«Не запрещайте детям шуметь». Композитор Ульяна Стратонитская — о том, как заниматься с ребенком музыкой
Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock
Если ребенок расшалился, можно запеть — это поможет не раздражаться. Чтобы увлечь малыша музыкой, не надо вести его к педагогам в три года — достаточно слушать дома разную музыку, вместе шуметь и сочинять потешки. Подросток мечтает играть на фортепиано? Учиться не поздно, как это принято думать. Так считает композитор Ульяна Стратонитская. 

Ульяна Стратонитская — композитор, пианистка, лауреат российских и международных конкурсов, автор музыки к мультсериалу «Деревяшки», музыкальный коуч, создательница Виртуальной музыкальной школы в Живом Журнале. Мама двоих детей.

— Ульяна, когда начинать заниматься музыкой с детьми? Правда ли, что после трех уже будет поздно?

— Скажу так: единственно правильного рецепта нет. Будь он, мы бы все уже давно воспитывали идеальных людей. 

Расскажу для начала про себя и своих детей. Я получила максимально возможное музыкальное образование: начала учиться в 4 года и закончила аспирантуру Московской консерватории в 25 лет. За это время я хорошо поняла и прочувствовала, как устроена профессия музыканта, насколько это дело психологически сложное. 

После этого я решила, что если мои дети будут заниматься музыкой, это будет не «потому что», а «вопреки». Я не буду их подталкивать, чтобы они получили систематическое музыкальное образование, поскольку понимаю, что профессионально заниматься музыкой возможно в этом мире только в том случае, если ты не можешь ей не заниматься. 

Во всех остальных случаях музыка — это ресурс: как любое искусство, творчество. Музыка помогает создавать атмосферу, повышать настроение, придает сил. И мне скорее важно передать детям умение взаимодействовать с музыкой именно так, чем учить играть виртуозно на каком-то инструменте.

Ульяна Стратонитская

Тем не менее, известно, что изучение чего-либо создает новые нейронные связи в нашей голове. И если понимать, что мы занимаемся с ребенком не для того, чтобы он потом стал профессионалом в этой области, а именно для развития его мышления, для разнообразия в жизни, для широты кругозора, то это совсем другое дело. 

Сейчас настолько виртуозно развиты навыки исполнительские у людей по всему миру, что  стать грандиозным исполнителем непросто. Для этого надо буквально не выпускать из рук инструмента. А вот сделать музыку частью своей жизни, чтобы она была отдушиной, помогала преодолевать разные эмоции, добавляла креативности — это под силу всем. 

Когда мои дети были еще совсем маленькие, мне было недостаточно просто разговоров с ними: например, эмоции лично мне гораздо проще передать через песни. А еще в каких-то обычных бытовых ситуациях — например, одеть сопротивляющегося младенца — мне очень помогало запеть! Запеть даже не для того, чтобы отвлечь малыша — мне самой это помогало справиться с раздражением. 

— Я видела этот прием в вашей Виртуальной музыкальной школе, которую вы придумали как раз во время декрета. Сосчитать не могу, сколько раз он меня выручал: когда закипаешь и уже открываешь рот, чтобы наорать на ребенка — и вместо этого поешь басом: «Кто это тут разлил»? 

— Да, именно так это и работает! Именно это спонтанное творчество, бытовое музицирование, которое могло происходить в любой момент, у нас было первым шагом к музыкальному развитию. 

Второй момент: я не боялась детям ставить любую музыку. А то говорят иногда, мол, малышам можно только определенную классику наигрывать на колокольчиках. Причем я даже читала у очень уважаемых людей, что вот в такой-то возраст дети должны слушать барокко, потому что барокко —  это идеальные формы. И я думала: «Нет, я не согласна!» Мы же приезжаем в лес с ребенком, а не говорим: «Не надо, слишком сложно для ребенка, слишком много тут деревьев, кустов! Покажите ему лучше картиночку». 

Когда начала уже активно работать, а делала я это дома, дети были все время при мне. На студию они со мной тоже ездили хвостом, там все их любили-обожали. И в какой-то момент я делала один фестивальный мультик и написала для него очень красивую, но сложную песню, со сложным тональным развитием. И пока я записывала ее дома, слышу: дочь моя ходит и поет. Я удивилась: «А что, ты выучила?», потому что там действительно очень сложный материал. Она говорит: «Ну да!» — «Ну, спой тогда мне, я послушаю». 

