Неизвестные страницы православия в Лондоне
В культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги «Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней». Ее автор, Михаил Сарни — прихожанин Успенского кафедрального собора Лондона. Редактор издания Сергей Чапнин назвал автора единственным в своем роде лондонским церковным краеведом.
Полвека Сурожской епархии
Восьмидесятистраничная книга с большим количеством иллюстраций — плод совместного труда Сурожской епархии Русской Православной Церкви, «Журнала Московской Патриархии» и издательства «Арефа».
Как замечает в предисловии архиепископ Сурожский Елисей, «этот исторический очерк выходит в год празднования 50-летия со дня учреждения Сурожской епархии Московского Патриархата».
Константин Эггерт, обозреватель «Коммерсантъ FM», в течение многих лет работавший на БиБиСи, посещавший службы в лондонском приходе и слушавший проповеди митрополита Сурожского Антония, подчеркнул значение именно этого полувекового периода.
-Это не просто фрагмент истории русского православия. Это серьезный пласт истории русской эмиграции и биографии великого русского философа владыки Антония Сурожского.
Автор книги и Сергей Чапнин поделились некоторыми подробностями издания:
Когда нашей епархией временно управлял тогдашний архиепископ Корсунский Иннокентий, он предложил составить памятку на двух языках об истории прихода к пятидесятилетию епархии, — рассказал Михаил Сарни. — По-русски эта краткая памятка была издана Сергеем Чапниным в «Церковном вестнике». Книга же стала расширенным и дополненным вариантом этой памятки.
Личное участие ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Чапнина сделало возможным полноценное издание брошюры.
-Когда стало ясно, что епархия будет праздновать
Кто станет читателем?
Сергей Чапнин подчеркнул, что «Русская Церковь в Лондоне» — полноценное историческое исследование:
-Главное значение книги — это обстоятельная, основанная на документах и личных впечатлениях история русского православия. История Церкви и прихода находится в контексте отношений России и Британской короны. При том, что церковная жизнь помещена в контекст, автору удалось показать, что это именно церковная жизнь.
Книга двуязычная: русский и английский текст сделают ее доступной не только для тех прихожан, кто свободно говорит по-русски, но и тех, кто его не знает.
-Книг, в которых удалось показать взаимопроникновение Русской Церкви и европейской культуры, как трудно эти мостики создавались — мало, — указывает на еще одно достоинство брошюры Сергей Чапнин. — Казалось, что в 30-50-е годы прошлого века сказали многое (Н. Зернов и другие), но этого недостаточно
Полиграфическое исполнение книги очень качественное, во многом для того, чтобы читатель мог изучить уникальные иллюстрации, собранные Михаилом Сарни в архивах Британии и России. Например, фрагменты писем последнего предреволюционного настоятеля Лондонского прихода протоиерея Якова Смирнова, который вел обширную переписку, в том числе с будущим Патриархом Тихоном и Святителем Николаем Японским.
Когда в Англию пришло Православие?
Вечер вела журналист Ксения Лученко.
О Православной Церкви в Англии есть такое представление, что до 1054 года была неразделенная Церковь, были кельты, святые подвижники. А после разделения Церквей на Западную и Восточную был длительный перерыв. После чего в середине 20-го века приехал митрополит Антоний — и тут-то все и началось, — кратко охарактеризовала она стандартное представление о православном пристутствии в Британии. — Я и сама так считала. И только познакомившись с Михаилом выяснила, что русская православная традиция в Британии восходит к началу 18-го века, ко времени Петра Первого. И история российского православного присутствия в Лондоне содержит массу увлекательных исторических сюжетов, о каждом из которых можно писать отдельную книгу: хватит и на исторические исследования, и на авантюрные плутовские романы, и на детективы, и на обзоры повседневной жизни русских в Англии в 18-м-19-м веках. И все это обнаружил Михаил Сарни, работая в архивах.
