и не насилуйте себя. Потихоньку выбирайтесь и помогайте тем, кто такой же рядом.