В общем, она спела, и я подумала, что она это делает намного трогательней, чем я, отправила версию режиссеру, и в итоге именно дочка записывала эту песню для мультика. 

Но цели из детей специально делать музыкантов у меня по-прежнему нет.

Как увлечь детей музыкой 

Но вы музыкант и композитор. А как же быть тем родителям, которые не занимаются музыкой и, возможно, не очень хорошо в ней разбираются? Достаточно ли, если я сама буду петь ребенку песенки — как могу? Или все же полезнее пойти с малышом на развивающие занятия? 

—  Надо себе признаться с самого начала: мы ходим на эти занятия для чего? Чтобы мама отдохнула этот час, пообщалась, увидела других людей? Или она действительно считает, что на этих занятиях ее ребенок что-то себе разовьет? Если второе, то у меня плохие новости. Если первое, то любая деятельность, которая направлена на то, чтобы дать маме заряд положительных эмоций — хороша.

«Я вообще не понимаю математику!» Женя Кац — о том, как увлечь детей точными науками
Подробнее

Если мы хотим, чтобы ребенок действительно занимался музыкой, то переложить ответственность — плохая идея. У меня, например, был опыт перекладывания ответственности, когда я отправила дочку в модный математический кружок. Ей было пять лет, и она очень неплохо для этого возраста считала и соображала. На занятиях родители не присутствовали. И спустя учебный год я обнаружила, что у меня дочка потеряла те навыки, которые у нее были, когда мы с ней просто в быту считали и решали какие-то задачки. 

Тогда я поняла, что перекладывание ответственности ради развития — это неправильно. К сожалению! Это может работать, если ты уверен на 100%, что перед тобой педагог-звезда. Но даже и в этом случае нельзя расслабиться, потому что педагог-звезда может и не найти контакта с ребенком. То есть это индивидуально.

— Так что же делать родителям? 

— Родителям, которые хотят, чтобы у ребенка было хоть какое-то музыкальное развитие, я бы советовала начать с себя.

На мой взгляд, сейчас самая большая проблема с точки зрения музыки — это то, что музыка как фон сопровождает вообще все.

Мы слушаем музыку в дороге, музыка звучит в магазинах и кафе, если у человека дома есть телевизор, то часто он все время что-то шебуршит. И от этого слуховое внимание, конечно, «замыливается». 

Общий музыкальный уровень сейчас примерно, если проводить аналогии с поэзией, «любовь — морковь», «любовь — кровь». Мы понимаем, что это — не очень умный текст.  С музыкальной точки зрения большая часть того, что звучит вокруг, примерно такое же.

Поэтому родителям можно начать осознанно слушать музыку, интересоваться, что это, как устроено. 

— Легко сказать — начать слушать музыку! Но с чего же начать?  

— Например, начать слушать произведения разных эпох. Классическую, академическую музыку очень хорошо рассматривать в историческом контексте. Я поделюсь с вами плейлистом, который я как-то составила: можно начать с него. По нему можно примерно представить, что тебе ближе, и при желании поглубже в это погрузиться. Вбив имя композитора в гугле, вы можете понять, в каком столетии он жил. Потом найти музыку, которая тогда звучала.

Постепенно на слух вы научитесь различать стилевые черты разных эпох. Например, барокко и полифоническую музыку очень слышно. Музыка сильно меняется в эпоху классицизма, когда появляются мелодии и гармонии, и еще сильнее в эпоху романтизма, а уж XX век сложно не узнать. Музыка — это процесс во времени. И он вокруг нас. 

Вот почему сейчас не пишут, как Моцарт? Потому что сейчас другое время, и все, что будет написано в стилистике Моцарта, оно будет просто стилизацией, кукольной, ненастоящей, даже если будет так же хорошо и здорово написано, как у Моцарта. 

Есть композитор Дмитрий Курляндский, достаточно известный в нашей академической среде, его довольно много исполняют по всему миру. Его сочинения тем, кто не знаком с современной академической музыкой, могут показаться странными. Его как-то спросили: «Как подготовиться к прослушиванию вашей музыки?» Он ответил: «Отключить телефон, выйти на улицу, сесть на скамейку, и на час-полтора погрузиться в звуковое пространство, которое находится вокруг вас». Мы сейчас привыкли к клиповому мышлению, слуховому в том числе. Нам хочется, чтобы нас быстро развлекли, ритм какой-то дали, например. А учиться идти за тем, что звучит — это сродни медитации, это уже духовная работа. 

Ульяна Стратонитская

Но с ребенком мы можем начать с самых простых вещей, как раз на уровне «любовь-морковь». Этот уровень вполне возможно воспроизводить дома самостоятельно, придумав его из головы. Как фольклор. Можно попробовать общаться с ребенком, придумывая  потешки. «А где наша ручка, а где ручка, а где наша ножка, а где ножка?» Это элементарные вещи, но это и есть музыкальное развитие. 

Следующий момент: когда ребенок подрастает и начинает воспроизводить всякие разные звуки, чаще всего родителям хочется засунуть ему в рот кляп. Но все вокальные зажимы, которые потом происходят, они происходят как раз потому, что детям запрещают шуметь! 

Я все понимаю про усталость, общественные нормы и так далее. Можно поставить границы: например, нельзя орать в публичном месте. Но хоть какой-то момент, когда шуметь можно, должен быть! Это тоже можно переводить в игру — и самому дать себе возможность погромче что-то сказать, потише что-то сказать. Кстати, таким образом привлекается внимание очень хорошо. Потому что если на фоне гула мама вдруг тихим голосом начинает что-то напевать, дети на это среагируют. 

Музыкальное развитие — это все, что связано со звуком.  Сейчас продается масса всяких трещалок, шумелок и так далее. Но даже не обязательно что-то покупать: достаточно обычных предметов, которые нас окружают. Вот стол, например (ритмично стучит по столу). Всякие шуршащие крупы — со всем этим можно и нужно играть. Есть достаточно известный проект Stomp, участники которого создают ритм из всего — можно посмотреть его для вдохновения. 

Есть великолепное видео Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру», где очень хорошо сняты все группы оркестра, можно увидеть, кто играет, что это за инструменты. Оно длится чуть больше 15 минут, и это можно вместо мультика посмотреть и получить совместное удовольствие.  Я много раз смотрела это видео с детьми, и дети потом безошибочно на слух говорили, что за инструмент играет. Тембральный слух развивался. 

Или, например, в тех же «Деревяшках» мои дети, не видя картинку, могли сказать, что за герой в данный момент на экране, потому что там тоже есть разные тембры. 

В общем, музыкальное развитие маленького ребенка прекрасно может происходить в семье. Главное, не бояться того, что не потянешь. Родителям важно получать удовольствие самим, а ребенок будет наблюдать и потихонечку включаться. 

Чем опасно раннее обучение вокалу

— А если у нас ребенок школьного возраста? С ним потешки уже не попоешь. 

— У меня всегда главное пожелание ко всем: музыкальное образование, музыкальное развитие — это слишком широкое понятие! Нужно определиться с целью. 

Если вы хотите, чтобы ребенок играл на музыкальном инструменте, вы берете музыкальный инструмент и ищете преподавателя. Найти его можно в музыкальной школе — бывает, что везет и в музыкальной школе находится бесплатно очень хороший преподаватель. Если не повезло с музыкальной школой, можно поискать кого-то частным образом. 

Кто-то хочет, чтобы ребенок выучил несколько пьес и мог их исполнять. Собственно, так построена программа в музыкальной школе, когда постепенно усложняются произведения, которые учат. 

Зачем государству физики, которые играют на флейте. Что станет с музыкальным образованием в России?
Подробнее

Либо у родителей цель, чтобы ребенок мог читать с листа: ему поставили ноты, и он сидит играет. Это более сложный навык, который требует тоже определенной практики. 

Либо они хотят, чтобы он подбирал на слух, и это —  другая история. 

Либо они хотят, чтобы он сочинял. 

В принципе, они могут вообще не знать, чего они хотят, и чаще всего так и бывает. В этом случае придется действовать методом проб и ошибок, и все равно придется погружаться в эту тему. Потому что иначе получится, как у нас с математикой, когда ребенок год отзанимался, и потерял то, что у него было. 

