От публикатора
Публикуемое ниже письмо1, автором которого является преподобный Силуан Афонский, посвящено важной для монаха, живущего в миру, проблеме — приглашения в гости к мирским людям (“вас просят в гости”). Такие приглашения обыкновенно затрудняют духовную жизнь монаха, особенно его молитвенную практику. Автор письма демонстрирует адресату, как с любовью отказываться от таких визитов.
Копия данного письма была передана нам архимандритом Виктором (Мамонтовым). Перед этим письмо, обнаруженное в архиве известного парижского богослова отца Евграфа Ковалевского, прошло сложный путь — его переслал в Шевтонь большой почитатель духовного наследия преподобного Силуана Афонского отец Силуан, настоятель одного из монастырей во Франции.
Анализ почерка позволяет сделать вывод, что переданная нам копия письма не была написана ни самим преподобным Силуаном2, ни его духовным сыном, сотаинником и жизнеописателем архимандритом Софронием (Сахаровым)3. Скорее всего, письмо было переписано перед отправкой в Свято-Пантелеимоновом монастыре одним из почитателей преподобного Силуана Афонского (на это указывают некоторые слова в письме, уточняющие его смысл и помещенные в скобках со знаком вопроса). Сам же оригинал данного письма, который до нас не дошел, был, по всей вероятности, написан под диктовку преподобного Силуана кем-нибудь из монахов или работников монастыря.
Письмо датируется маем 1938 г., за несколько месяцев до кончины преподобного Силуана. Отец Софроний пишет, что перед кончиной преподобный Силуан заведовал монастырским продовольственным магазином4. Во время этой работы он сильно простудился “и много страдал от ревматизма. Болезнь вынудила его последние годы жизни зимою оставаться в келлии”5. Можно с большой достоверностью предположить, что письмо написано в период работы преподобного Силуана в магазине и его болезни.
Адресатом письма, по всей вероятности, является иеромонах Димитрий6 (Бальфур; в миру — Дэвид)7. В 1932 г., будучи католическим монахом восточного обряда, он приехал на Афон для изучения манускриптов и встретил там преподобного Силуана8. Эта встреча в корне изменила жизнь Д. Бальфура. Он переходит в Православие и принимает монашество с именем Димитрий. Впоследствии он подвизался в различных местах (на Афоне, в Литве у митрополита Елевферия, в Греции, Франции, Великобритании и т. д.), сохраняя постоянную связь с преподобным Силуаном и с отцом Софронием. В мае 1938 г., когда было написано публикуемое письмо, он подвизался в Греции, в городском афинском монастыре Пентели, изучал богословие в Афинском университете и, по благословению правящего архиерея, был даже духовником греческой королевской семьи9.
Это был решающий период в жизни отца Димитрия. С одной стороны, душа его стремилась к монашеской жизни, к уединению, а с другой, — он все более вовлекался в круг “высшего общества”, из которого происходил и который оставался весьма притягательным для него. К сожалению, отец Димитрий не смог выдержать этого искушения. Позднее он отдалился от Церкви, многие годы был дипломатом и лишь за несколько лет до своей кончины снова вернулся в лоно Церкви. В последние годы своей жизни он регулярно принимал Святое Причастие как мирянин в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе, основанном архимандритом Софронием. Как говорил впоследствии епископу Каллисту Диоклийскому сам отец Димитрий, если бы он послушал в те годы совета Старца, вся его жизнь могла бы стать совсем иной10. Скончался отец Димитрий в 1989 г. в Великобритании в возрасте 86 лет.
В настоящее время Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе готовит к изданию переписку архимандрита Софрония (Сахароâà) ñ îòöîì Äèìèòðèåì (Áàëüôóðîì)11.
Возникает еще один вопрос: как это письмо могло попасть в архив отца Евграфа Ковалевского? Маловероятно, что отец Евграф находился в переписке с отцом Димитрием (Бальфуром). Однако поскольку речь идет о копии письма, а не о его оригинале, то, скорее всего, отец Евграф мог получить текст письма или от отца Софрония, с которым он был знаком и сотрудничал во время служения отца Софрония в Париже (в это время отец Евграф весьма интересовался учением преподобного Силуана), или от кого-либо из почитателей преподобного Силуана из афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, с которым отец Евграф мог находиться в переписке.
Перейдем теперь к текстологическому и содержательному анализу подлинности письма.
Для учения преподобного Силуана характерна обращенность на внутреннюю духовную брань с собственными грехами и помыслами, а не на критику других. Он призывает отца Димитрия не обвинять тех людей, которые своими приглашениями мешают духовной жизни монаха, но отказывать им с любовью (можно сказать, даже вежливо), ссылаясь на свое недостоинство: “люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше, и благодарю вас за то, что вы меня приглашаете”. Эта важная часть учения преподобного Силуана выражена им с особой ясностью в его беседе с архимандритом-миссионером12. Другой важной особенностью учения старца Силуана (см. ту же беседу с архимандритом-миссионером) является его стремление опереться в первую очередь на хорошее в человеке, а не на критику его плохих сторон: “люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше”; «Какой покой в Боге! Если бы люди знали сей покой, то бы все ушли работать Богу, но мiр, не зная сего покоя, нас манит: “приидите в гости”». Автор письма пишет и о том, что монах — это “пастырь — молитвенник за весь мiр”. Молитве за весь мир преподобный Силуан уделял особое внимание в своих писаниях.
Как пишет отец Софроний, непосредственно перед кончиной преподобный Силуан много думал о том, что он “еще не смирился”13. И в публикуемом письме, написанном незадолго до смерти старца, автор пишет: “Дал мне Господь познать Христово смирение, душа моя потеряла его и ищу [его]14 день и ночь, [но] еще не нашел…”.
Даже при первом прочтении письма бросается в глаза использование многочисленных выражений, характерных для писаний преподобного Силуана. Рассмотрим лишь некоторые из них:
1) Познать Господа Духом Святым. В письме оно в различных сочетаниях встречается трижды, и в писаниях преподобного Силуана используется очень часто. Вот лишь некоторые из многочисленных примеров:
“На первом году моей жизни в Монастыре душа моя познала Господа Духом Святым” (Старец Силуан. С. 117).
«Дивные дела Господни: из земли создал человека, и перстному дал познать Себя Духом Святым, так что человек говорит: “Господь мой, и Бог мой”; и говорит это от полноты веры и любви» (Там же. С. 118).
“Душа, познавшая Бога Духом Святым, рвется к Нему” (Там же. С. 139).
“Господь так много нас любит, что объяснить этого невозможно, и только Духом Святым познается эта любовь, и душа неизъяснимо чувствует сию любовь. Господь по естеству благ и милостив, кроток и любезен, и описать доброту Его нельзя, но душа без слов чувствует эту любовь, и всегда желает пребывать в таком тихом состоянии” (Там же. С. 150).
2) День и ночь. Это выражение в значении ‘постоянно, непрестанно, непрерывно’ используется в письме три раза и более 60 раз встречается в писаниях преподобного Силуана. Например, в письме мы читаем: “поучаться в законе Господнем день и ночь”, и в писаниях преподобного Силуана говорится:
“Не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь…” (Там же. С. 150).
“Мы должны не только прибегать к Нему, но и постоянно быть в Нем; как Ангелы всегда служат Богу умом, так и монах всегда умом должен пребывать в Боге, и поучаться в законе Его день и ночь” (Там же. С. 172).
“Хорошо поучаться в законе Господнем день и ночь. Чрез это душа обретает покой в Боге, и Господь объемлет всю душу, и тогда для нее нет ничего, кроме Бога” (Там же. С. 200).
3) Благодать учит душу. Это выражение также многократно встречается в писаниях преподобного Силуана (см.: Там же. С. 121, 167, 174, 190).
Широко использует преподобный Силуан и другие выражения, имеющиеся в письме (номера страниц указаны по изданию: Старец Силуан):
услаждаться мiром — С. 118, 154, 198, 204;
[обрести] покой в Боге — С. 120, 127, 138, 141, 148, 166 и др.;
работать Богу — С. 191, 199;
Господь любит Свои дары давать [тем], кто просит — С. 127, 135, 174, 175, 194, 202;
если бы люди знали, как нас Господь любит — С. 139, 146, 158, 159, 161 и др.;
любовь и милость Господа — С. 117, 188;
смирять душу свою — С. 118, 152, 177;
дал мне Господь познать Христово смирение — С. 120, 128, 179;
сладостно и приятно для души — С. 118, 136, 138, 179, 195;
Дух Святой учит… душу — С. 119, 133, 146, 152, 158;
много милостей изливает на ны Господь — С. 136, 158, 190;
когда смиряюсь, то исцелит меня Господь — С. 183 (ср. также С. 140).
Все указанные выше соответствия в совокупности позволяют с уверенностью свидетельствовать, что публикуемое письмо действительно принадлежит преподобному Силуану Афонскому и может быть с полным правом включено в сокровищницу духовного наследия Православной Церкви.
А. Гуревич
†
Христос Воскресе! Дорогой о Господе батюшка отец Димитрий, благословите.
