На заседании Синода, которое прошло 14 июля в Екатеринбурге, был утвержден чин «Последования об усопших младенцах, не приемших благодати святого Крещения». На сайте Патриархии текст последования уже появился, а в сетях, между тем, идет активное обсуждение этого, как мне кажется, очень важного на сегодня решения для нашей Церкви.
Надо отметить, что, конечно, мы в этом вопросе уже не первопроходцы, подобные или похожие чинопоследования существуют в ряде других поместных православных церквей, но, должен сказать, что именно этого решения Синода я, как священник, да и не только я, ждал очень давно.
К слову сказать, буквально вчера мне уже написала знакомая, узнавшая об этом чинопоследовании, с вопросом о возможности совершить его по своей давно уже скончавшейся в младенческом возрасте дочери. Девочка умерла через несколько дней после родов. Крестить не успели.
Но вот что хотелось бы все же отметить. Дело в том, что этот чин все-таки, наверное, не стоит считать именно отпеванием в том виде, в каком оно существует в наших требниках, как оно есть на самом деле. Да и вообще, на тему самого понятия отпевания существует очень много недопонимания и даже спорных моментов, которые сегодня очень остро нуждаются в обсуждении и разъяснении. С самим же термином «отпевания» все ясно: большая часть последования поется. А вот какой смысл, зачем, что это?
Отпевание или же «последование мертвенное», как оно называется в Требнике – это совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве. И это очень важно понимать.
Это не частная молитва, а молитва всей Церкви, ее свидетельство о жизни и смерти человека, своей частички, своего чада. Очень точно описал смысл этого чина владыка Антоний (Блум): «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его славой».
А теперь представим насколько современная ситуация с отпеваниями далека от идеала или хотя бы вот этих слов. То есть, отпевания есть – но все ли в них соответствует тому, для чего они были задуманы и составлены? Был ли человек частью Церкви, участвовал ли он в Таинствах, размышлял ли он о жизни вечной, стремился ли к ней?
Чаще всего ответы на эти вопросы священнику приходящему на отпевание уже не узнать, ибо они за устами того, кто ныне лежит в гробу и поведать о своей христианской жизни он уже не сможет, равно как и сказать: нет, это не мое, я не хочу ко Христу и в это ваше Царство. Но священник вынужден произносить и свидетельствовать о вовсе незнакомом человеке так, как словно бы близко знал его.
Бог не нарушает воли человека, не может ее нарушить и Церковь, но часто исходя из факта крещения умершего и просьб родственников Церковь тем не менее, не лишает его христианского погребения. Да, с одной стороны «милости прошу», но с другой стороны есть человек, его желание и воля. Тут все очень непросто.
И еще более непросто с детьми, которые умерли и не успели стать крещеными. Как священник, окормляющий родильный дом, могу сказать, что я мчусь на вызов и просьбу об экстренном крещении иногда даже из деревни почти за сто километров. И по счастью почти всегда успеваю. Нет, крещение не может стать гарантией того, что малыш выживет, об этом я всегда стараюсь сказать мамам, которые нередко думают, что само крещение является панацеей и немедленным спасением от смерти. Но чудеса все же совершаются чаще, чем приходит беда.
А как быть тем, кому в эти тяжелые минуты в реанимации было совсем не до размышлений о том, крестить или нет, тем, у кого времени на это не было совсем? И ведь еще меньше знают, что в экстренном случае мама сама может окрестить малыша, окропив водой и произнеся крещальную формулу. И получается, что от сумм этих неизвестностей и незнаний к нестерпимому факту смерти ребенка прибавляется еще и то, что он не крещен, а значит, ни молитв, ни поминовения, ничего. И люди остаются одни со своей горькой бедой.
Скажу, что мне доводилось видеть и безутешных родителей тех детей, которые умерли все-таки крещеными. И найти вот так сразу довод или же какое-то точное и действенное слово утешения для них нельзя, это то, что им придется прожить и пронести, но в кратких словах к матери или отцу я могу сказать, что Церковь во всей своей полноте молится и разделяет скорбь осиротевших родителей, что они не одни, что мы вместе должны пройти и будем проходить эту страшную и долгую дорогу.
Что же оставалось тем, у кого не было и этого? Канон мученику Уару, частная молитва, свеча на панихидном столе? Этот вопрос очень долго оставался нерешенным. И вот теперь у нас есть возможность хоть как-то эту страницу закрыть, а заодно и напомнить себе и другим, что Бог не лишает нас надежды, что дети, ушедшие скоропостижно и лишенные Таинства крещения не совершили грехов и по своей воле не выбрали зла, не отказались от Бога. Именно наша общая молитва и дерзновение Церкви дает нам надежду, что незримыми для нас путями милосердия Господня ушедшие от нас не останутся без Божественной любви.
Да, сам чин не есть отпевание в прямом смысле этого слова, но в нем есть слова не только утешения родителям, но и прошения Церкви о жизни будущего века для этих крох. Именно потому, что нет и не было выбора у этих детей, что они не виновны в том, что не смогли принять таинство Крещения. Да и бывает так, что и родители этого выбора не имели, немало в моей практике было и таких случаев и каждый из — них это горе горькое, которое неизвестно как прожить и понести. И поэтому теперь, мне хочется надеяться, есть возможность и этим моим знакомым донести новость, которая принесет хоть немного света в их нелегкую жизнь.
Да, я понимаю, что мы и раньше не были лишены права молиться и надеяться, но хотелось бы отметить, что для многих, очень многих людей которые хотели и не успели крестить своих детей именно молитва в храме, именно молитва в Церкви могла бы принести облегчение в их страдании, могла бы стать той важной частью духовной и душевной терапии и принятия в процессе переживания утраты, или же хотя бы дать хоть некоторую опору в страшные и тяжелые минуты. Теперь эта возможность есть. Хотя, конечно же, вместе с этим очень важным решением назрели и многие другие не менее важные вопросы. Возможно, что в каком-то обозримом будущем найдут и они свои ответы. Очень хотелось бы верить.