Добавлю еще, что я не рекомендовала бы заниматься ранним обучением вокалу (это модно сейчас). На мой взгляд, важнее хорошая наслушанность: чтобы ребенок слушал много разной музыки, слушал много разных вокалистов. 

Потому что техник существует огромное количество, потому что у ребенка все равно в подростковом возрасте случится мутация, ощущения поменяются, и тембр тоже, и вообще, может кардинально все изменится. Поэтому вокал — не самая благодарная для ребенка история. И на мой взгляд, она может создать много психологических проблем. 

— Почему?

— Часто раннее обучение вокалу связано с амбициями родителей, которым хочется, чтобы ребенок пел и выступал. Такой ребенок получает сразу же в большом количестве позитивное подкрепление от того, как его воспринимают окружающие, потому что он —  ребенок, потому что он — поет. 

Когда ребенок подрастает, он становится взрослым, и не всегда таким же уникальным, как в детстве. Он лишается этой части энергии, и это достаточно тяжело.

Хорошая новость: если у вас талантливый ребенок, его музыкально развивать и поддерживать можно со многих сторон, он никуда не потеряет свой талант. 

— Разве нет? Если талантливый ребенок растет в семье не музыкальной, где нет инструмента, где не слушают музыку, то как же тогда он будет развивать свой талант? 

— Он к этому придет. Есть много таких историй. Например, Люка Дебарг — это один из лауреатов конкурса Чайковского, виртуозный пианист. Он уникальный исполнитель, достаточно просто набрать его имя в гугле и послушать, как он играет музыку. Он сел за инструмент очень поздно, уже в подростковом возрасте. И тем не менее, такой результат!

Поэтому бояться, что ты не положила жизнь на то, чтобы ребенок сел за фортепиано и из-за этого теперь он не станет пианистом… Мне кажется, намного хуже убить свою жизнь, и потом не получить результата или не тот результат, который хотелось.

Вообще, мне кажется, родители переоценивают себя. 

Вот у меня два ребенка. Одна в девять месяцев встала, сделала шаг — упала, сделала два — упала, сделала три — упала. К десяти месяцам пошла, набивая себе шишки. Второй встал в семь месяцев, сделал пять шагов, упал на попу, и ни одной попытки за два месяца следующих не делал! А потом встал и пошел без единого падения. Дети все разные!  Нет рецепта как, кого, и чему научить. Это напрягает иногда, потому что ты думаешь: «Ну, как же, я же хочу все запланировать!» Ан нет! Не получится. 

Посадишь ты ребенка в три года за инструмент, и у тебя два варианта — либо он станет музыкантом, либо он не станет музыкантом.

— И если не посадишь — те же два варианта.

— Да! Поэтому тут надо решить, какую часть своей жизни ты готов посвятить детям. Какие жертвы ты готов принести, а какие — нет. И получать удовольствие от процесса.

Как найти хорошего педагога

— Допустим, мне не нужно, чтобы ребенок стал музыкантом, но хочу, чтобы он учился музыке для общего развития. Как раньше всех дворянских детей учили играть на музыкальных инструментах. Ребенок при этом не очень хочет заниматься музыкой. Надо ли настаивать? Не раз слышала, как люди жалеют, что в детстве бросили музыкальную школу.  

— Все, что ребенок не хочет, на мой взгляд, это трата времени и ресурса. Другой вопрос — почему он не хочет? 

Например, я недавно в своем близком окружении наблюдала ситуацию, когда явно способному ребенку один инструмент не понравился, второй — не понравился, а в третий он просто влюбился и очень хороших результатов сейчас достигает. Ребенок может не хотеть заниматься музыкой из-за педагога, из-за того, как построены занятия. 

Бьет по рукам, ноты летят в окно, весь урок стоит крик. Правда ли, что стать музыкантом можно только у педагога-тирана
Подробнее

Потому что в принципе — как музыка может не понравиться? Это же очень весело! Это как со спортом. Если нам важно, чтобы у ребенка была физическая активность, мы ищем ему спорт по душе. Благо в наше время возможностей огромное количество. И так же можно подойти и к музыке. Это необязательно должна быть академическая музыкальная школа. Существуют, например, театральные студии, где дети занимаются и музыкой, и танцами, и рисуют декорации.

Но как и в случае со спортом, все это может быть очень разного качества. И тут очень важна личность тренера или педагога. Когда ты приводишь ребенка в секцию, ты должен понимать, кто с ним работает, потому что он может просто испортить ребенку тело. С музыкой так же —  можно испортить ребенку руки, можно испортить ребенку голос, спину, и это не шутки.  

— Как же искать педагога родителям, которые сами не разбираются в музыке?

— В первую очередь, это сарафанное радио. Сейчас много молодых талантливых людей, болеющих своим делом. Во-вторых, смотрите на ребенка, на то, какие результаты он приносит после занятий. Ребенок ведь будет делиться обязательно, показывать, чему научился. Обращайте внимание на нюансы: что он делает, как он это делает, насколько естественно это выглядит. Горят ли у ребенка глаза после занятий? Ведь главная цель музыкальных занятий — зажечь в нем интерес! Если в человеке есть интерес к движению, рисованию, музыке, он начнет это развивать сам. 

Что не так с уроками музыки в школе

— А что вы думаете про школьную музыкальную программу? Достаточно ли ее для базового музыкального развития?

— Я знаю, что в школах есть множество педагогов-энтузиастов. Если ребенку повезет попасть к такому педагогу, он будет и музыку любить, и даже в чем-то разбираться. Но очень часто музыка в общеобразовательной школе вообще далека от музыки. 

На мой взгляд, основная цель предмета «Музыка», где бы вы ни находились, это — музыку полюбить. Полюбить зачем? Чтобы она могла отдавать тебе свою энергию, чтобы она могла тебя наполнять, чтобы ты мог ей пользоваться как ресурсом, неважно, слушаешь ли ты, поешь ли или играешь. Музыка может стать приятной частью жизни. А может стать какой-то непонятной нудной зубрежкой.

Недавно ребенку моей подруги в школе дали задание написать, что изображает музыка, что хотел выразить композитор. У меня как у композитора от таких вопросов волосы на голове начинают шевелиться. Это первое и самое примитивное стремление: начать визуализировать музыкальные произведения. Нет!

Музыка — это то, что звучит, это то, что рождает эмоции.  И надо понимать, что это очень субъективные эмоции, за это нельзя ставить оценки!

Открою сейчас секрет, может быть. В классической музыке — точнее будет сказать академической — есть такое понятие как «программные сочинения» и «не программные сочинения». Что это значит? Программное сочинение — это когда композитор написал сочинение, и назвал его, допустим, «Болезнь куклы». И поэтому, когда мы слушаем сочинение «Болезнь куклы» и у нас спрашивают: «А что хотел сказать композитор?», мы сразу понимаем, что, вероятно, в этом сочинении композитор рассказывает о болезни куклы. 

Но при этом есть и не программные сочинения, и в них не надо пытаться найти сюжет, если ты не погружался глубоко в историю создания этого произведения и если там не закопано какой-то всем известной личной истории композитора. В аспирантуре мне приходилось писать научную искусствоведческую работу, и я понимаю, как искусствоведы могут любую концепцию притянуть к любой музыке. Это интересно, но это всего лишь субъективное восприятие. 

Классическая музыка для детей
Подробнее

Или в школе спрашивают: в чем разница между песней и романсом. Но подождите, между какой песней и каким романсом? Мы можем взять два романса, и они окажутся такими же различными, как две какие-нибудь песни. Или: в чем разница между кантатой и ораторией? Ни один профессиональный музыковед не будет на этот вопрос отвечать, он сначала уточнит: между какой кантатой и какой ораторией? 

Однажды мне позвонила подруга: «Помоги! У ребенка в тесте вопрос: назови пять самых выдающихся сочинений Рахманинова». Я зависла: «Слушай, ну у него пять фортепианных концертов, давай напишем: концерт №1, концерт №2…» Но простите, тогда куда девать все остальное? Романс «Сирень», «Вокализ», опера «Алеко»… Что из этого «пять самых выдающихся произведений»? Другое дело, если  вопрос будет звучать так: «Какие пять сочинений вы знаете?», в том случае если, например, пять сочинений проходили на уроке. 

Музыка — это про творчество. Ведь дуализм творчества и рациональности, который в музыке присутствует — это же космическая штука! Почему бы не говорить про это? Зачем говорить про энциклопедические скучные и спорные вещи, и называть это музыкой?  Мне кажется, все, что губит интерес — это противоположность развитию.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.