Пишу вашему преподобию, что я испытал, и вы тоже — добро сидеть в келии и поучаться в законе Господнем день и ночь, ибо благодать учит душу, как жить, и ум услаждается Господом. Но люди, [что] вас просят (в гости?), не познали Духом Святым. Они услаждаются мiром, но мы, духовные, должны пред Богом в келии учиться день и ночь. Кто вас зовет, скажите ему: люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше, и благодарю вас за то, что вы меня приглашаете.
Пастырь — молитвенник за весь мiр, его на то избрал Господь. Если придется иногда говорить с мiрскими, говорите о Боге сами им сильно, говорите, что любит нас Господь и зовет нас к Себе день и ночь: “приидите ко Мне все труждающиеся, и Аз упокою вы” (см. Мф 11:28).
Какой покой в Боге! Если бы люди знали сей покой, то бы все ушли работать Богу, но мiр, не зная сего покоя, нас манит: “приидите в гости”. Но мы будем говорить: “нам некогда, много у меня дел, и потому благодарю вас”. Когда вы не будете оставаться в гостях, то народ вас будет любить, и великую будут получать от вас пользу.
Молю Господа, чтобы Он даровал вам дар слова — писать и говорить, — ибо Господь любит Свои дары давать, кто просит, ради себя и народа Господня. Если бы люди знали, как нас Господь любит, то бы день и ночь об этом думали. Какие слова Господни: “Иду к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему…” (см. Ин 20:17)! Какие это слова, полные любви и милости.
День и ночь надо готовиться, смирять душу свою, чтобы любил ее Господь за смирение. Беден я смирением, но дал мне Господь познать Христово смирение, душа моя потеряла его и ищу день и ночь, еще не нашел и прошу вас и всю вселенную, которые знают Христово смирение, помолиться за меня. Оно (смирение?) есть сладостно и приятно для души, оно неописуемо, но Дух Святой учит каждую душу, кто ищет Господа.
Много милостей изливает на ны Господь. Я душевно и телесно больной, но когда смиряюсь, то исцелит меня Господь за ваши святые молитвы.
Сх. Силуан. Май 1938
Публикация А. Гуревича
1Письмо недавно было опубликовано во французском переводе архимандрита Симеона (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе) в книге известного французского богослова Жана-Клода Ларше: Larchet J.-C. Saint Silouane de l’Athos. Paris, 2001. P. 383–387.
2См. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Эссекс. Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990. С. 24, 116 (вклейки). Далее мы будем ссылаться на данное издание, считающееся каноническим, и будем обозначать его для краткости “Старец Силуан”.
3См.: Buisson Ardent: Cahiers Saint-Silouane l’Athonite. Pully, 1999. № 5. P. 9.
4Старец Силуан. С. 80, 106.
5Там же. С. 80.
6Подробнее об иеромонахе Димитрии (Бальфуре) см. Bishop Kallistos (Ware). David Balfour (1903–1989) // Sobornost. Vol. 12. 1990. № 1. P. 52–61; Три встречи. М., 1997. С. 80–83 (в последней книге в сведениях об отце Димитрии (Бальôóðå) èìåþòñÿ íåêîòîðûå íåòî÷íîñòè, ñâÿçàííûå ñ òåì, ÷òî ðàññêàçûâàвшая о нем монахиня Силуана (Соболева) не всегда имела полную и достоверную информацию о некоторых периодах его жизни).
7Конечно не исключено, что адресатом письма является иной отец Димитрий. Это имя весьма распространено в православном мире, но все же такая идентификация отца Димитрия (Бальфура) наиболее вероятна. В настоящее время мы не знаем иного отца Димитрия, пребывавшего вне Пантелеимонова монастыря и свободно владевшего русским языком, с которым преподобный Силуан (тогда, в связи с его посвящением в великую схиму и с болезнью, еще более сокративший свои весьма ограниченные внешние контакты) мог бы вести переписку и в духовной жизни которого он мог бы принимать участие.
8Bishop Kallistos (Ware). Указ. соч. P. 54.
9Там же. P. 55–56.
10Там же. P. 55.
11Избранные письма отца Софрония к отцу Димитрию (Бальфуру) опубликованы в журнале “Церковь и время”. 2000. № 3(12). С. 226–252.
12См.: Старец Силуан. С. 29–30.
13См.: Там же. С. 108.
14Здесь и далее публикатор восстановил в тексте письма (в квадратных скобках) слова, которые показались необходимыми для уточнения смысла, а также привел адреса библейских цитат (даны курсивом). — Ред.