Весна
Все нынешней весной особое,
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо.
Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.
Весеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И черные от слез обводины
С заплаканных очей славянства.
Везде трава готова вылезти,
И улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.
Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега.
Все дымкой сказочной подернется,
Подобно завиткам по стенам
В боярской золоченой горнице
И на Василии Блаженном.
Мечтателю и полуночнику
Москва милей всего на свете.
Он дома, у первоисточника
Всего, чем будет цвесть столетье.
1944
Стихотворение «Весна» удивительно тем, что написано в 1944 году. То есть первая его редакция, отличная текстово, но уже содержащая все основные образы окончательного варианта, появилась более, чем за год до Победы.
По большому счёту, Пастернак здесь говорит о событиях, которые к моменту написания стихотворения принадлежали ещё далёкому будущему – ведь Пражская операция произошла даже позже официального подписания капитуляции Германии. Освобождение Белграда также состоялось лишь в октябре 1944 года.
И в то же время эти события уже ясно видятся поэту:
…улицы старинной Праги
Молчат, одна другой извилистей,
Но заиграют, как овраги.
Сказанья Чехии, Моравии
И Сербии с весенней негой,
Сорвавши пелену бесправия,
Цветами выйдут из-под снега, —
И иногда – описываются как случившиеся:
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий.
В то же время здесь мы вновь видим очень характерную для Пастернака метафору победы как весны – победы жизни над смертью. Ранее мы наблюдали её в «Стихотворениях Юрия Живаго», тематически связанных со Страстной седмицей.
В ранней редакции, которая называлась «Цветы» этот мотив был отчасти сильнее. В окончательном варианте текст приобретает некоторую абстрактность: ведь цветы здесь – это не только трава, пробивающаяся из-под снега на улицах Праги, но и завитки росписей на стенах Кремлёвских палат, и цветные купола Покровского собора (видимо, освобождённые к этому времени от маскировочных конструкций).
Причём внезапно осознанная цветность мира здесь – не только объективное состояние природы. Важно, что и лирический герой, для которого первые годы войны ассоциировались с «сухостью в горле» (см. стихотворение «Победитель»), теперь вновь готов воспринимать мир цветным и прекрасным.
Так в стихотворении Бориса Пастернака возникает очень нехарактерное лишённое парадного официоза, скорее интимно-религиозное переживание Победы:
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо, —
которое разительно отличает это стихотворение от большинства образцов парадной лирики.
Читайте также:
- Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Победитель
- Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Ожившая фреска
- Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Смерть сапёра
- Великая Отечественная. Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Вторник
- Великая Отечественная. Неделя памяти со стихами Бориса Пастернака. Понедельник