— Люди часто с пренебрежением относятся: «Ой, придумали себе нечистую силу какую-то, развели тут мракобесие», — говорила мне Ирина, наша прихожанка. — А на самом деле все очень серьезно.
Вчера я приехала в Москву из Оптиной, пришла в наш храм, и мы, слово за слово, вспомнили случай, который произошел весной у нас на подворье.
«С бесами лучше не заигрывать»
Тогда закончилась литургия, начался молебен, во время которого в храм вошла женщина с девочкой лет тринадцати. Девочка как девочка, никто особо и внимания не обратил.
Священник начал читать Евангелие, и вдруг раздался какой-то нечеловеческий рык. Это не чья-то фантазия или придумка. Его слышали все, кто там находился.
Издавала его та девочка-подросток. Жуткое, утробное рычание, никак не вязавшееся с внешностью девочки. Вообще ни с чем человеческим не вязавшееся. Мать крепко зажала ее в кольце рук. Казалось, это не в первый раз, и она знает, что делать.
Люди отодвинулись подальше. Я, честно говоря, тоже. Священник освятил воду и начал с молитвой кропить. Когда капли воды попали на девочку, она вдруг успокоилась, обмякла, и мать практически отнесла ее на лавку.
Закончился молебен, девочка пришла в себя, и они ушли.
— Кто-то смеется: ну какое беснование в XXI веке, какая святая вода, — продолжала Ирина. — А вот, мы сами видели, как бесы зарычали, только услышав Евангелие.
Почему это случилось с бедной девочкой — кто знает. И как капля святой воды ее успокоила — благодать же… Хотя сейчас и не модно в это верить.
Я пыталась поговорить об этом с батюшками. Но все они, как один, говорили:
— Верь в Бога. С Ним ничего не страшно.
А кто-то добавлял:
— Но с бесами лучше не заигрывать. Они ведь тоже существуют.
Что все это очень серьезно, я убедилась, став свидетельницей другой истории. И если бы своими глазами тогда не видела, никогда бы во все это не поверила.
Открылась дверь, и мне стало страшно
Покойную Галину Петровну я знала много лет. Жила она в небольшом провинциальном городке. И каждый раз, когда я там оказывалась, забегала на ее знаменитые пироги.
Была она всегда женщиной красивой, ухоженной, цветущей и с характером. Прекрасно готовила, любила гостей и застолье, дома у нее всегда был идеальный порядок. Вырастили с мужем сына, женили, помогали с внуками. В общем, ничего не предвещало последующих событий.
В очередной свой приезд я случайно встретила на улице соседку Галины Петровны.
— Ты знаешь, что случилось с Галей? — спросила она меня.
— Нет.
— Зайди к ней. Только она не сразу может открыть, ты звони, не уходи.
Я правда долго звонила. Потом дверь, наконец, открылась… и мне стало страшно.
Передо мной стояло «привидение». До этого момента я видела такое только в фильмах. Неопрятное, худое, с безумными выпученными глазами и всклокоченными волосами. Только по отдельным чертам я поняла, что этот незнакомый, явно очень больной человек весом 38 килограммов (это я позже узнаю) — та самая, еще недавно яркая и «аппетитная» Галина Петровна.
«Ты что, их не видишь?»
— Здравствуйте, — промямлила я, кое-как взяв себя в руки.
Она равнодушно смотрела как будто сквозь меня.
— Можно войти?
Надеялась, что она скажет: «Нет».
Галина Петровна отошла в сторону. Потом вдруг заволновалась и начала заглядывать мне за спину.
— Ты одна? Ты их не привела?
— Кого?
— Ну, их…
— Одна, — ответила я, так и не поняв, о ком речь.
Она предложила мне чай. Я отказывалась, потому что Галина Петровна еле двигалась и руки у нее сильно дрожали. Но она настояла. Правда, вместо традиционных пирогов достала остатки какого-то старого печенья.
Сама она ни к чему не притрагивалась и только повторяла:
— Я не буду есть. Там они… Они сидят на еде…
— Да кто же?
— Они! Ты что, не видишь?
Так около часа она повторяла, что какие-то «они» везде.
Единственное, что пришло мне в голову — это предложить ей пообщаться с моим знакомым священником.
Услышав слово «священник», Галина Петровна вдруг метнулась в комнату, спряталась с головой под одеяло, задрожала и застонала:
— Страшно! Как же страшно!
Я пыталась ее успокоить, но она отползала от меня по кровати и шептала:
— Никого не надо. И ты уходи! И их уведи! Уведи! Мне страшно!
Мне самой становилось страшно. Казалось, еще немного — и я сойду с ума. Я попрощалась и ушла, не понимая, что происходит и что теперь со всем этим делать.
«Мне страшно, уведите их»
У подъезда я встретила ту самую соседку, которая попросила меня навестить Галину Петровну. И от нее узнала подробности этой истории.
Как я уже писала, ничего не предвещало беды. Но в один прекрасный день муж Галины Петровны Сергей Иванович, семидесяти лет от роду, влюбился в женщину из соседнего подъезда. И ничуть не таясь, стал к ней с завидной регулярностью захаживать.
Испробовав все традиционные способы возврата в семью блудного супруга, Галина Петровна решила прибегнуть к нетрадиционным.
Какая-то знакомая посоветовала ей обратиться к некой целительнице и ворожее, очень почитаемой среди нецерковной, но мистически настроенной части жителей того города. О ее «духовных дарованиях» ходили легенды.
После визита к ворожее с Галиной Петровной и стали твориться странные вещи. Она перестала есть, спать. Металась днями и ночами по квартире и выла волком. И, как заведенная, повторяла, что везде какие-то «они», которые мучают ее.
В итоге удалось выяснить у Галины Петровны, что «они» — это ни много ни мало черти. Они гадят ей в еду, в воду. Поэтому она не может ни есть, ни пить. Залазят в нос, в уши, под одежду. Постоянно галдят и пугают.
— Мне страшно, страшно, — повторяла она, — уведите их…
И все удивлялась, что, кроме нее, их больше никто не видит.
Повторюсь, если бы все это не происходило на моих глазах, я бы никогда не поверила. Да и тогда мне с трудом верилось в происходящее.
«Лучше Христу верить и Ему молиться»
Я все же позвонила знакомому священнику, он, в свою очередь, знакомому психиатру. Через два дня они уже были в этой квартире.
Подробностей их визита я не знаю, ну, это и понятно — врачебная и священническая тайны. Но батюшка обмолвился, что к лечению нужно подходить «комплексно» — и с медицинской, и с духовной точки зрения.
Дальше было много всего, долго рассказывать. До конца Галина Петровна так и не оправилась. Хотя и в больнице лежала, и в храм захаживала.
Муж к ней в итоге вернулся. И до самой ее смерти они были прикованы друг к другу, как Галина Петровна и просила ту бабку. Она болела и была слаба. У него выявили рак. А потом Галина Петровна умерла.
Помню, давно, когда я вкратце рассказала об этом в интернете, кто-то удивлялся: «Как можно верить во всю эту чушь с чертями и бесами? Человек просто заболел».
Возможно и так — просто заболел. Но хронология событий все же заставляет подозревать и духовную подоплеку.
Когда я расспрашивала обо всем этом того священника, он лишь сказал, как и наше московское духовенство:
— С этим не шутят. Не надо заигрывать с нечистой силой. Почему Господь допускает это? А кто знает… Сильно много думать об этом не надо. Лучше побольше о Христе. Ему верить и Ему молиться. Но понимать, что бесы — это тоже реальность, надо. Об этом же в Писании и Предании сказано. Не сами же люди придумали. И хорошо, если все эти маги и целители окажутся просто мошенниками.
«Вас хотят заставить “молиться” дерьму»
Вот, кстати, история о такой мошеннице, которую рассказал мне когда-то отец Анатолий, знакомый украинский батюшка.
Пришел как-то к нему в храм солидный мужчина — в костюме, галстуке, с дипломатом. Звали его Сергей.
— Мне нужна ваша помощь. Разобраться не могу…
И рассказал, что все у него в жизни хорошо — жена любимая, дети, деньги. Только вот работа его подразумевает деловые встречи, застолья и обязательные отмечания удачных сделок. Начались на этой почве у мужчины проблемы с алкоголем. Сам он справиться не мог, и кто-то посоветовал ему обратиться за помощью к одной целительнице.
Рассказывали, что мало того, что она ясновидящая, так еще и бессребреница. Икон у нее дома видимо-невидимо. Так что церкви это ничуть не противоречит, скорее наоборот.
Ясновидящая, действительно, с Сергея денег поначалу не брала и совершенно бесплатно что-то бормотала у него над головой. Но однажды сказала мужчине, что видит каким-то своим третьим глазом огромного беса, влезающего в Сергея. И предстоит теперь Сергею мучительная смерть.
Но если мужчина пожертвует ей лично сто пятаков мелочью на помин всех страдающих пьяниц, а также тысячу долларов, которые нужно ритуально сжечь и на перекрестке развеять (обряд такой — антиалкоголический), то она бесяру сможет победить.
В общем, в храм Сергей пришел с вопросом: «А нельзя ли беса победить, не сжигая доллары?»
— Долго я с ним беседовал, объяснял, что это просто мошенница, — рассказывал отец Анатолий. — А даже если они кому-то поначалу и помогают, то не от Бога это… Потом еще хуже будет. Он сначала не верил. Говорил, что кругом у нее иконы. И дала она ему с собой «молитвослов на всякие случаи жизни».
Оказалось, у Сергея этот «молитвослов» с собой. Батюшка наугад открыл страницу, а там было написано, что чтобы избежать неудач, нужно пойти на кладбище справить в кладбищенском туалете большую нужду и, «молитвенно» обратившись в дырку, сказать: «Говно, говно! Ты там давно, неудача пусть останется с тобою, а удача пусть пойдет со мною».
— Вас, взрослого делового человека, хотят развести на деньги и при этом заставить «молиться» дерьму, засунув голову в дырку от сортира. Не кажется ли вам это странным?
Парировать Сергею было нечем.
Сейчас он, кстати, один из самых преданных прихожан отца Анатолия. И пить давно бросил. С Божией помощью… А ясновидящую вскоре посадили — за торговлю наркотиками.