О той же неисследованности истории православия в Англии говорил Константин Эггерт.
-Даже у многих британских православных есть такое представление, что где-то с XI века до прихода владыки Антония православия в Англии не было. На самом деле русское присутствие в Лондоне было серьезным. Для тех, кто дорожит русским Лондоном, эта книга — большой подарок. Она заполняет некую лакуну, пустоту, которая существовала в истории русского православия на Британских островах.
Михаил Сарни готовит большой исторический труд, посвященный Русской Церкви в Лондоне (часть глав уже была издана в приходском листке, а также в альманахе «Альфа и Омега»).
Автор книги прочитал небольшую лекцию по истории Православной Церкви в Англии.
Русские не были первыми православными на Британских островах. Даже если не касаться истории неразделенной Церкви в Британии, давшей несколько тысяч святых, необходимо будет вспомнить первый православный храм в Лондоне, построенный в 1680 году греческим архиепископом Иосифом (Георгиринисом). По приказу англиканского епископа Лондона церковь была закрыта примерно через год — православный архиерей не выполнил обязательства служить в соответствии с англиканским вероучением.
Русское Православие в Лондоне было основано Петром Великим — он создал посольскую церковь. Первая литургия в ней была совершена в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в 1716 году греческим архимандритом Геннадием из Александрийской Церкви. Отец Геннадий стал настоятелем посольской церкви духовником русских «петровских юношей», изучавших в Англии «навигацкую науку». Так что первым поколениям русских православных в Британии пришлось исповедоваться через переводчика.
Православные и англикане
Михаил Сарни рассказывает о православной Англии иногда с улыбкой, иногда с грустью — кажется, всех персонажей он знает лично.
Оказывается, взаимная заинтересованность между Православной и Англиканской церквами существует веками.
Уже первый настоятель русской церкви, архимандрит Геннадий, отвечал на вопросы интересующегося православием англиканского богослова о преосуществлении Даров в православии.
Петр I интересовался перспективами присоединения англикан к Православию.
В середине XIX века англиканский священник Джон Мэйзон Нил издает многотомную «Историю Православной Восточной Церкви» — его консультантом стал настоятель русской церкви протоиерей Евгений Попов.
Некоторые переводы православных богослужебных текстов вошли в англиканское богослужение (1 и 9 песнь Пасхального канона).
Темы объединения Церквей касался святитель Николай Японский.
Даже зданием для приходской церкви (приход был учрежден в 1919 году, после революции на Поместном Соборе 1918 года) православные обязаны англиканам, передавшим им храм святого апостола Филиппа в 1922 году.
Митрополит Антоний
Рассказывая о лондонском приходе, автор книги не мог не коснуться личности митрополита Антония (Блума).
-Когда он разговаривал с человеком, он направлял на него все свое внимание. Кроме человека, для него ничего не существовало. У него был взгляд человека внимающего, — говорит Михаил Сарни, показав одну из фотографий владыки.
Из рассказов о митрополите Антонии особенно трогательно звучит один, о смирении, послушании и сыновней почтительности:
-Когда он принял священство, он был вынужден сохранять обещание, данное маме. Она была очень против его рукоположения. Наконец, ее удалось уговорить дать благословение. И она сказала: «Ну, хорошо… Но эта борода! Эта ужасная борода!» И он обещал маме не носить бороды, пока она жива. Она умерла в 1958 году, через два года после его хиротонии. Он был все это время безбородым епископом.
«Я утомил вас», — останавливается Михаил Сарни после почти полуторачасового рассказа. Зал разражается аплодисментами. Презентация закончена, но люди не расходятся — к автору мгновенно выстраивается очередь, не только за автографами, но и просто для разговора, воспоминаний, обмена мнениями…
Встреча с православным Лондоном продолжается.
Книгу Михаила Сарни «Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней» можно приобрести в интернет-магазине»Арефа»
Фото Юлии Маковейчук
Читайте также: