«Нельзя одновременно общаться с семьей, слушать лекции и работать». Почему многозадачность — это миф
Радость от того, что теперь можно работать в пижаме и с котом на коленях, поутихла, а рабочие задачи никуда не делись. Более того, дедлайны по ним стали внезапными, а рабочий ритм — хаотичным. Как быть эффективным работником и остаться в хороших отношениях со своей семьей? «Правмир» публикует отрывок из книги Александра Мезина «По домам», которая недавно вышла в издательстве «Бомбора».

Основное отличие работы из дома от офиса в том, что ваши условия труда теперь совершенно точно отличаются от условий труда ваших коллег. Вы только вчера сидели в общем опенспейсе и занимали одинаковые столы с похожими компьютерами и периферией, а сегодня уже созваниваетесь из разных концов города (а то и мира). У кого-то рядом ползает ребенок, у кого-то на фоне лает собака. Кто-то постоянно отвлекается на работающий телевизор, а кто-то плохо вас слышит и шипит в микрофон из-за некачественного интернета.

Людям страшно, а их «мотивируют». Что не так с призывами развиваться на самоизоляции
Подробнее

Общего рецепта по организации домашнего офиса, который более или менее подходил бы всем, нет и не может быть. Но есть ряд принципов и инструментов, которыми вы можете пользоваться, чтобы упростить себе жизнь, вне зависимости от профессии, достатка и семейного положения.

Самостоятельность

Самостоятельность — это важнейшее качество сотрудника при удаленной работе. Многие компании, нанимая людей в распределенные команды, проверяют у них наличие именно этого качества сразу после владения нужными квалификациями. Самостоятельность влияет на все: начиная от того, насколько хорошо вы сможете организовать рабочее пространство, и заканчивая выполнением сложных задач, связанных с вовлечением большого количества людей кроме вас.

Сложно говорить о каком-то особенном методе воспитания в себе этого навыка, кроме непосредственного его проявления. Возникла сложность — пытаешься ее разрешить. Не ставят задачи — находишь себе задачи сам в рамках вашей проектной деятельности. Не получается решить и придумать — идешь к менеджеру и задаешь вопрос, просишь задачу на выполнение.

Рутина и ритм

Закрепление рабочих часов — самый важный элемент построения успешной работы из дома. О том, когда у вас рабочие часы, теперь должны знать не только вы и ваши коллеги, но и все, кто с вами живет.

Часто компании требуют от вас часы обязательного онлайна. Если вы работаете в таких условиях, то вам придется воспринимать это как данность и стараться договориться с родными. Если у вас есть дети и ими некому заняться кроме вашего партнера, скорей всего, ваш партнер одновременно с вами работать не сможет.

Домашний карантин требует новых правил. Как не развестись во время самоизоляции
Подробнее

Если с вас требуют только результат, то тогда старайтесь выбирать рабочие часы таким образом, чтобы они учитывали периоды вашей наибольшей эффективности и были удобны не только вам, но и тем, с кем вы живете.

Рабочая рутина должна оставаться рабочей. Чем четче вы сможете выделить ее из быта, тем лучше для всех участников процесса. При работе на удаленке, как в жизни одному, так и в жизни с кем-то, есть свои плюсы и минусы.

В первом случае вам предстоит серьезная проверка на самоорганизацию, когда никто не стоит за спиной и не может проконтролировать, какую социальную сеть вы листаете в три часа дня.

Во втором варианте придется договариваться и объяснять, что рабочие часы действительно рабочие. То, что вы сидите в фейсбуке, — это выстраивание профессиональных связей, и вы заняты. А то, что смотрите ютуб, — это исследование новой темы, и вы очень сосредоточены на процессе. Лучшим вариантом договоренности будет такой: ваш партнер и другие родственники не трогают вас с такого-то часа до такого-то, абсолютно невзирая на вашу деятельность. Вы можете ходить по квартире, что-то печатать, рисовать, смотреть, читать — это ваши рабочие часы. Ваша работа — это не их дело и не их ответственность.

«Давай ты поиграешь в лего, а я рядом поработаю». Психолог — о том, как родителям выжить в самоизоляции
Подробнее

В эти часы ваша задача — решить все рабочие вопросы так, чтобы к ним не требовалось возвращаться в другое время. Потому что если вы будете нарушать эту договоренность, работая тогда, когда обещали своим родным заниматься другими делами, то и окружающим будет сложно соблюдать свою часть договора и не отвлекать вас от работы.

Метод помидора — это самый часто используемый практический метод организации рабочего времени. Суть его предельно проста: вы занимаетесь одной задачей без отвлечения в течение 25 минут, потом делаете перерыв на 10 минут. Он очень полезен, когда вы не можете позволить себе погрузиться в задачу на какой-то более продолжительный промежуток времени в силу внешних обстоятельств (в основном ими будут выступать живущие с вами люди).

Объяснить, что ближайшие 25 минут вас нельзя трогать даже чуть-чуть, гораздо проще, чем добиться этого на несколько часов. При этом, если вы новичок в работе из дома, этот метод поможет вам концентрироваться хотя бы те же 25 минут, не срываясь попить чай или посмотреть, как там проводит время ваш ребенок.

Дедлайны

Когда приближается дедлайн, а вы чувствуете, что уже не успеваете сделать все задачи, помните одно важное правило: война войной, а обед по расписанию. Работая из дома, вы находитесь в состоянии многосторонней договоренности, в которую вовлечен не только ваш работодатель, но и все живущие с вами люди. И тут важно соблюдать не только те обещания, которые вы дали на работе, но и те договоренности, которые у вас есть с домашними.

«Пусть разрисовывают себя мелками, лишь бы в тишине». Как выжить в самоизоляции с маленькими детьми
Подробнее

Если у вас происходит что-то действительно важное, то вы, наверное, сможете договориться с домашними и выйти за рамки рабочего времени и здравого смысла. Но если у вас экстренные ситуации на работе происходят едва ли не каждый день, то, скорее всего, вы в чем-то заблуждаетесь и не можете отделить работу от личной жизни и отдыха.

Четко определенные рабочие часы должны быть четкими в обе стороны: вы не развлекаетесь во время работы и не работаете во время отдыха.

Мультизадачность

Пожалуй, мультизадачность можно назвать одним из самых распространенных мифов последних десятилетий. Даже сейчас многие люди при планировании думают о том, что будут делать какие-то задачи параллельно. С уверенностью можно сказать, что существенная часть срывов сроков возникает именно из-за того, что кто-то кому-то предложил делать что-то параллельно, а тот согласился. И так все в производственной цепочке.

Так что если вы не считаете себя мультизадачным, то этого как минимум не нужно стыдиться и стесняться, завидуя крутости ваших мультизадачных друзей и коллег. Просто вы честны с собой и заметили, что гораздо эффективнее заниматься одной задачей за раз, а они — еще нет.

И это наталкивает нас на несколько очень важных выводов.

  1. Вы не можете параллельно делать несколько проектов или работать на нескольких работах так, чтобы все эти проекты в какой-то степени не страдали.
  2. Вы не можете параллельно общаться с родственниками и детьми и заниматься своей работой.
  3. Вы не можете параллельно смотреть телевизор, слушать лекции и заниматься своей работой.

Да, вы можете, зная все это, делать какие-то вещи параллельно. Например, я очень часто делаю уборку по дому во время созвонов, на которых не нужно сидеть за компьютером и вовлекаться. Но я отдаю себе отчет, что, как только требуется мое активное участие, мне приходится остановиться и начать говорить. И также понимаю, что с веником в руках я не смогу быстро записать важную мысль. В данной ситуации я руководствуюсь принципом достаточности.

Коммуникация

Во взаимодействии с коллегами самым сложным испытанием может стать невозможность просто подойти и сказать то, что ты хочешь, тому, кому хочешь. При этом телефон не решает проблему, а скорее создает новые, потому что, когда вы не видите, чем ваш коллега в данный момент занят, простой звонок может вызвать много неприятностей и у него, и у вас. Благо, принципы, которыми вы можете руководствоваться при удаленной работе, простые и общечеловеческие.

Взаимодействие с другими членами команды

Прозрачность и предсказуемость — самые важные составляющие командной работы. Чем вы понятнее для окружающих, тем лучше для здорового коллективного рабочего процесса. Никто не любит «черные ящики». Будь вы руководитель, подчиненный, партнер, коллега — вам очень нужно, чтобы каждый, кто заинтересован в вашей работе, хорошо понимал, чем вы были заняты, занимаетесь сейчас и будете заниматься, и мог планировать свою деятельность, ориентируясь на вас.

Алкоголь и переедание создадут проблемы. Врач — о том, как сохранить здоровье в самоизоляции
Подробнее

Показывайте, что вы онлайн/офлайн. Всегда пишите что-то в чат, когда приступили к работе. Старайтесь писать, если пошли на перерыв. Пишите, если закончили работать. Сообщение, оставленное вами в чате, может уберечь вас от неудобных звонков в неурочный час и сохранить всем нервы.

Фиксируйте вашу деятельность и всегда будьте готовы сказать, чем вы заняты сейчас и чем планируете заниматься. Если вы ведете задачи в какой-то программе, делитесь ими с коллегами. Если вы ведете карточки на обычной физической доске — можете выслать их фото, но лучше напечатать их содержимое текстом. Старайтесь не злоупотреблять снимками экрана или задач, потому что по поиску их не получится потом найти.

Соблюдайте традиции и ритуалы команды. Если у вас принято созваниваться каждое утро и планировать день — приходите на этот звонок вовремя. Если каждую пятницу у вас планерка — всегда присутствуйте на этой планерке. Помните: у вас удаленная работа. Причин пропускать регулярный и заранее запланированный созвон очень мало, и практически все они связаны с критическим состоянием здоровья. Точность — вежливость королей. А в случае взаимодействия с коллегами она будет показывать, насколько вы уважаете их время и старание.

Танцы, режим и прогулки на балконе. Как поддержать здоровье детей во время самоизоляции
Подробнее

Если можете никого не дергать — не дергайте. Сделайте сами и обновите статус в задаче, если она есть. Лучше сначала самостоятельно попытаться решить вопрос и только потом обращаться к коллеге. Помните, что каждый раз, когда вы пытаетесь достучаться до кого-то из коллег в рабочее время, вы рискуете отвлечь их от решения собственных задач.

Коммуникация с коллегами должна оказывать минимальное влияние на людей, живущих с вами. Если вы нерегулярно и громко созваниваетесь по поводу и без — любви у домочадцев к вам не прибавится. А значит, они реже будут идти вам навстречу и поощрять вашу работу. Попробуйте систематизировать этот процесс, распланировав созвоны и предупредив родных о том, что вы будете разговаривать. Возможно, громко. Возможно, долго.

В любом случае, если можете не созваниваться — не созванивайтесь. Если вам просто необходимо часто и подолгу говорить по телефону, то изо всех сил старайтесь, чтобы это не мешало домашним. Они, скорее всего, страдают и терпят. Любите их и будьте благодарны.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.